Файл: Курсовая работа воспитание патриотизма школьников во внеурочной деятельности.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Исследование уровня сформированности понятия «патриотизм» у
Уровни сформированности когнитивного критерия патриотизма у младших школьников
Уровни сформированности эмоционального критерия патриотизма у младших школьников
Уровни сформированности поведенческого критерия патриотизма у младших школьников
2.3. Программа «Воспитать гражданина» для младших школьников по патриотическому воспитанию
2.1. Исследование уровня сформированности понятия «патриотизм» у
младших школьников
В работе проводилось исследование по выявлению представления о патриотизме у детей младшего школьного возраста на базе МОУ СОШ ___________. В эксперименте приняло участие 24 обучающегося 4 класса, один учитель начальных классов. Возраст детей 10 - 11 лет.Целью экспериментального исследования было выявление сформированности патриотической воспитанности младших школьников в условиях реализации программы «Воспитать гражданина» в МОУ СОШ _____________ для младших школьников по воспитанию патриотизма.
Задачи исследования:
-
Подобрать диагностические материал (методики), позволяющие изучить представления о воспитаним патриотизма у детей младшего школьного возраста. -
Проведение диагностики по формированию представлений о патриотизме у детей младшего школьного возраста. -
Обработка результатов методик по выявлению уровня воспитания патриотизма у младших школьников. -
Разработать и внедрить программу «Воспитать гражданина» в МОУ СОШ ____________ для младших школьников по воспитанию патриотизма, способствующие развитию патриотического воспитания у младших школьников. -
Провести диагностику уровня воспитания патриотизма младших школьников после внедрения программы.
Эксперимент проводился в три этапа:
-
Констатирующий.
На данном этапе проводилась первичная диагностика уровня патриотической воспитанности младших школьников в экспериментальной группе.
-
Формирующий
На этом этапе проводилось внедрение программы, направленная на формирование патриотических чувств, патриотической воспитанности младших школьников, предусмотренной программой «Воспитать гражданина».
-
Контрольный.
На этом этап была проведена повторная диагностика уровня патриотической воспитанности младших школьников, проведен анализ полученных результатов.
На первом этапе экспериментальной работы была проведена диагностика по методике Манойловой Марины Алексеевны «Диагностика интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности младших школьников» и методике Холодковой Ольги Геннадьевны «Самооценка нравственных качеств».
По методике М.А. Манойловой были изучены следующие критерии:
-
Когнитивный критерий – сформированности знаний о своей Родине, её истории и культуре, о культуре народов, населяющих Россию; -
Эмоциональный критерий - чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; забота об интересах Родины.
Обучающимся было предложено выполнить два задания на выявление показателей когнитивного критерия. Каждый правильный ответ оценивался в один балл. Уровни сформированности патриотизма у младших школьников определены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровни сформированности когнитивного критерия патриотизма у младших школьников
Уровень сформированности | Баллы | Показатель сформированности |
Высокий | 7-10 | обучащийся имеет глубокие знания о своей Родине, малой родине |
Средний | 4-6 | обучащийся имеет достаточно хорошие, но неполные знания о своей Родине |
Низкий | 0-3 | знания о своей Родине отсутствуют |
Для изучения интеллектуального критерия младшим школьникам было предложены следующие задания:
-
Представь, что тебе довелось познакомиться с иностранцем, прибывшим в твою страну для ознакомления с её достопримечательностями. Что ты можешь рассказать ему о своей стране? -
Каких знаменитых людей страны, твоего города ты знаешь? Чем они прославились?
Для изучения эмоционального критерия младшим школьникам было предложено написание мини-сочинения на тему «Почему я хочу (не хочу) жить в своей стране». Диагностика уровня патриотизма по данной методике отражает три основных уровня школьника (Таблица 2).
Таблица 2.
Уровни сформированности эмоционального критерия патриотизма у младших школьников
Уровень сформированности | Баллы | Показатель сформированности |
Высокий | 7-10 | сильное чувство привязанности к тем местам, где человек родился |
Средний | 4-6 | слабое чувство привязанности к тем местам, где человек родился |
Низкий | 0-3 | отсутствие чувства привязанности к тем местам, где человек родился |
С помощью методики О.Г. Холодковой, которая позволяет изучить проявление нравственных качеств в поведении ребёнка, был изучен ещё один критерий - поведенченский, который включает в себя следующие показатели – ответственность за судьбу Родины и своего народа, стремление внести свой вклад в развитие своей Малой Родины.
Описание методики: перед обучающимися набор из 10 нравственных качеств. Необходимо выбрать пять качеств, которые по мнению обучающихся, наиболее им присущи. Пронумеровать пять выбранных качеств от самого главного, по их мнению, к наименее значимому. Данные по уровням сформированности представлены в таблице 3.
Диагностический материал:
-
Бережливость -
Патриотизм -
Самостоятельность -
Трудолюбие -
Доброжелательность -
Опрятность -
Целеустремленность -
Любовь к природе -
Честность -
Дружелюбие (терпимость)
Критерии оценки: если среди выбранных качеств есть «Патриотизм» - 1 балл.
«Патриотизм» на первом месте – 5 балла;
«Патриотизм» на втором месте – 4 балла;
«Патриотизм» на третьем месте – 3 балла;
«Патриотизм» на четвертом месте – 2 балла;
«Патриотизм» на пятом месте – 1 балла.
Таблица 3.
Уровни сформированности поведенческого критерия патриотизма у младших школьников
Уровень сформированности | Баллы | Показатель сформированности |
Высокий | 4-6 | высоко развито стремление к самореализации через участие в мероприятиях патриотический направленности |
Средний | 1-3 | участие в этой деятельности патриотической направленности носит ситуативный характер, нуждается в стимулировании со стороны |
Низкий | 0 | проявляется стремление всячески уклониться от патриотически- направленной деятельности, беспринципность, отрицательное поведение по отношению к природе, народному достоянию |
На первом этапе эксперимента был определён первоначальный уровень патриотической воспитанности обучающихся 4 класса по трём выше представленным критериям по методике М.А. Манойловой «Диагностика интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности младших школьников».
Итоги исследования уровня сформированности характеристик когнитивного, поведенческого и эмоционального критериев у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента представлены в параграфе 2.2.
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования.
В связи с актуальностью проблемы патриотического воспитания младших школьников, нами была проведена экспериментальная работа по формированию патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
На констатирующем