Файл: Курсовая работа воспитание патриотизма школьников во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ

Вывод по I главе

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Исследование уровня сформированности понятия «патриотизм» у

младших школьников

Уровни сформированности когнитивного критерия патриотизма у младших школьников

Уровни сформированности эмоционального критерия патриотизма у младших школьников

Уровни сформированности поведенческого критерия патриотизма у младших школьников

Показатель уровня сформированности поведенческого критерия патриотической воспитанности младших школьников на

Показатель уровня сформированности когнитивного критерия патриотической воспитанности младших школьников на контрольном этапе

Сравнительная характеристика уровня патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем и

2.3. Программа «Воспитать гражданина» для младших школьников по патриотическому воспитанию

Актуальность программы

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной

«Воспитать гражданина»

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2.1. Исследование уровня сформированности понятия «патриотизм» у

младших школьников

В работе проводилось исследование по выявлению представления о патриотизме у детей младшего школьного возраста на базе МОУ СОШ ___________. В эксперименте приняло участие 24 обучающегося 4 класса, один учитель начальных классов. Возраст детей 10 - 11 лет.
Целью экспериментального исследования было выявление сформированности патриотической воспитанности младших школьников в условиях реализации программы «Воспитать гражданина» в МОУ СОШ _____________ для младших школьников по воспитанию патриотизма.

Задачи исследования:

  1. Подобрать диагностические материал (методики), позволяющие изучить представления о воспитаним патриотизма у детей младшего школьного возраста.

  2. Проведение диагностики по формированию представлений о патриотизме у детей младшего школьного возраста.

  3. Обработка результатов методик по выявлению уровня воспитания патриотизма у младших школьников.

  4. Разработать и внедрить программу «Воспитать гражданина» в МОУ СОШ ____________ для младших школьников по воспитанию патриотизма, способствующие развитию патриотического воспитания у младших школьников.

  5. Провести диагностику уровня воспитания патриотизма младших школьников после внедрения программы.

Эксперимент проводился в три этапа:

  1. Констатирующий.

На данном этапе проводилась первичная диагностика уровня патриотической воспитанности младших школьников в экспериментальной группе.

  1. Формирующий

На этом этапе проводилось внедрение программы, направленная на формирование патриотических чувств, патриотической воспитанности младших школьников, предусмотренной программой «Воспитать гражданина».

  1. Контрольный.

На этом этап была проведена повторная диагностика уровня патриотической воспитанности младших школьников, проведен анализ полученных результатов.

На первом этапе экспериментальной работы была проведена диагностика по методике Манойловой Марины Алексеевны «Диагностика интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности младших школьников» и методике Холодковой Ольги Геннадьевны «Самооценка нравственных качеств».

По методике М.А. Манойловой были изучены следующие критерии:

  1. Когнитивный критерий – сформированности знаний о своей Родине, её истории и культуре, о культуре народов, населяющих Россию;

  2. Эмоциональный критерий - чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; забота об интересах Родины.


Обучающимся было предложено выполнить два задания на выявление показателей когнитивного критерия. Каждый правильный ответ оценивался в один балл. Уровни сформированности патриотизма у младших школьников определены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни сформированности когнитивного критерия патриотизма у младших школьников


Уровень

сформированности

Баллы

Показатель

сформированности

Высокий

7-10

обучащийся имеет глубокие знания о своей Родине, малой

родине

Средний

4-6

обучащийся имеет достаточно хорошие, но неполные знания о

своей Родине

Низкий

0-3

знания о своей Родине

отсутствуют

Для изучения интеллектуального критерия младшим школьникам было предложены следующие задания:

  1. Представь, что тебе довелось познакомиться с иностранцем, прибывшим в твою страну для ознакомления с её достопримечательностями. Что ты можешь рассказать ему о своей стране?

  2. Каких знаменитых людей страны, твоего города ты знаешь? Чем они прославились?

Для изучения эмоционального критерия младшим школьникам было предложено написание мини-сочинения на тему «Почему я хочу (не хочу) жить в своей стране». Диагностика уровня патриотизма по данной методике отражает три основных уровня школьника (Таблица 2).

Таблица 2.

Уровни сформированности эмоционального критерия патриотизма у младших школьников


Уровень

сформированности

Баллы

Показатель

сформированности

Высокий

7-10

сильное чувство привязанности к

тем местам, где человек родился

Средний

4-6

слабое чувство привязанности к

тем местам, где человек родился

Низкий

0-3

отсутствие чувства

привязанности к тем местам, где человек родился


С помощью методики О.Г. Холодковой, которая позволяет изучить проявление нравственных качеств в поведении ребёнка, был изучен ещё один критерий - поведенченский, который включает в себя следующие показатели – ответственность за судьбу Родины и своего народа, стремление внести свой вклад в развитие своей Малой Родины.

Описание методики: перед обучающимися набор из 10 нравственных качеств. Необходимо выбрать пять качеств, которые по мнению обучающихся, наиболее им присущи. Пронумеровать пять выбранных качеств от самого главного, по их мнению, к наименее значимому. Данные по уровням сформированности представлены в таблице 3.

Диагностический материал:

  1. Бережливость

  2. Патриотизм

  3. Самостоятельность

  4. Трудолюбие

  5. Доброжелательность

  6. Опрятность

  7. Целеустремленность

  8. Любовь к природе

  9. Честность

  10. Дружелюбие (терпимость)

Критерии оценки: если среди выбранных качеств есть «Патриотизм» - 1 балл.

«Патриотизм» на первом месте 5 балла;

«Патриотизм» на втором месте 4 балла;

«Патриотизм» на третьем месте 3 балла;

«Патриотизм» на четвертом месте – 2 балла;

«Патриотизм» на пятом месте 1 балла.

Таблица 3.

Уровни сформированности поведенческого критерия патриотизма у младших школьников


Уровень

сформированности

Баллы

Показатель

сформированности

Высокий

4-6

высоко развито стремление к самореализации через участие в мероприятиях патриотический

направленности

Средний

1-3

участие в этой деятельности патриотической направленности носит ситуативный характер,

нуждается в стимулировании со стороны

Низкий

0

проявляется стремление всячески уклониться от патриотически- направленной деятельности, беспринципность, отрицательное

поведение по отношению к природе, народному достоянию

На первом этапе эксперимента был определён первоначальный уровень патриотической воспитанности обучающихся 4 класса по трём выше представленным критериям по методике М.А. Манойловой «Диагностика интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности младших школьников».

Итоги исследования уровня сформированности характеристик когнитивного, поведенческого и эмоционального критериев у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента представлены в параграфе 2.2.

2.2. Анализ результатов экспериментального исследования.

В связи с актуальностью проблемы патриотического воспитания младших школьников, нами была проведена экспериментальная работа по формированию патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

На констатирующем