Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 321
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современный технический прогресс и глобальные политические, экономические и культурные изменения привели к тому, что наша планета оказалась, пронизана густой сетью коммуникаций, многие государства озабочены
105 сейчас общими глобальными проблемами выживания, а народы, их населяющие, несмотря на противоречия и коренные различия между ними, находят способы и средства взаимопонимания, все более тяготеют к утверждению на планете единой глобальной культуры. Глобальными становятся структуры и идеи, например идеалы красоты, права человека или организационные принципы.
С культурологической точки зрения глобализация представляет собой диалектический процесс. Интеграция и дифференциация, конфликты и сотрудничество, универсализация и партикуляризация не исключают друг друга, а являются взаимно предполагающими тенденциями развития. В ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни действительно распространяются по всему миру, вто же время культурные особенности отдельных народов на фоне глобальных процессов приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как таковые.
Глобализация — не автоматический процесс, который завершится бесконфликтным и идеальным миром. Она таит в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых для нас могут быть более значимыми, чем во все предыдущие эпохи.
Историческая практика свидетельствует, что в самом процессе глобализации изначально заложен определенный конфликтный потенциал, поскольку зачастую приходится пересматривать или отказываться от некоторых традиционных принципов и ценностей собственной культуры. Различные общества реагируют на это по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк — от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. В результате мы являемся свидетелями многочисленных этнорелигиозных конфликтов, националистических настроений в политике, региональных фундаменталистских движений. Это в большой степени относится к традиционным культурам Кавказа, к исламской культуре, архаичным культурам Африки, некоторых стран Латинской Америки и
Азии.
Глобализацию культуры следует отличать от культурного империализма, который представляет гегемонию развитых стран в различных сферах общественной жизни и принудительное распространение западных ценностей.
Внутри глобальной культуры формируются и сосуществуют различные позиции и точки зрения, поэтому глобализация не делает всех людей одинаковыми.
Процесс глобализации культуры реализуется в настоящее время во всех областях человеческой деятельности: экономике, политике, науке, искусстве, спорте, туризме, личных контактах и т.д. Ни одна культура, социальная группа или этническая общность не остаются в стороне от этого процесса. Наиболее значимые изменения происходят в трех самых важных сферах человеческой жизнедеятельности:
• в сфере новых технологий и информационных систем и коммуникаций;
• в области этнических отношений;
• в процессе развития мировой экономической системы.
106
Современные технические достижения существенно расширили возможность контактов благодаря созданию новых транспортных средств и новых форм коммуникации. Резко возросла подвижность людей, которые могут за считанные часы оказаться в любой точке планеты. Космические спутники и современные средства связи позволяют людям получать информацию из всех регионов мира.
Большую роль в этом играет Интернет, в настоящее время являющийся самой быстроразвивающейся системой коммуникации. Так, за последние несколько лет масштабы распространения Интернета увеличились в три раза, а пользователи этой системы находятся более чем в 100 странах мира.
Необходимой и жизненно важной причиной глобальных изменений культуры стал этнический фактор, который нашел свое выражение в быстром росте численности населения планеты. Если в 1965 г. в мире насчитывалось 3,5 млрд людей, к 1995 г. — 5,7 млрд человек, то в октябре 1999 г. население планеты превысило 6 млрд человек. Это означает, что население Земли увеличивается на 3 человека в секунду, на 10 тысяч человек в час и на 254 тысячи в день. Современные темпы роста народонаселения влекут за собой обострение целого ряда глобальных проблем.
2. Культурная модернизация
В настоящее время термин «модернизация» употребляется в нескольких смыслах.
Во-первых, под модернизацией подразумевается весь комплекс прогрессивных изменений в обществе, что является синонимом понятия
«современность» – комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций, проходивших на Западе с XVI в. и достигших своего апогея сегодня.
Сюда включаются процессы индустриализации, урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, доминирующее влияние капитализма, распространение индивидуализма и мотивации успеха, утверждение разума и науки. Результатом этого процесса стало появление современной цивилизации.
Во-вторых, модернизация – это процесс превращения традиционного, дотехнологического общества в общество с машинной технологией, рациональными отношениями, высокодифференцированными социальными структурами.
В-третьих, под модернизацией понимаются усилия отсталых и слаборазвитых стран, предпринимаемые ими для того, чтобы догнать развитые страны.
Названные смыслы не противоречат друг другу, поэтому модернизацию в самом общем виде можно рассматривать как сложный и противоречивый социокультурный процесс, в ходе которого формируются институты и структуры современного общества и культуры.
Процессы модернизации являются важнейшими процессами динамики культуры, во многом определившими лицо XX в. Особенно актуальными они стали после краха колониальной системы, когда на политической карте мира появилось
107 множество новых государств. Они обрели политическую независимость, но войти в современный мир оказалось очень сложно, этого не позволяли неразвитые политические, экономические, социальные институты этих культур. Поэтому их адаптация к условиям современного мира, современной цивилизации стала важнейшей задачей.
Итак, процессы модернизации начались еще в колониальные времена, когда европейские чиновники, будучи твердо уверены в благотворности и полезности своей деятельности для «туземцев», искореняли их традиции и верования. Тогда предполагалось, что модернизация подразумевает внедрение прогрессивных форм деятельности, технологий и идей, является средством ускорения и облегчения пути, который все равно предстоит пройти этим народам.
Разрушение многих культур вследствие такой насильственной
«модернизации» привело к осознанию порочности подобного подхода, необходимости создания научно обоснованных теорий модернизации, которые можно применить на практике.
В середине XX в. многие антропологи делали попытки анализа традиционных культур, исходящего из отказа от универсалистской концепции культуры. В частности, группа американских антропологов под руководством М.
Херсковица в ходе подготовки Всеобщей декларации прав человека, проходившей под эгидой ООН, предложила исходить из того, что в каждой культуре стандарты и ценности имеют особенный характер, поэтому каждый человек имеет право жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в его обществе. Но возобладала универсалистская точка зрения, и сегодня в Декларации записано, что права человека едины для представителей всех обществ независимо от специфики их традиций.
Все теории модернизации, появившиеся в середине XX в., основывались на нескольких базовых положениях:
• изменения в обществе однолинейны, следовательно, менее развитые страны должны пройти путь вслед за развитыми;
• эти изменения необратимы и ведут к неизбежному финалу — модернизации;
• изменения носят постепенный, накопительный и мирный характер;
• все стадии этого процесса будут неизбежно пройдены;
• особенно важны внутренние источники этого движения;
• модернизация неизбежно улучшит существование этих стран.
Также было признано, что процессы модернизации должны начинаться и контролироваться «сверху» интеллектуальной элитой.
Среди ученых, занявшихся этой проблемой, следует упомянуть С.
Хантингтона,который выявил девять главных характеристик модернизации:
1) модернизация — революционный процесс, так как он предполагает кардинальный характер изменений, радикальную смену всех институтов, систем, структур общества и человеческой жизни;
2) модернизация — комплексный процесс, так как он не сводится к какому-то одному аспекту общественной жизни, а охватывает общество полностью;
108 3) модернизация — системный процесс, потому что изменения одного фактора или фрагмента системы побуждают и определяют изменения в других элементах системы, приводят к целостному системному перевороту;
4) модернизация — глобальный процесс, так как, начавшись в Европе, он охватил все страны мира, которые либо уже стали современными, либо находятся в процессе изменения;
5) модернизация — длительный процесс, и хотя темпы изменений достаточно велики, для ее проведения требуется жизнь нескольких поколений;
6) модернизация — ступенчатый процесс, и все общества должны пройти одни и те же стадии;
7) модернизация — гомогенизирующий процесс: если традиционные общества все разные, то современные в основных своих структурах и проявлениях одинаковы;
8) модернизация — необратимый процесс, на ее пути могут быть задержки, частичные отступления, но начавшись, она не может не завершиться успехом;
9) модернизация — прогрессивный процесс, и хотя на этом пути народы могут испытать много невзгод и страданий, в конечном счете все окупится, так как в модернизированном обществе неизмеримо выше культурное и материальное благополучие человека.
Непосредственным содержанием модернизации является несколько направлений изменений. В структурном аспекте — это поиск новых технологий, движение от сельского хозяйства как способа существования к коммерческому сельскому хозяйству, замена силы животных и человека на современные машины и механизмы, распространение городов и пространственная концентрация рабочей силы. В политическом аспекте — переход от авторитета вождя племени к демократии. В образовательном аспекте — ликвидация неграмотности и рост ценности знания. В религиозном аспекте — освобождение от влияния церкви. В
психологическом аспекте — формирование современной личности, которая характеризуется независимостью, вниманием к общественным проблемам, способностью приобретать новый опыт, верой в науку и разум, устремленностью в будущее, высоким уровнем образовательных, культурных и профессиональных притязаний.
Односторонность и теоретические недостатки ранних концепций модернизации были осознаны довольно быстро.
Опровергался тезис, что традиции и современность взаимно исключают друг друга. На самом деле любое общество представляет сплав традиционных и современных элементов. И традиции не обязательно препятствуют модернизации, а могут в чем-то способствовать ей.
Не совсем ясно было, что входит в понятие «современное общество». Под эту категорию, несомненно, подпадали современные западные страны, но что было делать с Японией и Южной Кореей? Возникал вопрос, можно ли говорить о современных не западных странах и об их отличиях от западных.
109
В 1970-е годы были выдвинуты дополнительные возражения, среди которых самым серьезным был упрек в этноцентризме. Ведь в качестве образца, к которому следовало стремиться, брались США.
Стало ясно на основе реальных процессов, происходящих в странах, что не все результаты модернизации — благо, что она не обязательно носит системный характер, что экономическая модернизация может осуществляться без политической. Далеко не все общества, увидев ближе западный образ жизни, стали ему подражать.
Критическая оценка основных теорий модернизации в конечном счете привела к дифференциации данного понятия. Исследователи стали различать первичную, вторичную и третичную модернизацию.
Первичная модернизация рассматривается как теоретическая конструкция, охватывающая разнообразные социокультурные изменения, сопровождающие период индустриализации и возникновения капитализма в странах Западной
Европы и Америки. Ее связывают с разрушением прежних традиций, с провозглашением и реализацией равных гражданских прав, становлением демократии. При этом проходящие процессы считались невозможными без индивидуальной свободы и автономии человека.
Вторичная
модернизация охватывает социокультурные изменения, происходящие в развивающихся странах (странах «третьего мира») в условиях цивилизованного окружения высокоразвитыми странами и при наличии сложившихся образцов социальной организации и культуры.
В последнее время при рассмотрении процессов модернизации большой интерес вызывает модернизация бывших социалистических стран и стран, освободившихся от диктатуры. Для обозначения перехода этих стран, сохраняющих многие черты прежней политической и идеологической системы, тормозящих процессы обновления, вводится термин «третичная модернизация».
При этом развитые страны не стоят на месте, а идут дальше в своем развитии, создавая новый тип общества, которое называют постиндустриальным, информационным, технотронным, экранным и т.п. Данные названия подчеркивают важнейшие черты нового общества – господство науки и техники, образовательных систем и СМИ.
Все это привело к тому, что в последние годы появились новые концепции модернизации, основанные на других ключевых положениях:
• в качестве движущей силы процессов модернизации признается не политическая и интеллектуальная элита, а широкие массы, которые начинают действовать, если появляется лидер, влекущий их за собой;
• модернизация становится не решением элиты, а массовым стремлением граждан изменить свою жизнь в соответствии с западными стандартами под влиянием средств массовой коммуникации и личных контактов;
• сегодня акцентируются не внутренние, а внешние факторы модернизации
— мировая геополитическая расстановка сил, внешняя экономическая и финансовая поддержка, открытость международных рынков, доступность идеологических средств (доктрин, обосновывающих современные ценности);