Файл: Отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг публичное акционерное общество "Магнит" к од эмитента 60525p (уникальный код эмитента).pdf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте ограничено (включая
природные ресурсы)
Основной вид деятельности Группы - это розничная торговля, которая не подлежит
лицензированию. Компании Группы имеют лицензии на розничную продажу лекарственных средств, а
также алкогольной продукции, потребляемой не на месте покупки. В случае изменения требований по
лицензированию руководство Группы будет действовать в соответствии с новыми требованиями, включая
переоформление/получение новых лицензий. Группа не использует в своей деятельности объекты,
нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы). Руководство Группы оценивает
риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности, как минимальные.
21
Риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью Группы
(в том числе по вопросам лицензирования), которые могут негативно сказаться на результатах его
деятельности, а также на результатах текущих судебных процессов, в которых участвует Группа.
При осуществлении коммерческой деятельности, принимая бизнес-решения, Группа учитывает
правоприменительную практику судов с целью оценить и спрогнозировать возможные варианты развития
событий, предусмотреть риски. Группа не может полностью исключить возможность участия в
судебных процессах, способных оказать влияние на его финансовое состояние в будущем.
Руководство Группы осуществляет регулярный мониторинг решений, принимаемых высшими
судами, а также оценивает тенденции правоприменительной практики, формирующейся на уровне
окружных арбитражных судов, активно применяя и используя ее не только при защите в судебном порядке
своих прав и законных интересов, но и при разрешении правовых вопросов, возникающих в процессе
осуществления деятельности Группы. В связи с этим риски, связанные с изменением судебной практики,
оцениваются как незначительные.
1.9.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск)
Риск возникновения у Группы убытков в результате неспособности Группы поддерживать
существующие или устанавливать новые деловые отношения и получать доступ к источникам
долгосрочного финансирования вследствие формирования негативного представления о финансовой
устойчивости и финансовом положении Группы или характере его деятельности в целом в настоящее
время оценивается руководством Группы как низкий.
Риски, связанные с продажей продукции под частной торговой маркой ("private label")
В качестве меры по привлечению покупателей и укрепления потребительской лояльности своей
торговой марке, Группа осуществляет продажу товаров под своей торговой маркой. В этой связи
возникает вероятность потенциальных претензий потребителей к качеству продукции, выпускаемой под
торговой маркой Группы. Высокое качество товара - одно из важнейших условий "private label", и сетевые
операторы подвергают себя существенным рискам в случае продвижения плохого товара под собственным
именем. Возникновение претензий к качеству, или иным характеристикам таких товаров, может
нанести значительный вред имиджу Группы в целом, дискредитировать бренд Группы в глазах
потребителей и повлечь существенные финансовые потери.
Руководство Группы работает над усовершенствованием концепции развития собственных
торговых марок и планирует увеличить долю продаж товаров под своей торговой маркой в общем торговом
обороте Группы. С другой стороны, если Группа в будущем окажется не в состоянии привлечь достаточное
количество покупателей к покупке товаров под своей торговой маркой, в результате роста уровня
претензий потребителей к качеству продукции, или по каким-либо другим причинам, то доля от продаж
товаров под своей торговой маркой в общем товарообороте Группы может упасть , что неблагоприятно
повлияет на её валовую рентабельность.
Риски, связанные с качеством продаваемых товаров
Существует риск ответственности Группы в отношении качества продукции, приобретаемой в
магазинах Группы, а также риск предъявления исков в связи с причинением вреда жизни и здоровью. В
соответствии с договорами с большинством поставщиков материальная ответственность за качество
продаваемого товара, при условии соблюдения Группой надлежащих условий хранения, лежит на
производителе. Такие претензии также могут быть предъявлены продавцу указанного товара по выбору
потерпевшего. Возникновение подобных ситуаций может нанести вред репутации Группы, сократить
долю Группы на рынке и отрицательно повлиять на финансовое положение Группы. Помимо этого,
существует риск проявления халатности в отношении соблюдения условий хранения продукции со
стороны персонала Группы, что может привести к материальной ответственности Группы по искам
подобного рода. Группа оценивает данные риски как низкие.
В целях управления репутационным риском Группа обеспечивает контроль за качеством
реализуемых товаров и предоставляемых услуг. Функционирует «Горячая линия» для покупателей, в том
числе отдельная линия для обращений в сфере противодействия коррупции и соблюдения правил деловой
этики, проводится постоянная работа, направленная на поддержание и совершенствование эффективной
системы охраны труда, большое внимание уделяется вопросам безопасности и охраны окружающей среды.
1.9.6. Стратегический риск
22
Риски, связанные с реализацией долгосрочной стратегии Группы по расширению существующей сети
магазинов
Одним из основных компонентов долгосрочной стратегии развития Группы является расширение
существующей сети магазинов. Успех реализации стратегии будет зависеть от различных факторов,
находящихся как в сфере контроля Группы, так и вне её. К таким факторам относятся:
возможность привлечения достаточных средств для осуществления капитальных вложений. В
случае, если Группе не удастся привлечь достаточно средств для расширения торговой сети и
развития каналов дистанционной торговли в планируемых масштабах, то ей, возможно, придется
значительно ограничить масштабы роста сети магазинов, и она может оказаться в проигрышном
положении по сравнению с конкурентами, которые будут развивать свой бизнес более высокими
темпами, что может привести к потере доли на рынке и ухудшению результатов деятельности
Группы;
возможности существующей команды специалистов реализовать проекты по расширению,
повышению эффективности бизнеса и, впоследствии, управлять им;
возможности существующей команды менеджеров по управлению бизнесом могут оказаться
недостаточными для поддержания эффективности деятельности при динамичном расширении её
масштабов. В результате расширения бизнеса возрастает сложность управления Группой в
операционном плане, а также повышается нагрузка на персонал. Поэтому крайне важно провести
качественное усовершенствование операционных и финансовых систем, а также мер контроля и
процедур управления. В Группе реализуются проекты трансформации системы закупок, логистики,
информационных технологий, бухгалтерского учета, финансирования, маркетинга и продаж. Если
Группа будет не в состоянии своевременно провести успешную трансформацию управленческой
системы, это может оказать неблагоприятное воздействие на её бизнес, результаты операционной
деятельности и финансовое положение;
проведение успешной трансформации модели управления для повышения эффективности бизнеса. В
переходный период возможно снижение маржи в период трансформации категорийного управления
(ошибки ценообразования, промо, пересмотр ассортимента, высокий уровень закупочных цен,
распродажа избыточных остатков с дисконтом), а также нехватка, отток квалифицированных
кадров в процессе трансформации организационной структуры и системы мотивации.
успех расширения деятельности Группы в новых для нее регионах будет во многом зависеть от её
способности выявлять привлекательные возможности на рынках ожидаемого роста, от
способности успешно внедрять подходящую для данного региона ассортиментную матрицу и
организовывать эффективную систему закупок, а также от способности управлять операционной
деятельностью на новых локальных рынках. Таким образом, Группа может не получить ожидаемых
выгод и/или потерять часть средств, инвестированных в новые проекты;
реализация эффективной маркетинговой стратегии, которая позволит обеспечить не меньшую или
не намного меньшую эффективность продаж, чем Группа сумела достичь в прошлом. Вследствие
увеличения отраслевой конкуренции, в будущем может значительно снизиться эффективность
маркетинговых мероприятий Группы, что повлечет за собой снижение количества посетителей её
магазинов, и, соответственно, сокращение товарооборота.
расширение сети в рамках одного населенного пункта может привести к возникновению ситуации,
при которой магазины Группы будут конкурировать друг с другом (так называемая
«каннибализация»), что приведет к снижению товарооборота в среднем по магазинам Группы;
наличие необходимых площадей и земельных участков для открытия новых магазинов. На рынке
может не оказаться достаточного количества площадей, пригодных для оборудования магазинов
Группы, что может привести к замедлению темпов роста торговой сети по сравнению с
запланированными и потере доли рынка Группы в пользу конкурентов;
уровень конкуренции в некоторых регионах на момент открытия магазинов Группы может
оказаться слишком высоким для осуществления эффективного входа Группы на рынки этих
регионов, что не позволит достичь планируемого уровня прибыльности;
при замедлении экономического роста на региональных рынках, стратегия расширения торговой
сети на новые территории может оказаться не такой успешной, как запланировано Группой, что
может негативно отразиться на росте бизнеса и рентабельности Группы.
Риски, связанные с программой обновления «магазинов у дома»
Группа продолжает программу обновления «магазинов у дома», направленную на улучшение внешнего
вида таких магазинов, улучшение использования торговых площадей, увеличение торгового ассортимента
путем роста плотности ассортимента продуктов на квадратный метр торговой площади, установку и
использование нового оборудования для того, чтобы увеличить поток покупателей и уровень сопоставимых
продаж. Выполнение программы обновления «магазинов у дома» связано с целым рядом рисков. Стоимость
обновления магазинов может оказаться выше, чем запланировано. Время, отведенное на обновление
магазинов, может оказаться недостаточным, что отрицательно скажется на выручке Группы.
23
Восстановление потока покупателей в обновленные магазины и последующий рост выручки в таких
магазинах могут занять дольше, чем ожидается руководством Группы. И, наконец, увеличение выручки в
обновленных магазинах может оказаться значительно ниже, чем запланировано или даже вообще не
произойти, в особенности на фоне падения потребительского спроса.
1.9.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента
Риски, связанные с текущими судебными процессами, в которых участвует Группа
Группа вовлечена в ряд судебных разбирательств, которые возникают в процессе обычной
хозяйственной деятельности и не создают существенного риска для деятельности Группы.
Риски, связанные с отсутствием возможности продлить действие лицензии Группы на ведение
определенного вида деятельности либо на использование объектов, нахождение которых в обороте
ограничено (включая природные ресурсы)
В настоящий момент лицензированию подлежит розничная продажа такого вида продукции как
лекарственные средства и алкогольные напитки, что касается предприятий Группы, осуществляющих
указанный вид деятельности.
Группа имеет лицензии на розничную продажу лекарственных средств, а также алкогольной
продукции, потребляемой не на месте покупки. В случае изменения требований по лицензированию Группа
будет действовать в соответствии с новыми требованиями, включая переоформление/получение новых
лицензий.
Риски, связанные с возможной ответственностью эмитента по долгам третьих лиц, в том числе
дочерних компаний эмитента
Эмитентом предоставлено обеспечение в форме поручительства для целей получения кредитов ООО
«Тепличный комплекс «Зеленая линия». Эмитент взял обязательства перед кредиторами, что он будет
отвечать за исполнение обязательств со стороны заемщика в полном объеме, включая возврат сумм
кредитов, уплату процентов за пользование кредитами, комиссий и неустоек.
На настоящий момент руководство эмитента полагает, что ООО «Тепличный комплекс «Зеленая
линия» способно надлежащим образом исполнять свои обязательства. В то же время, поскольку
большинство рисков находится вне контроля эмитента, он не может полностью исключить вероятность
их реализации в будущем, что может негативно отразиться на способности заемщика надлежащим
образом исполнять свои обязательства, что, в свою очередь, может привести к существенным
неблагоприятным последствиям для деятельности Группы.
Риски, связанные с возможностью потери потребителей, на оборот с которыми приходится не
менее чем 10 процентов общей выручки от продажи продукции (работ, услуг) Группы
Группа осуществляет розничную торговлю продуктами питания, непродовольственными товарами
и лекарственными средствами через свою торговую сеть, а также при помощи дистанционной торговли.
Покупателями товаров в торговой сети Группы является широкий круг физических и юридических лиц.
Таким образом, риски, связанные с возможностью потери потребителей, на оборот с которыми
приходится не менее чем 10 процентов общей выручки от продажи продукции Группы, отсутствуют.
1.9.8. Риск информационной безопасности
Увеличение количества кибератак на информационные системы по всему миру диктует
необходимость в обеспечении постоянной и достаточной защиты данных и ИТ-инфраструктуры от
вторжений любого рода, в том числе с целью хищения или модификации информации,
несанкционированного доступа, распространения вирусного программного обеспечения. В целях
обеспечения информационной безопасности Компания организовала:
- функционирование процедур и механизмов контроля доступа, утвержденных матриц доступа;
-
систему
управления
изменениями
программного
обеспечения
и
инфраструктуры;
-
резервное копирования данных, дублирования ключевых информационных систем и
инфраструктуры;
- функционирование централизованной системы мониторинга событий;
- дополнительные инвестиции в развитие информационных технологий.
1.9.9. Экологический риск
24
В целях недопущения (минимизации) возникновения ущерба, связанного с негативным воздействием
производственно-хозяйственной деятельности Компании на окружающую среду эмитент выполняет
следующие мероприятия:
- организация мест накопления опасных отходов;
- соблюдение норм и правил безопасного обращения с отходами;
- обеспечение разрешительной и отчетной документацией;
- контроль за развитием, проектированием и строительством объектов в соответствии с
утвержденными стандартами компании по экологии;
- ремонт, реконструкция, ТО очистного оборудования;
- обучение в области охраны окружающей среды с последующим контролем качества знаний
внутренними профильными службами обучения.
1.9.10. Природно-климатический риск
Аварии на экологически опасных объектах в Российской Федерации, а также загрязнение
окружающей среды могут негативно отразиться на деятельности Группы
В отношении всех компонентов окружающей среды (атмосферный воздух, водные ресурсы, почва и
земельные ресурсы, а также растительный и животный мир) в крупных промышленных городах России
сложилась неблагоприятная для проживания населения экологическая ситуация. Вышеуказанные
факторы, в свою очередь, негативно отражаются на здоровье населения страны. Кроме того, на
территории России расположены ядерные и другие опасные объекты. При этом система контроля за
состоянием экологически опасных объектов может требовать совершенствования. Возникновение
аварийных ситуаций на этих объектах, а также неблагоприятная экологическая ситуация в крупных
промышленных городах России может негативно отразиться на деятельности Группы.
Климатические риски Компания классифицирует на физические климатические риски (природные
явления, возникающие вследствие изменения климата: экстренные риски (ураганы, наводнения, пожары и
т.д.) и систематические риски, связанные с долгосрочными изменениями климатических характеристик
и условий (например, глобальное потепление) и переходные климатические риски (риски и их факторы,
связанные с переходом к низкоуглеродной экономике). В целях повышения уровня управления
климатическим риском Компания планирует:
- разработать план мероприятий по внедрению и развитию системы идентификации, оценки, управления
и мониторинга за климатическими рисками;
- провести анализ и внести изменения (при необходимости) в нормативные документы Компании в части,
касающейся управления климатическими рисками;
- провести анализ потенциального применения результатов климатической оценки климатических рисков
и возможностей для бизнеса
.
1.9.11. Иные риски, которые являются существенными для эмитента (группы эмитента)
Среди иных рисков, являющихся существенными для Компании, можно выделить риски, связанные с
интенсивным ростом
, влиянием негативной эпидемиологической обстановки на деятельность Группы,
риск коррупции и мошеннических действий, р
иски систем учета и контроля и другие.
Риски, связанные с интенсивным ростом
Расширение Группы путем приобретения других компаний или их активов может быть связано с
различными рисками, которые могут оказать существенное негативное влияние на деятельность Группы
и её финансовое положение
Группа не исключает возможности расширения своей деятельности путем приобретений других
компаний или их активов.
Использование возможностей по приобретению влечет за собой возникновение определенных рисков,
связанных с приобретением, включая неспособность провести адекватную комплексную проверку
деятельности приобретаемых компаний или их активов и/или финансового положения приобретаемых
компаний и значительно более высокие по сравнению с ожидавшимися в период до приобретения
финансовые риски и операционные расходы. При этом также существуют риски невозможности
успешной ассимиляции деятельности и персонала приобретенных компаний, отсутствия введения и
интеграции всех необходимых систем и контроля, риск потери клиентов, а также риск выхода на рынки,
на которых у Группы отсутствует опыт работы или он незначителен, и/или рынки, на которых ограничен
доступ к необходимому логистическому обеспечению и распределительной сети, а также риск сбоев в
операционной деятельности и рассеивания управленческих ресурсов Группы. Если Группа не сможет
успешно интегрировать свои приобретения, то такие неудачи могут оказать существенное
неблагоприятное воздействие на её финансовое положение и на операционные результаты.
25
Невозможность привлечь достаточный капитал может воспрепятствовать реализации планов
Группы по расширению своей деятельности
Реализация стратегии роста Группы может потребовать значительных капитальных затрат.
Невозможно гарантировать, что потоков собственных денежных средств от деятельности Группы и/или
заимствований от финансовых учреждений или финансовых средств, привлекаемых с фондового рынка,
будет достаточно для финансирования её запланированных расходов в ближайшем будущем. Если Группа
не сможет получить достаточные потоки денежных средств или привлечь достаточный капитал для
финансирования своих запланированных затрат, то, возможно, ей придется сократить, замедлить или
прекратить расширение своей торговой сети.
Резкий рост Группы может привести к нехватке административных, производственных и
финансовых ресурсов
В случае быстрого роста в будущем, может ощущаться значительная нехватка административных,
оперативных и финансовых ресурсов. В результате Группе потребуется, в частности, продолжить
трансформацию и совершенствование своих операционных и финансовых систем, административного
управления и управленческих методик. Группе также придется обеспечивать строгое координирование
деятельности транспортного, технического, бухгалтерского, юридического, финансового, маркетингового
персонала, сотрудников складов и магазинов. Если Группе не удастся успешно справиться с
вышеуказанными задачами, то это может негативно отразиться на деятельности и финансовом
положении Группы.
Из-за постоянного роста Группа может испытывать сложности при продолжении использования,
расширении и улучшении своей информационно-управленческой системы. Если Группа не сможет
поддерживать свою информационно-управленческую систему, системы по финансовой отчетности и
внутреннему контролю на адекватном уровне, её хозяйственная деятельность и финансовое положение
могут существенно пострадать.
Прочие риски
Объединение работников Группы в профсоюзы может оказать влияние на её финансовое
положение и операционные результаты
В настоящее время большинство работников Группы не входят ни в какие профсоюзы. Если
значительная часть сотрудников Группы станет членами профсоюзов, это может оказать значительное
влияние на затраты Группы, в том числе связанные с разрешением трудовых конфликтов, что, в свою
очередь, может оказать существенное негативное воздействие на финансовое положение и операционные
результаты Группы.
Влияние негативной эпидемиологической обстановки на деятельность Группы
Вспышка коронавируса COVID-19 оказала негативный эффект на мировую экономику – рост
инфляции и, как следствие, рост цен на все товары и услуги. К середине 2022 года уровень заражения в
России оказался на минимальном значении за последние два года, государством отменены коронавирусные
ограничения, относящиеся к населению и бизнесу, однако риск возобновления роста заражения
оценивается как средний.
Принимая во внимание данные факты, руководство Группы внимательно следит за ходом процесса
распространения инфекции для своевременного принятия решений, позволяющих не допустить
отклонений в цепочках поставок товара.
Группа принимает все необходимые действия в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора
и Минздрава для недопущения распространения COVID-19 среди своих сотрудников и покупателей в сети
магазинов Группы.
Риск потери руководящих сотрудников и неспособность привлечь квалифицированную рабочую силу
в перспективе
Группа не застрахована от ущерба, который может быть причинен Группе в случае утраты
(увольнения) её ведущих специалистов и руководителей. Группа стремится привлекать наиболее
квалифицированных и опытных сотрудников, и структурирует свои компенсационные пакеты в
соответствии с изменяющимися стандартами российского рынка труда.
Потеря одного или нескольких руководящих сотрудников либо неспособность привлечь и
мотивировать дополнительных высококвалифицированных сотрудников, необходимых для эффективного