Файл: Курсовая работа воспитание патриотизма школьников во внеурочной деятельности.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Исследование уровня сформированности понятия «патриотизм» у
Уровни сформированности когнитивного критерия патриотизма у младших школьников
Уровни сформированности эмоционального критерия патриотизма у младших школьников
Уровни сформированности поведенческого критерия патриотизма у младших школьников
2.3. Программа «Воспитать гражданина» для младших школьников по патриотическому воспитанию
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ
-
Понятие патриотизма в психолого-педагогической литературе
Патриотизм по отношению к Родине и предкам – одна из важнейших характеристик человека, а в словаре С. И. Ожегова слово "ПАТРИОТИЗМ" ассоциируется с Французской революцией. Человек, любящий свою страну, преданный своему народу и готовый на самопожертвование ради блага своей страны".[14, c. 296].
Законодательной основой воспитания патриотизма на данный период времени является Федеральный Закон от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Формирование чувств любви, уважения и преданности является одной из важнейших основ патриотизма.
Патриот - это человек, глубоко преданный своей Родине и Отечеству. В толковом словаре Владимира Даля это слово трактуется следующим образом: Патриот – любитель родины, ревностно следящий за ее благосостоянием, патриот.
А в словаре русского языка С.И. Ожегова, «патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» [7, с. 56].
Для развития достойных граждан и настоящих патриотов своей страны проводится патриотическое воспитание, которое включает множество аспектов, таких как социальные, моральные, целевые, функциональные, организационные и другие. Эта деятельность является многогранной и сложной, так как охватывает как культурно-историческое развитие общества, так и новые черты современного общества. В результате, воспитание патриотизма связывает самые разные аспекты.
Многие авторы связывали процесс воспитания с воспитанием патриотизма: Ю. К. Бабанский, Х.Й. Лийметс, А. В. Мудрик и другие.
Патриотизм (греческое patris- отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Патриотизм – определяется в толковом словаре русского языка, составленном С.И. Ожеговым, как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. И, соответственно, патриот – это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий
подвиги во имя интересов своей родины [19, с. 10].
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью служению Отечеству.
Основными ценностями, идеалами и смыслами российского патриотизма являются опыт служения Отечеству и готовность к его защите. Они играют важную роль в укреплении государственности, консолидации общества, обеспечении национальной безопасности и гражданской идентичности населения России. Эти ценности определяют стратегию инновационного развития страны. Для передачи их современным поколениям граждан России, современные модели и механизмы формирования опыта служения Отечеству разрабатываются с учетом идеалов, ценностей и смыслов российского патриотизма. [45, с. 89].
Система воспитания патриотизма граждан Российской Федерации представляет собой разноуровневое (федеральный, региональный, муниципальный уровни), взаимодействие его основных субъектов, имеющее устойчивые связи и отношения, построенные на принципах социального партнёрства и общественно – государственного управления. Субъектами воспитания патриотизма выступают органы государственного управления, образовательные организации, учреждения культуры, молодёжной политики, общественные организации. Объектами воспитания патриотизма выступают различные возрастные категории населения Российской Федерации, учебные, производственные коллективы, творческие союзы, общественные организации и т.д.
Для государственной политики ближайших десятилетий коренными задачами являются формирование российской гражданской идентичности, укрепление национальной безопасности и консолидация российского общества. При этом в условиях второго десятилетия XXI века необходимо продолжать развитие системы и социального института воспитания патриотизма граждан Российской Федерации.
Охватывая социальные, моральные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, воспитание патриотизма направлено на развитие достойных граждан общества и настоящих патриотов своей страны. Оно является многогранным и высоко комплексным, охватывая как культурно-историческое развитие общества, так и новые черты современного общества. Данное воспитание связывает поколения и проходит сквозь всю жизнь, затрагивая социальные, политические, экономические, духовные и культурные аспекты.
По мнению выдающегося педагога Г. Песталоцци, воспитание патриотизма формирует «добродетельный характер и сочувственное отношение к людям», а так же, по его мнению, развитие чувства долга и ответственности является основным направлением воспитания патриотизма, которое необходимо начинать с самого раннего детства [14, с. 63].
К.Д. Ушинский писал в своих трудах, что патриотизм и патриотические чувства являются очень важным элементом воспитания молодого поколения, а так же является одним из педагогических методов, с помощью которого можно донести необходимую информацию. Он писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».[26,c.160]
Высоко оценивал воспитание патриотизма Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [25, с. 96].
В.Г. Белинский писал, что одной из основных задач воспитания развитие детях чувства патриотизма: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»[32,c.488].
Воспитание детей В.А. Сухомлинским заключалось не только в развитии их способности видеть окружающее и создавать новые ценности, но и в научении защищать их от врагов. Он советовал использовать героические примеры прошлого и настоящего в воспитании молодого поколения. Для формирования патриотических чувств, В.А. Сухомлинский считал, что начинать нужно с любви к семье, к матери и отцу, а уже потом - к своей Родине и стране. В процессе воспитания игра имела важное значение, поскольку она позволяла раскрыть красоту природы, культурные черты и традиции, а также исторические события. [38,c.286].
Е.И. Рерих считает, что основной целью морального воспитания молодежи является развитие ее личности и способности проявить героизм в экстремальных ситуациях и в повседневной жизни. Изучение истории нашей страны и ее героических поступков может стать образцом для молодежи. При этом интерес к изучению разных наук и дисциплин может быть развит у молодого поколения. В итоге, эти образцы могут оказать влияние на мировоззрение и помочь молодежи построить свой жизненный путь в соответствии с этими идеалами. [19,c.59].
В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый и другие педагоги выделяют следующие направления в системе патриотического воспитания школьников[49, с.147]:
-
Духовно-нравственное. Постепенное осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. -
Гражданско-патриотическое воспитание. Идея формирования гражданственности и причастности ребенка к основным событиям, происходящим в стране, а также формирование идеи гражданского долга. -
Социально-патриотическое. Духовно-нравственные и культурно - исторические аспекты, изучение опыта прошлого и истории, как своей страны, так и всеобщей истории. -
Историко – краеведческое – это ряд мероприятий, направленных на познание истории, культуры и традиций своей страны, а также ее особые отличительные черты от других государств. -
Военно-патриотическое. Данное направление патриотического воспитания направлено на постепенное формирование у молодого поколения чувства долга и идеи необходимости защиты своего Отечества в случае необходимости от любого посягательства, что может быть проиллюстрировано изучением русской военной истории и военных традиций. -
Героическое. Героические примеры ,как красочная форма формирования патриотического чувства гордости за свою страну и стремление подражать героическому примеру. -
Спортивно-патриотическое. Данное направление посвящено формированию морально- волевых качеств у молодого поколения.
Для формирования чувства патриотизма стоит учитывать не только теоретический аспект, но и также психологические и педагогические компоненты, к которым И.Ф. Харламов, относит [69,с.147]:
-
когнитивный, -
эмоционально-чувственный, -
деятельностный.
Данные компоненты в своей совокупности определяют основу воспитания патриотизма. Главную платформу воспитания патриотизма составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения. Убеждения являются проявлением моральных знаний и чувств человека, т.е. психологические компоненты сознания, как стимул поведения человека.
Таким образом, восстановление культурных и исторических связей с родным краем и своей малой родиной является актуальным для человека в современном обществе. Для формирования основ патриотизма и любви к своей Родине необходимо начинать процесс с самого раннего детства, так как он неразрывно связан с личностью самого ребенка и его семьи. Родители играют главную роль в этом процессе, поскольку формирование личности ребенка происходит в его ближайшем окружении. Постепенно знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети развивают свое восприятие времени, прошлого и преемственности между разными поколениями, а также формируют свое имение на происходящие события и свою причастность к ним. [8, с. 59].
-
Аспекты воспитания патриотизма детей школьного возраста
В нашем экспериментальном исследовании использован младший школьный возраст – это период с 6-7 до 10 лет.
Начало общественного бытия человека как субъекта деятельности связано с младшим школьным детством, особенно в контексте учебной деятельности. Готовность к учению является главным критерием для определения характеристик младшего школьника. Эта готовность зависит от уровня физиологического и психического развития, прежде всего интеллектуального, который обеспечивает возможность успешного обучения. Сформированное отношение к школе, учению и познанию как к источнику радости открытия нового мира взрослых - это готовность к школьному обучению.
Для младшего школьника готовность к новым обязанностям, ответственность перед школой, учителем и классом являются важными аспектами. Их интерес и ожидание нового лежит в основе их учебной мотивации. Внутренняя мотивация учебной деятельности базируется на эмоциональном переживании интереса к познавательной потребности, когда содержание обучения соответствует этой потребности младшего школьника. [20,с. 147].
Основополагающими и актуальными направлениями воспитания в настоящее время являются патриотическое и гражданское воспитание. Они соответствуют требованиям и вызовам нашего времени и являются основой формирования сознания текущих и будущих поколений. Воспитательный процесс не является шаблонным, так как каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода от педагога. Е.И. Рерих советовал использовать все достижения педагогической теории и практики, а также создавать оригинальные методы педагогического взаимодействия.
Основными задачами патриотического воспитания младших школьников, по мнению большинства исследователей, является:
-
информационная (постепенное формирование у ребенка системы знаний о своей Родине, о ее культуре и традициях, о народах населяющих ее и о родном языке); -
цивилизующая (формирование интереса у ребенка к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни); -
практическая (практическая деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно – направленном труде, умение бережно относится к природе, умение отразить знания в речи, общении с взрослыми и сверстниками).