Файл: 1. Мировоззрение и его исторические типы Генезис и сущность философии, Функции философии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диалектика— это философское учение о развитии всех форм бытия и одновременно метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.
Учение диалектики прошло три этапа развития:
°стихийная диалектика древних–Диалектика- искусство ведения спора: именно это явление в переводе обозначает слово «диалектика». Диалектический метод познания мира был основан Сократом и получил дальнейшее свое развитие благодаря софистам;
°диалектика немецкой классической философии– развита Гегелем (гегелевская,
или идеалистическая диалектика). Основу гегелевской философии составляет принцип тождества мышления и бытия: «все действительное разумно, все разумное действительно».
Согласно Гегелю, диалектика- это теория, согласно которой нечто - в частности,
человеческое мышление, - в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез.
Также Гегель сформулировал три основных закона диалектики, на которых базируется диалектический метод познания: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания;
°материалистическая диалектика– предложена марксистами. Согласно им,диалектика- наука о наиболее общих законах движения и развития природы,
общества и мышления. Также они выделили в качестве ее основных принципов всеобщее развитие и всеобщую взаимосвязь.
18. Категории и законы диалектики
19. Природа и ее образы в истории философской мысли
• В предельно широком философском смысле природа – это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория “природа”
соразмерна с понятиями “материя”, “реальность”, “Универсум”, “Космос”.
• Под природой в узком смысле этого слова понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу, а в соответствии с канонами классической философии – и человеку.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) – один из ярких представителей натурфилософии
Умозрительное философское истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, носит название натурфилософии.
• Место натурфилософии в системе философского знания и ее отношения с развивающимся естествознанием исторически менялись.
• Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности, когда она возникла как исходная форма философских представлений о мире.
В настоящее время достаточно популярны идеи, получившие название
«географический детерминизм»
• Сторонников данной теории можно обнаружить уже в древности (Геродот).
• Географический детерминизм − это идеи, согласно которым развитие общества,
причины войн и революций, человеческие обычаи и нравы имеют “естественное происхождение” и определяются прежде всего географической средой.
В Новое время сторонниками этой натуралистической концепции были Монтескьё,
Тюрго, Ренан, Бокль, Тэн, и другие
Сторонник географического детерминизма Шарль Монтескье считал, что власть климата сильнее всех властей. Именно от климата зависят особенности характера,
привычки, привязанности людей, полагал он. “Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши”.
Для российского мыслителя Л. Н. Мечникова (1838 - 1888) определяющим фактором в развитии общества всегда была вода.
В книге «Цивилизация и великие реки» историю человечества он делит на три этапа.
Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Это была “речная” цивилизация.
Затем возникает средиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с обладанием морскими пространствами (2-й этап). С открытием Америки возникает глобальная океаническая цивилизация (3-й этап).
На принципы географического детерминизма опирается геополитика.
Термин был введен шведским ученым Юханом Рудольфом Челленом (1864-1922) и означал учение о государстве как географическом и биологическом организме,
стремящемся к постоянному расширению. Основные понятия геополитики –
“жизненное пространство”, “естественные границы”. Внешняя политика
В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.
Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке.
Также образовалось философское направление – экзистенциализм.
Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, страха смерти и стремление освободиться.
Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая свое предназначение человек душевно оздоравливается.
23. Жизнь и смерть как темы философских размышлений
Проблема жизни и смерти связана с переживаниями человеком своего собственного пребывания в мире. Двойственная (биологическая и социальная) природа человека обуславливает то, что он рождается как бы дважды. В начале как биологическое существо (индивид), а затем как социальное (личность). Поэтому философы и смерть рассматривают не только как природное, но и как социальное явление.
Под смертью вообще понимается естественный конец всякого живого существа.
Однако, в отличие от других живых существ, человек осознает свою смертность. При этом осознание или осмысление смерти происходит по-разному. Вопрос о смерти становится для человека предметом его духовного измерения, личностного и религиозного переживания, связанного с таким экзистенциалами, как страх, любовь,
вера, надежда, вина и т.п.
Древнегреческий философ Эпикур, наоборот, призывал умеренно наслаждаться жизнью, не боясь смерти. Он утверждал, что смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы живем, то смерти еще нет, а когда смерть наступила, то нас уже нет.
А согласно учению французского философа Монтеня, чтобы преодолеть страх смерти или легче её перенести, надо привыкнуть к ней, думая о ней постоянно.
Сосредоточение на проблеме смерти стимулирует поиски смысла жизни, что делает смерть менее страшной, поскольку обретая смысл жизни, человек выходит
(теоретически) за её границы.
Примером спокойного и мудрого отношения к проблеме жизни и смерти могут быть слова индийского философа Махатма Ганди: «Мы не знаем что лучше – жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант».Проблема жизни и смерти философски связана с идеей обретения
Учение диалектики прошло три этапа развития:
°стихийная диалектика древних–Диалектика- искусство ведения спора: именно это явление в переводе обозначает слово «диалектика». Диалектический метод познания мира был основан Сократом и получил дальнейшее свое развитие благодаря софистам;
°диалектика немецкой классической философии– развита Гегелем (гегелевская,
или идеалистическая диалектика). Основу гегелевской философии составляет принцип тождества мышления и бытия: «все действительное разумно, все разумное действительно».
Согласно Гегелю, диалектика- это теория, согласно которой нечто - в частности,
человеческое мышление, - в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез.
Также Гегель сформулировал три основных закона диалектики, на которых базируется диалектический метод познания: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания;
°материалистическая диалектика– предложена марксистами. Согласно им,диалектика- наука о наиболее общих законах движения и развития природы,
общества и мышления. Также они выделили в качестве ее основных принципов всеобщее развитие и всеобщую взаимосвязь.
18. Категории и законы диалектики
19. Природа и ее образы в истории философской мысли
• В предельно широком философском смысле природа – это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория “природа”
соразмерна с понятиями “материя”, “реальность”, “Универсум”, “Космос”.
• Под природой в узком смысле этого слова понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу, а в соответствии с канонами классической философии – и человеку.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) – один из ярких представителей натурфилософии
Умозрительное философское истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, носит название натурфилософии.
• Место натурфилософии в системе философского знания и ее отношения с развивающимся естествознанием исторически менялись.
• Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности, когда она возникла как исходная форма философских представлений о мире.
В настоящее время достаточно популярны идеи, получившие название
«географический детерминизм»
• Сторонников данной теории можно обнаружить уже в древности (Геродот).
• Географический детерминизм − это идеи, согласно которым развитие общества,
причины войн и революций, человеческие обычаи и нравы имеют “естественное происхождение” и определяются прежде всего географической средой.
В Новое время сторонниками этой натуралистической концепции были Монтескьё,
Тюрго, Ренан, Бокль, Тэн, и другие
Сторонник географического детерминизма Шарль Монтескье считал, что власть климата сильнее всех властей. Именно от климата зависят особенности характера,
привычки, привязанности людей, полагал он. “Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши”.
Для российского мыслителя Л. Н. Мечникова (1838 - 1888) определяющим фактором в развитии общества всегда была вода.
В книге «Цивилизация и великие реки» историю человечества он делит на три этапа.
Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Это была “речная” цивилизация.
Затем возникает средиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с обладанием морскими пространствами (2-й этап). С открытием Америки возникает глобальная океаническая цивилизация (3-й этап).
На принципы географического детерминизма опирается геополитика.
Термин был введен шведским ученым Юханом Рудольфом Челленом (1864-1922) и означал учение о государстве как географическом и биологическом организме,
стремящемся к постоянному расширению. Основные понятия геополитики –
“жизненное пространство”, “естественные границы”. Внешняя политика
государств, согласно этой концепции, в основном определяется географическими факторами (климатом, местоположением, природными ресурсами, темпами роста народонаселения).
20. Антропогенез как проблема философии
Ч. Дарвин «Происхождение человека..»1871г. Распространил основные положения эволюционной теории на проблему происхождения человека. Человек имеет естественное происхождение, вышел из мира животных, прошел сложный и длительный путь эволюции.
Антропогенез - процесс происхождения и развития человека как особого биологического вида.
Проблема антропогенеза
• Креационистский подход рассматривает человека как творение Бога.
• Уфологический подход отстаивает идею неземного, космического происхождения человека.
• Натурально-эволюционный подход трактует происхождение человека как объективно-закономерный результат природной и социальной эволюции.
21.Сущность и природа человека
Природа человека– это совокупность стойких, неизменных черт, присущих
человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его от других живых существ. Сущность человека– это его главная черта.
В философии существуют две основные модели человека.
1.Первой модели придерживается материалистическая философия. Это двуединая
модель человека как биосоциального существа. Это означает, что, с одной стороны, человек уже не совсем животное, он вышел из животного мира, ведёт социальный образ жизни и его деятельность определяется социальными программами поведения – знаниями, идеалами, ценностями, нормами того общества, в котором он живёт. С другой стороны, человек – это всё ещё животное, и как животное он действует под влиянием биологических программ поведения – инстинктов. Какие же программы в большей степени определяют поведение человека? Считается, что хотя природа
человека биосоциальна, его сущность социальна, то есть закладываемые обществом программы поведения в большей степени определяют его жизнедеятельность, чем его генетика.
2. Второй модели человека придерживается идеалистическая философия. Это
триединая модель человека, согласно которой он состоит из тела, души и духа.
Тело – это биологическая, природная составляющая человека. Душа–это
психическая составляющая человека, мир его мыслей и чувств, возникающих в ходе взаимодействия с окружающим миром. Образно говоря, душа – это комплекс
20. Антропогенез как проблема философии
Ч. Дарвин «Происхождение человека..»1871г. Распространил основные положения эволюционной теории на проблему происхождения человека. Человек имеет естественное происхождение, вышел из мира животных, прошел сложный и длительный путь эволюции.
Антропогенез - процесс происхождения и развития человека как особого биологического вида.
Проблема антропогенеза
• Креационистский подход рассматривает человека как творение Бога.
• Уфологический подход отстаивает идею неземного, космического происхождения человека.
• Натурально-эволюционный подход трактует происхождение человека как объективно-закономерный результат природной и социальной эволюции.
21.Сущность и природа человека
Природа человека– это совокупность стойких, неизменных черт, присущих
человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его от других живых существ. Сущность человека– это его главная черта.
В философии существуют две основные модели человека.
1.Первой модели придерживается материалистическая философия. Это двуединая
модель человека как биосоциального существа. Это означает, что, с одной стороны, человек уже не совсем животное, он вышел из животного мира, ведёт социальный образ жизни и его деятельность определяется социальными программами поведения – знаниями, идеалами, ценностями, нормами того общества, в котором он живёт. С другой стороны, человек – это всё ещё животное, и как животное он действует под влиянием биологических программ поведения – инстинктов. Какие же программы в большей степени определяют поведение человека? Считается, что хотя природа
человека биосоциальна, его сущность социальна, то есть закладываемые обществом программы поведения в большей степени определяют его жизнедеятельность, чем его генетика.
2. Второй модели человека придерживается идеалистическая философия. Это
триединая модель человека, согласно которой он состоит из тела, души и духа.
Тело – это биологическая, природная составляющая человека. Душа–это
психическая составляющая человека, мир его мыслей и чувств, возникающих в ходе взаимодействия с окружающим миром. Образно говоря, душа – это комплекс
программного обеспечения, необходимый для функционирования тела, его адекватного реагирования на воздействия окружающей среды, выживания. Дух–это
метафизическая (сверхъестественная) составляющая человека, это способность
воспринимать и создавать высшие ценности, не имеющие
практически-полезного характера,то есть, без которых вполне можно жить, но почему-то человечеству не живётся. Это религиозные, нравственные, эстетические,
познавательные ценности. Душа связывает нас с окружающим миром, а дух выводит за его пределы, задает вертикальный вектор развития, формирует идеалы и концентрирует волю к их достижению. Наличие духа у человека невозможно объяснить без воздействия сверхъестественных сил.
Тело, душа и дух не равноценны. Сущностью человека является дух. Именно дух делает человека человеком, отличает его от других живых существ, обусловливает прогресс общества и культуры. Однако новорождённый человек появляется на свет только с двумя составляющими – телом и душой. Дух – это потенциальное свойство человека, которое он должен в себе развить в течение жизни. Далеко не все люди справляются с этой задачей, значительное количество их бездуховно и представляет собой всего лишь «супершимпанзе», то есть хитроумное животное, по выражению
Ф.Ницше.
22.Смысл человеческой жизни
Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.
Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений,
которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия,
понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека.
Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях,
которые возникают у индивидуума.
Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.
метафизическая (сверхъестественная) составляющая человека, это способность
воспринимать и создавать высшие ценности, не имеющие
практически-полезного характера,то есть, без которых вполне можно жить, но почему-то человечеству не живётся. Это религиозные, нравственные, эстетические,
познавательные ценности. Душа связывает нас с окружающим миром, а дух выводит за его пределы, задает вертикальный вектор развития, формирует идеалы и концентрирует волю к их достижению. Наличие духа у человека невозможно объяснить без воздействия сверхъестественных сил.
Тело, душа и дух не равноценны. Сущностью человека является дух. Именно дух делает человека человеком, отличает его от других живых существ, обусловливает прогресс общества и культуры. Однако новорождённый человек появляется на свет только с двумя составляющими – телом и душой. Дух – это потенциальное свойство человека, которое он должен в себе развить в течение жизни. Далеко не все люди справляются с этой задачей, значительное количество их бездуховно и представляет собой всего лишь «супершимпанзе», то есть хитроумное животное, по выражению
Ф.Ницше.
22.Смысл человеческой жизни
Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.
Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений,
которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия,
понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека.
Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях,
которые возникают у индивидуума.
Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.
В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.
Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке.
Также образовалось философское направление – экзистенциализм.
Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, страха смерти и стремление освободиться.
Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая свое предназначение человек душевно оздоравливается.
23. Жизнь и смерть как темы философских размышлений
Проблема жизни и смерти связана с переживаниями человеком своего собственного пребывания в мире. Двойственная (биологическая и социальная) природа человека обуславливает то, что он рождается как бы дважды. В начале как биологическое существо (индивид), а затем как социальное (личность). Поэтому философы и смерть рассматривают не только как природное, но и как социальное явление.
Под смертью вообще понимается естественный конец всякого живого существа.
Однако, в отличие от других живых существ, человек осознает свою смертность. При этом осознание или осмысление смерти происходит по-разному. Вопрос о смерти становится для человека предметом его духовного измерения, личностного и религиозного переживания, связанного с таким экзистенциалами, как страх, любовь,
вера, надежда, вина и т.п.
Древнегреческий философ Эпикур, наоборот, призывал умеренно наслаждаться жизнью, не боясь смерти. Он утверждал, что смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы живем, то смерти еще нет, а когда смерть наступила, то нас уже нет.
А согласно учению французского философа Монтеня, чтобы преодолеть страх смерти или легче её перенести, надо привыкнуть к ней, думая о ней постоянно.
Сосредоточение на проблеме смерти стимулирует поиски смысла жизни, что делает смерть менее страшной, поскольку обретая смысл жизни, человек выходит
(теоретически) за её границы.
Примером спокойного и мудрого отношения к проблеме жизни и смерти могут быть слова индийского философа Махатма Ганди: «Мы не знаем что лучше – жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант».Проблема жизни и смерти философски связана с идеей обретения
бессмертия. В качестве компенсации за страх перед смертью родилась мечта людей о бессмертной душе, остающейся после разложения тела и переселяющейся в другие существа или обретающей вечную жизнь в Боге, в аду или в раю. Реальное же бессмертное человека, по мнению многих мыслителей, состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в его делах, детях,
результатах творчества, памяти людей.
Смысл жизни не дается человеку извне. Его надо найти. Уже сами поиски смысла делают жизнь осмысленной. В философии существуют различные концепции смысла жизни:
1 Гедонизм (жить – значит наслаждаться).
2 Аскетизм (жить – значит отрекаться от мира, истязать плоть ради искупления грехов и т.п.).
3 Эвдемонизм (жить – значит стремиться к счастью как назначению человека).
4 Этика долга (жить – значит жертвовать собой во имя служения идеалу).
5 Утилитаризм (жить – значит из всего извлекать пользу).
6 Прагматизм (жить – значит стремиться к успеху, следуя принципу «цель оправдывают средства»).
Смысл жизни – это личностный выбор каждого отдельного человека. Он заключается в самореализации потенциала личности, в выборе не только общепринятых в обществе ценностей, но также и тех, которые обусловлены индивидуальными качествами человека, его личной жизнью.
24. Общество как предмет философского анализа.
С философской точки зрения общество – универсальная форма человеческой жизнедеятельности. Общество является предметом исследования целого комплекса наук: философии, социологии, истории, социальной психологии и др. В рамках
философского исследования общества решаются общие для всех разделов
философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира, особенности его познавательной активности.
25. Общество как самоорганизующаяся система.
Среди всех известных современной науке сложных систем общество (Социум)
представляет собой суперсложную самоорганизующуюся и саморазвивающуюся,
открытую, диссипативную социальную систему, способом существования которой является деятельность людей. Система - совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой и определенным образом друг с другом
результатах творчества, памяти людей.
Смысл жизни не дается человеку извне. Его надо найти. Уже сами поиски смысла делают жизнь осмысленной. В философии существуют различные концепции смысла жизни:
1 Гедонизм (жить – значит наслаждаться).
2 Аскетизм (жить – значит отрекаться от мира, истязать плоть ради искупления грехов и т.п.).
3 Эвдемонизм (жить – значит стремиться к счастью как назначению человека).
4 Этика долга (жить – значит жертвовать собой во имя служения идеалу).
5 Утилитаризм (жить – значит из всего извлекать пользу).
6 Прагматизм (жить – значит стремиться к успеху, следуя принципу «цель оправдывают средства»).
Смысл жизни – это личностный выбор каждого отдельного человека. Он заключается в самореализации потенциала личности, в выборе не только общепринятых в обществе ценностей, но также и тех, которые обусловлены индивидуальными качествами человека, его личной жизнью.
24. Общество как предмет философского анализа.
С философской точки зрения общество – универсальная форма человеческой жизнедеятельности. Общество является предметом исследования целого комплекса наук: философии, социологии, истории, социальной психологии и др. В рамках
философского исследования общества решаются общие для всех разделов
философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира, особенности его познавательной активности.
25. Общество как самоорганизующаяся система.
Среди всех известных современной науке сложных систем общество (Социум)
представляет собой суперсложную самоорганизующуюся и саморазвивающуюся,
открытую, диссипативную социальную систему, способом существования которой является деятельность людей. Система - совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой и определенным образом друг с другом
взаимодействующих. Системой является любая совокупность явлений, которые связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. В этом смысле системой является и то единство, составными частями которого являются общество и природа.
Основные свойства общества как целого:
Самоорганизация (самодеятельность) – способность самоорганизовываться
Саморазвитие – способность к самостоятельному развитию
Самодостаточность – автономность существования и развития.
Общество имеет сверхсложный иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями.
Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности. Поэтому общество, как социальная система, обладает всеми признаками самоорганизующихся систем: оно характеризуется открытостью,
определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, нелинейностью и потому непредсказуемостью, вероятностным типом развития.
26. Личность и общество
Начиная рассуждение о взаимоотношениях личности и общества, нужно иметь в виду,
что исторически всегда существовали конкретные общества с конкретными типами личностей. Но в этих конкретных обществах и конкретных типах личностей были некоторые общие черты, что и позволяет в общем виде ставить вопрос о взаимоотношениях личности и общества. Далее, не следует представлять дело таким образом, что сначала существовали отдельные люди, а потом они объединились в общество. Еще Аристотель писал, что человек изначально – «общественное животное».
Общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми.
Общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы.
Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:
• специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;
• воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.
Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.).
К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.
Основные свойства общества как целого:
Самоорганизация (самодеятельность) – способность самоорганизовываться
Саморазвитие – способность к самостоятельному развитию
Самодостаточность – автономность существования и развития.
Общество имеет сверхсложный иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями.
Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности. Поэтому общество, как социальная система, обладает всеми признаками самоорганизующихся систем: оно характеризуется открытостью,
определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, нелинейностью и потому непредсказуемостью, вероятностным типом развития.
26. Личность и общество
Начиная рассуждение о взаимоотношениях личности и общества, нужно иметь в виду,
что исторически всегда существовали конкретные общества с конкретными типами личностей. Но в этих конкретных обществах и конкретных типах личностей были некоторые общие черты, что и позволяет в общем виде ставить вопрос о взаимоотношениях личности и общества. Далее, не следует представлять дело таким образом, что сначала существовали отдельные люди, а потом они объединились в общество. Еще Аристотель писал, что человек изначально – «общественное животное».
Общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми.
Общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы.
Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:
• специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;
• воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.
Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.).
К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.