Файл: Смертная казнь в уголовном праве россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отмена моратория на смертную казнь, видимо, будет иметь место только в случае серьезного пересмотра международного отношения к данной проблеме. Пока мораторий на смертную казнь прописан в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, смертную казнь в России можно ввести только в том случае, если РФ выйдет из состава Совета Европы, или же если Совет Европы решит пересмотреть этот пункт. С учётом сложившейся обстановки в мире из-за террористических и экстремистских угроз оба сценария возможны, но маловероятны.

3.2. Перспективы отмены смертной казни в России в контексте международно-правовых стандартов

Одним из принципов международного права является уважение прав и свобод человека, а важнейшим правом человека является право на жизнь. Обратной стороной права на жизнь является смертная казнь. Смертная казнь – это наиболее суровая мера наказания, так как она приводит к лишению самого ценного, что есть у человека – его жизни, причем утрата эта является необратимой.

Таким образом, смертная казнь противоречит принципу права на жизнь, который стоит во главе международного права, и поэтому неудивительно, что международное право идет по пути ее полной отмены, предписывая государствам отказаться от этого вида наказания.

Право на жизнь закреплено во многих международно-правовых актах. В статье 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. говорится, что «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». Согласно ст. 5 Декларации «никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным и унижающим его достоинство обращению и наказанию». Статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года гласит: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни».

Цель международного права в вопросе о смертной казни сформулирована в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 32/61 от 8 декабря 1977 г.: «…это прогрессивное ограничение числа преступлений, наказуемых смертной казнью, при выражении желательности отказа от этой меры наказания».

Отсюда вытекает две основные задачи международного права по вопросу о смертной казни:

1. Установление ограничений на применение смертной казни в тех государствах, где она применяется, и гарантий прав осужденных к смертной казни;


2. Ограничение числа преступлений, наказуемых смертной казнью.

Вопросы смертной казни регулируются целым рядом международных документов, в числе которых: Женевские конвенции от 12 августа 1949 года, которые закрепляют гарантии, регулирующие применение смертной казни во время вооруженных конфликтов; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, в том числе Протокол №6 от 28 апреля 1983 года, касающийся отмены смертной казни в мирное время; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Гарантии защиты прав лиц, приговоренных к смертной казни (приняты Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 г.), которые содержат важнейшие ограничения и гарантии при применении смертной казни; Минимальные стандартные правила ООН от 29 ноября 1985 года, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

В этих международных документах ограничивается круг преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, определяются категории лиц, которые не могут быть подвергнуты этой мере, а также оговариваются процедуры, которые необходимо выполнять при производстве по делам, связанных с вынесением смертного приговора.

В настоящее время в мире наблюдается два противоположных процесса, касающихся смертной казни:

С одной стороны, идет сокращение применения смертной казни. Важную роль в этом процессе играет Совет Европы, одним из условий вступления в который является подписание Протокола №6. Кроме этого, активно участвуют в борьбе против смертной казни неправительственные организации. Так, «Международная амнистия» имеет своих представителей во многих государствах. В уставе этой организации сказано, что ее главная цель заключается в обеспечении соблюдения положений Всеобщей декларации прав человека по всему миру через противодействие всеми возможными способами применению и использованию смертной казни. Одной из форм деятельности данной организации является сбор материалов и публикация сведений о законодательстве и фактическом применении смертной казни в разных государствах мира.

С другой стороны, процесс сокращения применения смертной казни идет не везде. Так, за последние десятилетия около 50 стран расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, из которых – 21 ввела смертную казнь за преступления против безопасности государства, за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 13 – за терроризм, убийство заложников, похищение людей, если оно приводит к их смерти, за некоторые экономические преступления (коррупция, хищение государственных средств, вооруженное ограбление) и даже за употребление спиртных напитков (Ливия).



Анализ международных актов, закрепляющих положения о смертной казни, позволяет выделить основные направления правовой регламентации этого наказания:

1. Введение ограничений при применении смертной казни, которые касаются личности осужденных.

2. Сужение перечня деяний, за которые может быть назначена смертная казнь.

3. Установление правовых гарантий для лиц, осужденных к смертной казни.

Первое направление связано с ограничением применения смертной казни в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья лиц, которые совершили преступление.

Неприменение смертной казни к несовершеннолетним. Идея о том, что молодые люди не должны подвергаться смертной казни, обусловлена признанием того факта, что они не достигли полной зрелости, не в полной мере контролируют свои действия и зачастую руководствуются не соображениями разума, а эмоциями, а, значит, не могут нести полной ответственности. Кроме того, их исправление более вероятно, так как психика еще не окрепла и не окончательно сформировалась личность.

Запрет на применение смертной казни к несовершеннолетним содержится в статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, статье 3 Резолюции 1984/50 ЭКОСОС от 25 мая 1984 года, Резолюции 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года, Пекинских правилах, а также в Женевской конвенции от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны.

Большинство стран придерживаются рекомендаций ООН по этому вопросу, но данная норма принята не во всех странах. Например, в Пакистане, США, Ираке применяют смертную казнь к лицам в возрасте до 18 лет. Некоторые страны повысили возрастной ценз до 20 – 22 лет, другие снизили до 12 – 17 лет, а в 11 штатах США он вообще не установлен.

Неприменение смертной казни к пожилым. Норма о том, что смертный приговор не может быть вынесен преступнику старше 70 лет, содержится в Американской конвенции о правах человека. В других международных документах такие положения отсутствуют, хотя международные организации неоднократно высказывались за отказ от смертной казни пожилых людей.

Неприменение смертной казни к беременным женщинам и женщинам имеющим малолетних детей. Эта норма закреплена в статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Смертный приговор не приводится в исполнение в отношении беременных женщин». В Дополнительных протоколах к Женевским конвенциям 1949 года содержится норма о неприменении смертной казни к женщинам недавно родившим ребенка. Эти же требования содержатся в Резолюции 1984/50 ЭКОСОС. Указанных правил придерживаются практически все страны государства, за исключением Ирана.


Неприменение смертной казни к душевнобольным. В международной праве признано, что лица, страдающие психическими заболеваниями, не должны подвергаться наказанию, а соответственно и смертной казни, так как они не могут в полной мере осознавать значение своих действий. Положение о неприменении смертной казни к душевнобольным содержится в статье 3 Резолюции 1984/50 ЭКОСОС, в которой говорится, что смертный приговор не должен приводиться в отношении «лиц, потерявших рассудок».

Надо отметить, что законодательство большинства стран исключает применение смертной казни к душевнобольным, но не везде последовательно придерживаются этого принципа. Так, например, в Кувейте, Сирии и ряде других стран законодательство не содержит норм, исключающих применение смертного приговора в исполнение в том случае, если лицо заболело после совершения им преступления.

Второе направление международно-правового регулирования смертной казни связано с установлением перечня самых тяжких преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь. При назначении наказания пользуются принципом, что тяжесть наказания должна соответствовать тяжести преступления. Данный принцип содержится в норме статьи 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: «в странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления». В Гарантиях ЭКОСОС 1984 года сказано, что перечень самых тяжких преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, «не должен выходить за пределы умышленных преступлений со смертельным исходом или иными исключительно тяжкими последствиями». Аналогичные положения содержатся в Американской конвенции о правах человека.

Анализ международных документов позволяет говорить о двух тенденциях в регламентации применения смертной казни: ограничение в законодательстве числа преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь; вынесение смертного приговора только за совершение самых тяжких из этого числа преступлений.

Третье направление связано с установлением системы гарантий для лиц, осужденных к смертной казни: право на справедливое судебное разбирательство; право на апелляцию и пересмотр решения вышестоящим судом; право на прошение о смягчении наказания и помилование; отсутствие обратного действия закона.

Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах содержит перечень стандартов проведения справедливого суда. К ним относятся: право на справедливое и публичное слушание дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; презумпция невиновности; своевременное информирование обвиняемого о преступлениях, в которых он обвиняется и основаниях обвинения; право на защиту; право общения с адвокатом; право на бесплатную правовую помощь; право опрашивать свидетелей обвинения и представлять свидетелей защиты; право на пересмотр приговора вышестоящим судом.


В Гарантиях ЭКОСОС 1984 года содержатся нормы о том, что смертный приговор может быть вынесен только на основании «четких и убедительных доказательств, не оставляющих места для иного разъяснения фактов». Здесь же содержатся положения, касающиеся права на апелляцию в вышестоящий суд «и должны приниматься меры, чтобы такие апелляции стали обязательными». Смертный приговор не может приводиться в исполнение в период «ожидания решения по апелляции или любой другой процедуры пересмотра дела или других процессуальных действий, связанных с помилованием или смягчением приговора». Лицо также нельзя признать виновным за деяние, которое во время его совершения не считалось преступлением, а также нельзя назначить более суровое наказание, чем предусмотренное законом в момент совершения преступления.

Важной гарантией защиты прав обвиняемых, совершивших преступления, за которые предусмотрено наказание в виде смертной казни, является норма статьи 11 Европейской конвенции о выдаче преступников 1957 года, в которой сказано, что: «Если преступление, в связи с нарушением которого поступило обращение о выдаче, по закону страны, обращающейся с просьбой о выдаче, наказуемо смертной казнью и если за совершение такого преступления законом страны, к которой поступило обращение о выдаче, смертная казнь не предусмотрена или обычно не применяется, в просьбе о выдаче может быть отказано, если только обращающаяся сторона не даст заверений, которые сторона, к которой обращаются, сочтет достаточным в той части, что смертная казнь применена не будет». Таким образом, международно-правовые акты, допуская в отдельных случаях применение смертной казни, стремятся сократить, а в будущем полностью исключить ее применение.77

В мировом сообществе государств следует отнести РФ к странам, которые не отказались от применения смертной казни, но постепенно ограничивают ее назначение, ориентируясь на внутреннюю стабильность в экономической и социальной сфере.

На сегодняшний день правовая регламентация смертной казни в российском законодательстве полностью приведена в соответствие с европейскими нормами о признании права на жизнь и необходимости ограничения применения смертной казни.

В нормах национального законодательства получили закрепление все предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Вторым Дополнительным протоколом к нему и другими правозащитными документами ограничения для государств, применяющих наказание в виде смертной казни и гарантии лицам, которым грозит вынесение смертного приговора. Однако, до сих пор в УК РФ не внесены соответствующие изменения, и в его тексте по-прежнему среди возможных видов наказания фигурирует смертная казнь (ст.ст. 44, 59), что повлекло включение в новый УПК РФ дополнительных процедур для уголовных дел о преступлениях, с которыми УК РФ связывает возможность применения смертной казни (например, требование единогласия при назначении ее судом). Направленность таких нововведений на гуманизацию процессуального регулирования не служит заменой конституционно-правовых обязанностей России по отмене смертной казни. Тем более что, согласно ст. 3 Протокола №6, отступления от его положений не допускаются, а Совет Европы уже предупредил государства, не только являющиеся его членами, но и имеющие в нем статус наблюдателей, что они будут лишены своего статуса в этой организации, если не исключат практику применения смертной казни.