Файл: Курсовая работа воспитание патриотизма школьников во внеурочной деятельности.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Исследование уровня сформированности понятия «патриотизм» у
Уровни сформированности когнитивного критерия патриотизма у младших школьников
Уровни сформированности эмоционального критерия патриотизма у младших школьников
Уровни сформированности поведенческого критерия патриотизма у младших школьников
2.3. Программа «Воспитать гражданина» для младших школьников по патриотическому воспитанию
-
класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание | |||
1. Моя Родина - Россия - 12 часов | ||||||
1 | Главный город страны: путешествие в столицу. | 1 | | |||
2-3 | Московский Кремль как музейный комплекс | 2 | | |||
4-5 | Москва – культурный центр | 2 | | |||
6 | Московские храмы | 1 | | |||
7 | Московский метрополитен: история и архитектура (виртуальная экскурсия). | 1 | | |||
8 | Стихи любимых поэтов о России (конкурс чтецов). | 1 | | |||
9 | От Москвы до самых до окраин | 1 | |
10 | Национальные костюмы народов России | 1 | |
11-12 | «Застывшая память» (о мемориальных комплексах и памятниках, посвященных героям Великой Отечественной войны) | 2 | |
2. Малая родина моего детства - 9 часов | |||
13 | Имя на карте моего города | 1 | |
14 | Конкурс презентаций | 1 | |
15 | Прогулка по Кировке | 1 | |
16-17 | Поездка в Сугомакскую пещеру | 2 | |
18 | Выставка рисунков | 1 | |
19 | Спортивные комплексы Челябинска | 1 | |
20 | Спортивная слава Челябинска (известные спортсмены-челябинцы) | 1 | |
21 | Любимые места отдыха металлургов | 1 | |
3. Моя семья – 6 часов | |||
22 | Профессия моих родителей | 1 | |
23 | Семейные праздники | 1 | |
24 | Конкурс рисунков | 1 | |
25 | Животные в нашем доме. Фотовыставка | 1 | |
26 | Подари людям радость | 1 | |
27 | Милой маме посвящается. Конкурс сочинений и рассказов | 1 | |
4. Школа – наш дом - 7 часов | |||
28 | Выпускники – гордость школы. | 1 | |
29 | Спорт – наш друг. Вперед – к рекордам ГТО! | 1 | |
30 | Конкурс рисунков | 1 | |
31 | Акция «Низкий поклон вам, ветераны!» | 1 | |
32 | Акция «Цветущий сад» | 1 | |
33-34 | Праздник «Здравствуй, лето!» | 2 | |
Выводы по 2 главе
Нами проведено экспериментальное исследование. Целью экспериментального исследования было выявление сформированности патриотической воспитанности младших школьников в условиях реализации программы «Воспитать гражданина».
Задачи исследования:
1. Подобрать диагностические материал (методики), позволяющие изучить уровень патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста.
2. Проведение диагностики по формированию представлений о патриотизме у детей младшего школьного возраста.
3. Обработка результатов методик по выявлению уровня патриотического воспитания у младших школьников.
4. Разработать и внедрить программу «Воспитать гражданина» в щколу для младших школьников по патриотическому воспитанию, способствующие развитию патриотического воспитания у младших школьников.
В процессе исследования нами были подобраны методики Манойловой М.А. «Диагностика интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности школьников» и Холодковой О.Г.
«Самооценки нравственных качеств», позволяющие выявить уровень сформированности патриотического воспитания школьников у детей младшего школьного возраста. С помощью этих методик мы изучили критерии патриотической воспитанности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Результаты проделанной работы подтвердили актуальность проблемы данного исследования, выявив, что 63% (15 человек) обучающихся имели
низкий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств.
На этапе формирования патриотической воспитанности младших школьников в условиях реализации программы внеурочной деятельности
«Воспитать гражданина», мы использовали различные формы обучения: беседы, презентации, экскурсии, викторины, коллективно-творческие занятия. Стоит отметить, что все занятия были основаны на взаимодействии обучающихся друг с другом, сопровождается обсуждением темы и обменом мнений, что благоприятно влияет на формирование представлений о патриотизме.
Количество обучающихся с высоким уровнем сформированности патриотических чувств увеличился на 3 человека (7%).
Количество обучающихся со средним уровнем сформированности патриотических чувств увеличился на 6 человека (22%).
Количество обучающихся с низким уровнем сформированности патриотических чувств уменьшился на 8 человек (30%).
Следовательно, цель исследования нами была достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание патриотизму является важнейшей частью воспитательного процесса в современной школе. Содержание патриотизма обуславливается, в первую очередь, духовной и нравственной атмосферой в обществе, его историческим корням.
Сущность определения «патриотизм» содержит в себе любовь человека к Родине, к земле, где он родился и вырос, чувство гордости за историческое свершение народа, готовность служить на благо Родины и в любой момент встать на её защиту.
Сластенин В.А. рассматривал патриотизм как качество личности, которое проявляется в любви к Родине, Отечеству, преданность им; в умении защищать интересы и духовно-нравственные ценности общества, в изучении истории, культуры своего родного края и Родины. [37]
Воспитание патриотизму – это формирование и развитие социально-значимых ценностей, чувства гражданского долга в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях.
В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности. [3]
Воспитание патриотизму в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов образовательной программы начального общего образования. [41]
Роль внеурочных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности
, расширяют круг общения.
Нами проведено экспериментальное исследование.
Целью экспериментального исследования было выявление сформированности воспитания патриотизму младших школьников в условиях реализации программы «Воспитать гражданина» в школе..
Задачи исследования:
1. Подобрать диагностические материал (методики), позволяющие изучить представления о патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста.
2. Проведение диагностики по формированию представлений о патриотизме у детей младшего школьного возраста.
3. Обработка результатов методик по выявлению уровня патриотического воспитания у младших школьников.
4. Разработать и внедрить программу «Воспитать гражданина» в школу для младших школьников по патриотическому воспитанию, способствующие развитию патриотического воспитания у младших школьников.
В процессе исследования нами были подобраны методики Манойловой М.А. «Диагностика интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности школьников» и Холодковой О.Г.
«Самооценки нравственных качеств», позволяющие выявить уровень сформированности патриотического воспитания школьников у детей младшего школьного возраста. С помощью этих методик мы изучили критерии патриотической воспитанности: когнетивный, эмоциональный и поведенческий.
Результаты проделанной работы подтвердили актуальность проблемы данного исследования, выявив, что 63% (15 человек) обучающихся имели низкий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств.
На этапе формирования воспитания патриотизму младших школьников в условиях реализации программы внеурочной деятельности
«Воспитать гражданина», мы использовали различные формы обучения: беседы, презентации, экскурсии, викторины, коллективно-творческие занятия. Стоит отметить, что все занятия были основаны на взаимодействии обучающихся друг с другом, сопровождается обсуждением темы и обменом мнений, что благоприятно влияет на формирование представлений о патриотизме.
Количество обучающихся с высоким уровнем сформированности патриотических чувств увеличился на 3 человека (7%).
Количество обучающихся со средним уровнем сформированности патриотических чувств увеличился на 6 человека (22%).
Количество обучающихся с низким уровнем сформированности патриотических чувств уменьшился на 8 человек (30%).
Следовательно, цель исследования нами была достигнута, задачи выполнены.