Файл: Курсовая работа воспитание патриотизма школьников во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ

Вывод по I главе

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Исследование уровня сформированности понятия «патриотизм» у

младших школьников

Уровни сформированности когнитивного критерия патриотизма у младших школьников

Уровни сформированности эмоционального критерия патриотизма у младших школьников

Уровни сформированности поведенческого критерия патриотизма у младших школьников

Показатель уровня сформированности поведенческого критерия патриотической воспитанности младших школьников на

Показатель уровня сформированности когнитивного критерия патриотической воспитанности младших школьников на контрольном этапе

Сравнительная характеристика уровня патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем и

2.3. Программа «Воспитать гражданина» для младших школьников по патриотическому воспитанию

Актуальность программы

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной

«Воспитать гражданина»

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


КУРСОВАЯ РАБОТА

Воспитание патриотизма школьников во внеурочной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 11

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ 15

1.1.Понятие патриотизма в психолого-педагогической литературе 15

1.2.Аспекты воспитания патриотизма детей школьного возраста 20

В нашем экспериментальном исследовании использован младший школьный возраст – это период с 6-7 до 10 лет. 20

Начало общественного бытия человека как субъекта деятельности связано с младшим школьным детством, особенно в контексте учебной деятельности. Готовность к учению является главным критерием для определения характеристик младшего школьника. Эта готовность зависит от уровня физиологического и психического развития, прежде всего интеллектуального, который обеспечивает возможность успешного обучения. Сформированное отношение к школе, учению и познанию как к источнику радости открытия нового мира взрослых - это готовность к школьному обучению. 20

Для младшего школьника готовность к новым обязанностям, ответственность перед школой, учителем и классом являются важными аспектами. Их интерес и ожидание нового лежит в основе их учебной мотивации. Внутренняя мотивация учебной деятельности базируется на эмоциональном переживании интереса к познавательной потребности, когда содержание обучения соответствует этой потребности младшего школьника. [20,с. 147]. 20

Основополагающими и актуальными направлениями воспитания в настоящее время являются патриотическое и гражданское воспитание. Они соответствуют требованиям и вызовам нашего времени и являются основой формирования сознания текущих и будущих поколений. Воспитательный процесс не является шаблонным, так как каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода от педагога. Е.И. Рерих советовал использовать все достижения педагогической теории и практики, а также создавать оригинальные методы педагогического взаимодействия. 20

Основными задачами патриотического воспитания младших школьников, по мнению большинства исследователей, является: 21

информационная (постепенное формирование у ребенка системы знаний о своей Родине, о ее культуре и традициях, о народах населяющих ее и о родном языке); 21

цивилизующая (формирование интереса у ребенка к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни); 21

практическая (практическая деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно – направленном труде, умение бережно относится к природе, умение отразить знания в речи, общении с взрослыми и сверстниками). 21

В ФГОС НОО воспитание ученика начального звена обусловливается равно как целенаправленная работа, вызванная создавать у ребенка ценностные ориентации, свойства, общепризнанных мерок действия гражданина и патриота страны [63, с.23]. 21

Исходя из условий ФГОС НОО к индивидуальным итогам образования и основываясь на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать заключение о том, что итоги воспитания патриотизма обязаны отображать: 21

1)формирование основ гражданской идентичности; понимание обучающимися определения «Родина»; 21

2)уважение к культурному и историческому прошлому России; 21

3)почтенное отношение к старшему поколению; 21

4)уважительное отношение к природе; 21

5)знание и уважение государственной символики Российской Федерации; 21

6)уважительное отношение к истории и культуре иных народов [63, с. 123]. 21

Значимость воспитания детей особенно критически выступает в современный период в связи с потерей людьми моральных ориентиров в собственной жизни. 22

Одним из важнейших условий воспитания патриотизма на этапе младшего школьного возраста является ознакомление с явлениями общественной жизни. Однако, для того чтобы достичь этой цели, необходимо проводить целенаправленную педагогическую работу. Эта работа должна включать в себя разнообразную деятельность, в которую будут вовлечены дети, а также использование специальных методов и приемов для воздействия на эмоциональную сферу ребенка. [12,с.123]. 22

В данном возрасте воспитание патриотизма имеет наиболее благоприятные условия. Это связано с тем, что дети легко усваивают опыт и формы поведения старшего поколения, а также оценочные суждения. Они формируют определенное отношение к окружающему миру и к самим себе, развивают дружбу, взаимопомощь, любовь к родителям, школе, улице, родному городу, природе и т.д. Получая этот опыт, ребенок начинает проявлять самостоятельность и сознание в отношении к окружающему миру, людям и моральным нормам общества. [15, с. 49]. 22

Одним из важнейших направлений работы педагога начальных классов всегда было воспитание патриотизма. Наиболее чувствительный период для формирования положительных качеств личности, включая патриотизм, - младший школьный возраст. В этот период происходит активный процесс усвоения знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми и свободе выбора поведения. Поведенческий компонент воспитания патриотизма формируется через социальное направление, такое как освоение социальных ролей, опыт взаимодействия в открытом социуме и приобщение к демократическим формам жизнедеятельности [53, с. 88]. 22

Таким образом, воспитательные задачи, которые были представлены, реализуются в учебном процессе через различные формы работы, которые имеют разнообразное содержание. Они также реализуются через участие младшего школьника в общественных делах класса и школы, а также выполнение общественных поручений. Кроме того, они осуществляются посредством семейного воспитания и обеспечения взаимодействия между семьей и школой. 22

1.3.Организация воспитания патриотизма младших школьников во внеурочной деятельности 23

В начальной школе существуют требования к организации внеурочной деятельности, которую определяет ФГОС НОО. Эта деятельность осуществляется в форме, отличной от классно – урочной, и организуется внеурочное время. Основная цель такой деятельности - удовлетворение потребностей обучающихся в содержательном и информативном досуге, а также их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. [52, с. 145]. 23

Во внеурочной деятельности основной задачей является формирование у учащихся личностных и метапредметных результатов. Здесь учащийся должен научиться делать выбор, научиться принимать решения и самостоятельно действовать в рамках данной деятельности. При организации внеурочной деятельности в рамках общеобразовательных учебных заведениях целесообразно использовать самые разные формы организации. Например: экскурсии, кружки по интересам, спортивные секции, исторические и иные клубы, научные общества, школьные олимпиады по предметам, соревнования и т.п. 23

Для реализации внеурочной деятельности можно использовать различные методы, такие как игровая и познавательная деятельность, проблемно-целостное и досуговое общение, художественное и социальное творчество, трудовая деятельность, спортивная и туристическая деятельность и другие варианты, описанные в источнике [16, с. 24]. 23

Формы и методы патриотического воспитания младших школьников во внеурочное время обладают определенными функциями, которые необходимо решить в воспитательном процессе. Основными функциями патриотического воспитания являются [22 , с. 49]: 23

1.Организаторская функция. 23

2.Регулирующая функция. 24

3.Информационная функция. 24

Для достижения воспитательных целей используются формы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Они отличаются от уроков и включают в себя экскурсии, кружки, секции, КВН, олимпиады, соревнования, конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, школьные научные общества и многое другое. Образовательное учреждение определяет формы организации внеурочной деятельности. 24

Способы педагогического воздействия на сознание, чувство и волю воспитуемых, которые используются для формирования патриотизма, называют методами воспитания. Среди них можно выделить убеждение, личный пример классного руководителя, стимулирование и принуждение. 24

Методы подразделяются на: 24

словесные : диспуты, беседы и т.д.; 24

практические – поездка к ветеранам, уборка аллеи славы, поездка на аллею славы и т.д. 24

наглядные: просмотр и обсуждение картин, выполнение рисунков на патриотическую тематику и т.д. 24

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности реализуется в таких формах: посадка деревьев (аллея Памяти), в рамках областного проекта «Чтобы помнили», работа по благоустройству пришкольной территории и парков, изготовление кормушек для птиц, в рамках областной акции «Покормите птиц!», уход за комнатными растениями в кабинетах, ремонт библиотечных книг школьной и районной библиотек в рамках областной акции «Весенняя неделя добра», изготовление подарков – сувениров для будущих первоклассников (закладки, книжки-малышки и т.п.) и выпускников (колокольчики), изготовление открыток и сувениров для ветеранов войны и труда. Все дела, проводимые в классе должны быть яркими, уникальными. 24

Воспитание патриотизма детей младшего школьного возраста представлено целенаправленным процессом педагогического воздействия на личность ребенка для обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, развития умений и навыков нравственного поведения, вырабатывания потребности в деятельности на общую пользу [19, с. 95]. 25

Младшим школьникам предоставляется возможность получить патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности. Для этого организуются различные виды деятельности, направленные на освоение знаний о народах России, их истории, традициях и культуре. Также ученики знакомятся с историей своей семьи и формируют уважительное отношение к труду окружающих. Они становятся более заинтересованными в участии в труде и стремятся внести свой вклад в его развитие. Важно, что особое внимание уделяется знакомству с историей родного ульяновского края и места рождения учащихся. 25

В качестве форм патриотического воспитания используются: 25

беседы на темы: «Мир – наш дом», «О Родине, о доблести, о славе», «Обычаи и традиции русского народа», «Чем дорога природа родного края», «Друзья познаются в беде или в радости», «Что для меня моя семья?», которыми «Не место красит человека, а человек место»; 25

встречи с ветеранами Великой Отечественной войны труда, воинами–интернационалистами; 25

викторина на тему: «Слава тебе, победитель солдат!», «Знаешь ли ты свой город»; 25

знакомство с символикой Российской Федерации при проведении внеклассных мероприятий; 25

конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны; 25

конкурс чтецов «Дети о войне»; 25

конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем»; 25

литературно-музыкальная композиция: «Я люблю тебя малая Родина!» 25

организация и проведение фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов; 25

посещение музеев; 26

праздники, посвященные памятным датам; 26

подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» и др.; 26

классные часы: «Государственные символы России», «Моя семья в военные годы» и др.; 26

коллективные творческие дела: «Улица, на которой живу», «Операция «Кормушка», «Мое семейное древо»; 26

экскурсии; специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Это и путешествия «не выходя из кабинета» (устные журналы, презентации, видеофильмы, доклады детей, работа с картами); туристические походы; выезды в музеи; пешеходные прогулки по окрестностям; автобусные экскурсии. 26

различные проекты, 26

игровые тренинги, 26

проведение праздников. 26

В качестве форм работы с семьей по воспитанию патриотизма младших школьников могут выступать: 26

родительские собрания гражданско-патриотической направленности; 26

помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий; 26

привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников, совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии). 26

Не стоит забывать и о спортивной составляющей. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа – семья – педагог становится сильнее, крепче, авторитетнее в глазах младших школьников. 26

Таким образом, при организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях возможно и необходимо использовать различные формы воспитания учащихся. Одним из примеров таких форм могут быть экскурсии, круглые столы, обсуждения интересующих тем учащихся, научные общества, спортивные и интеллектуальные секции, олимпиады, соревнования, а также поисковые и научные исследования. 26

Данные формы организации воспитания являются отличными от урочных форм, используемых в системе обучения. Этот фактор может заинтересовать учащихся и повлиять на их мировоззрение, а также на формирование патриотических чувств, гордости и уважения к своей Родине. 27

Реализация подобных форм организации воспитания в общеобразовательных учебных заведениях является актуальной задачей на современном этапе развития образования. Это обусловлено не только желанием воспитать гражданина патриота, но и социальной необходимостью обученной и подготовленной молодежи, способной кадровым и ресурсным обеспечением развития социума. 27

Вывод по I главе 28

Исследовав теоретические основы воспитания патриотизма школьников во внеурочной деятельности мы можем сделать следующие выводы: 28

Воспитание патриотизма является важнейшей частью воспитательного процесса в современной школе. Содержание патриотизма обуславливается, в первую очередь, духовной и нравственной атмосферой в обществе, его историческим корням. 28

В данной главе решались следующие задачи нашего исследования: 28

1.Изучить сущность понятия патриотизма в психолого-педагогической литературе. 28

2.Аспекты воспитания патриотизма детей школьного возраста 28

3.Организация воспитания патриотизма младших школьников во внеурочной деятельности 28

Сущность определения «патриотизм» содержит в себе любовь человека к Родине, к земле, где он родился и вырос, чувство гордости за историческое свершение народа, готовность служить на благо Родины и в любой момент встать на её защиту. 28

Сластенин В.А. рассматривал патриотизм как качество личности, которое проявляется в любви к Родине, Отечеству, преданность им; в умении защищать интересы и духовно-нравственные ценности общества, в изучении истории, культуры своего родного края и Родины. [37]. 28

Воспитание патриотизма – это формирование и развитие социально-значимых ценностей, чувства гражданского долга в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях. 28

Воспитание патриотизма в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов образовательной программы начального общего образования. [41]. 28

Таким образом, роль внеурочных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения. 29

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30

2.1. Исследование уровня сформированности понятия «патриотизм» у 30

младших школьников 30

В работе проводилось исследование по выявлению представления о патриотизме у детей младшего школьного возраста на базе МОУ СОШ ___________. В эксперименте приняло участие 24 обучающегося 4 класса, один учитель начальных классов. Возраст детей 10 - 11 лет. 30

Уровни сформированности когнитивного критерия патриотизма у младших школьников 31

Уровни сформированности эмоционального критерия патриотизма у младших школьников 32

Уровни сформированности поведенческого критерия патриотизма у младших школьников 35

2.2. Анализ результатов экспериментального исследования. 35

Показатель уровня сформированности когнитивного критерия патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем этапе по методике Манойловой М.А. 36

Показатель уровня сформированности поведенческого критерия патриотической воспитанности младших школьников на 38

Показатель уровня сформированности когнитивного критерия патриотической воспитанности младших школьников на контрольном этапе 42

Показатель уровня сформированности поведенческого критерия патриотической воспитанности младших школьников на контрольном этапе по методике Холоковой О.Г. 44

Показатель уровня сформированности эмоционального критерия патриотической воспитанности младших школьников на контрольном этапе по методике Манойловой М.А. 46

Сравнительная характеристика уровня патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем и 49

2.3. Программа «Воспитать гражданина» для младших школьников по патриотическому воспитанию 51

Пояснительная записка 51

Рабочая программа «Воспитать гражданина» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для обучающихся 1-4 классов разработана на основе: 51

Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2013; 51

Конвенция ООН о правах ребенка. 51

Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493; 51

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011. 52

Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16) 52

- Устава школы; 52

- Образовательной программы школы; 52

- Учебного плана школы по внеурочной деятельности. 52

Актуальность программы 52

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания. 52

Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Считаем, что для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна. 52

На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает наркозависимость. В этих условиях образование и воспитание остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней». 53

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к укреплению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, в процессе воспитания активно включаются учреждения дополнительного образования детей. В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. 53

Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». 53

В школе создана целевая программа по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся «Воспитать гражданина России». 53

Программа направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности, представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия. 54

Программа опирается на принципы: 54

• Социальной активности 54

• Индивидуализации 54

• Мотивированности 54

• Взаимодействия личности и коллектива 54

• Развивающего воспитания 54

• Единства образовательной и воспитательной среды 54

Программа «Воспитать гражданина России» имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 54

Цель программы: создание условий для формирования личности с устойчивыми духовно-нравственными ценностями. 54

Для реализации программы следует решить следующие задачи: 54

развитие обучающихся как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан; 54

утверждение в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурно-историческому прошлому России; 54

формирование высоких морально-психологических качеств младших школьников, преданности Родине и готовности к её защите; 54

воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине; 54

повышение мотивации в социальной и коммуникативной активности обучающихся; 54

воспитание подрастающего поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации и российским законам в соответствии с моральными и духовными ценностями общества; 54

привитие обучающимся чувство гордости, глубокого уважения и преданности символам Российской Федерации - гербу, флагу, гимну и другим российским символам и историческим реликвиям Отечества; 55

воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов; 55

создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма. 55

Ожидаемые результаты реализации программы. 55

Реализация данной программы предполагает: 55

систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; 55

любовь и бережное отношение к родной природе; 55

посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; 55

честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе. 55

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования. 55

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы. 55

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной 55

«Воспитать гражданина» 55

Выводы по 2 главе 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69




ВВЕДЕНИЕ


Воспитание патриотизма школьников в условиях современной школы приобретает особую актуальность и значимость, что является как частью общегражданской культуры, так и основой общегражданского воспитания, опирающаяся на общепринятые человеческие ценности (жизнь, здоровье, духовно-нравственное принципы человека и гражданина, права и свободы личности и др.). Воспитание любви к Родине наиболее эффективно в период школьного возраста, что связано с психологическими особенностями подростков. Молодые люди находятся в поисках своего места в жизни, потому им свойственно проявление доверия к взрослым, а также подражательность, внушаемость и эмоциональная открытость. В этом возрасте юные люди более искренни в выражении своих чувств, что делает возможным более эффективное формирование и продвижение патриотических идей.

Школьный возраст – это прекрасная возможность для детей получить систематическое и последовательное образование в самых разных областях, включая патриотизм, нравственность и эстетику. Основы, заложенные в характере и мировоззрении ребенка в этот период, прочны и устойчивы. Для этого возраста характерны высокая восприимчивость к внешним воздействиям, вера в истинность того, чему учат или что говорят, постоянство и важность общепринятых моральных норм.

Теоретическая основа исследования. Методологические основы развития и образования личности обосновываются в работах С.Ф. Анисимова, С.В. Бобрышова, М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, А.А. Ивина, М.С. Кагана, А.М. Коршунова, Л.Н. Столовича, В.П. Тугаринова, Е.Н. Шиянова и др.; проблемы нравственного воспитания детей рассматривались в исследованиях В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, Г.Г. Петроченко, Н.Н. Поддьяковой, Н.Н. Шерешика, Д.Б. Эльконина, Е.В. Якобсона и др.; различным аспектам преемственности дошкольного и начального школьного образования посвящены работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной и др. В последнее время данное направление разрабатывается в исследованиях: Л.И. Айдаровой, Т.Н. Астраханцевой, Н.И. Гуткиной, И.А. Гончаровой, Т.А. Ерахтиной, Н.В. Нижегородцевой, Н.А. Степановой и др.; вопросами патриотического воспитания занимались такие исследователи, как В.А. Агапова, Е.В. Бондаревская, А.К. Быков, И.И. Валеев, Н.В. Ипполитова, С.В. Кривых, И.И. Мельниченко, Л.И. Мищенко, В.А. Сухомлинский и др.


Внеклассные мероприятия имеют большой потенциал для развития патриотизма. Внеклассные мероприятия являются неотъемлемой частью образовательного процесса, организуя свободное время учащихся. Сегодня под ней понимают, прежде всего, внеклассную работу, организованную для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно – полезной деятельности. Однако, несмотря на потенциал внеклассной работы в развитии учащихся, особенно в патриотическом воспитании, ее возможности, используются не в полной мере, от части потому, что не до конца разработано содержание внеклассной работы по патриотическому воспитанию. Из противоречия вытекает проблема исследования: как обеспечить эффективность патриотического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности?

Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему курсовой работы: «Воспитание патриотизма школьников во внеурочной деятельности».

Объект исследования: образовательный процесс школы.

Предмет исследования: воспитание патриотизма школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать возможность осуществления воспитания патриотизма детей школьного возраста в процессе внеурочной деятельности и разработать программу внеурочной деятельности по воспитанию патриотизма школьников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитание патриотизма школьников будет эффективным, если во внеурочной деятельности внедрить программу внеурочной деятельности по воспитанию патриотизма школьников «Воспитать гражданина».

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

  1. Изучить сущность понятия патриотизма в психолого-педагогической литературе.

  2. Раскрыть аспекты воспитания патриотизма детей школьного возраста и организацию воспитания патриотизма младших школьников во внеурочной деятельности

  3. Разработать и внедрить программу внеурочной деятельности по воспитанию патриотизма школьников «Воспитать гражданина».

  4. Проанализировать результаты экспериментальной работы.


Для решения поставленных задач были и с пользованы следующие методы исследования:

  • Теоретические: изучить и проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по воспитанию патриотизма школьников;

  • Эмпирические: анкетирование обучающихся, эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ _________________________

Исследование было проведено в 4 кадетском классе в количестве 24 человек, классного руководителя.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования педагогами программы внеурочной деятельности по воспитанию патриотизма школьников «Воспитать гражданина».

Структура и объем курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (70 источников), приложений.