Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

100
• слабость нравственной самодисциплины, недостаток честности и чести: русский человек может быть святым, но не может быть честным, в частности, в торговых, финансовых делах (Н. Бердяев);
• слабость рационального начала, ориентация на случай, на «авось» (Вл.
Ключевский), вызванные неопределенностью, нестабильностью жизни
(климатической и социальной);
• образность, масштабность мышления, трудности его конкретизации, перевода в рациональную форму практических дел; преобладание осмотрительности над предусмотрительностью (лучше видят следствия, чем ставят цели);
• приоритет мудрости (Софии) над рациональностью, причем разуму противостоит не воля (какна Западе), а любовь, открывающая путь к истине;
• особенности интеллектуального менталитета: противоположность рационального западного мышления и русского – иррационального или нерационального;
• крепость «заднего ума», пристрастие к окольным путямвыхода к цели;
• склонность к мифологизации бытия; мечтательность,утопизм («русский мечтает, а немец – планирует»), стремление жить в придуманном мире;
• бесконфликтность мышления: русскому человекуприсущ бесконфликтный стиль мышления (лбом стену не пробьешь);
• приоритет ориентации на прошлое или на «светлое будущее»в ущерб настоящему; склонность к идеальныммоделям будущего, строительству его за счет настоящего; периодическое увлечение грандиозными планами, глобальными реформами и т.д.;
• недостаток духа творческой созидательности и законопослушной деловитости;
• широта души, размах мировосприятия в сочетании с невниманием к деталям, малом интересе к мелочам. Н. Бердяев также связывает это с «пейзажем» русской земли – ее бесформенностью, безграничностью;
• комплекс «аутсайдера» – Россия моложе большинства стран Запада, монголо-татарское нашествие тормозило ее развитие в течение двух с половиной веков. Это отставание рождало, с одной стороны, комплекс неполноценности в отношении Запада, а с другой – периодически побуждало власть к попыткам ликвидировать это отставание – реформы Петра, Столыпина, Сталина. Это рождает особую социальную «биоритмику» русского труда, а также идеологию
«догоняющего» развития.
Очевидно, возможны и другие характеристики особенности культурно- исторического развития России.
Все вышеназванные особенности в полной мере характеризуют состояние нашей культуры до середины XIX в. и по сути дела выражают культуру феодального общества. После реформы 1861 г., с развитием капитализма все названные ценности подвергаются давлению со стороны новых форм хозяйствования, социальных изменений: традиционная русская культура входит в период кризиса. Эту ситуацию четко уловил Ф.М.Достоевский («Бесы»,


101
«Подросток»), выразили философы Е. Трубецкой, Вл. Соловьев, Л. Карсавин, Н.
Бердяев, Г. Федотов, экономисты М.И. Туган-Барановскнй, П.Оль, М.О.
Меньшиков и т.д.
2. Место и роль России в мировой культуре
Рассматривая вопрос о месте России во всемирной истории, специфике ее собственной истории и культуры, о своеобразии ее государственности, очень часто обращаются к старой философско-исторической схеме Восток – Запад. Как бы при этом ни понимались исходные понятия – элементы этой классической схемы,
Россию считают либо принадлежащей Западу или Востоку, либо имеющей собственную специфику, а поэтому и не совпадающей ни с Западом, ни с
Востоком.
В последнем случае возможно несколько самостоятельныхпозиций.
Например, можно считать, что Россия какбы колеблется между Западом и
Востоком (точка зрения Г.В. Плеханова); можно объявить ее великим Востоко-
Западом или Западо-Востоком, по Н.А. Бердяеву; можно предсказать ей великую роль в объединении Запада и Востока на основе истинного христианства (как молодой Вл. Соловьев); можно рассматривать ее как такую «третью силу» (термин
Вл. Соловьева), которая прямо не зависит ни от Востока, ни от Запада, образуя особый мир, вполне сопоставимый с первыми двумя, хотя своеобразный и неповторимый (позиция евразийцев).
Проблема Восток – Запад – Россия впервые была заявлена П.Я. Чаадаевым в
«Философических письмах». В полемике западников и славянофилов была предпринята попытка «прописать» российскую историю и культуру во всемирно- историческом духовном наследстве. Первые утверждали, что Россия принадлежит европейской культурно-исторической традиции. Вторые рассматривали Россию как самобытное духовное образование, максимально подготовленное к адекватному восприятию истин христианского мировоззрения. Славянофилы тяготели непосредственно к православию, особенно в его «русском» варианте, поэтому противопоставляли Россию Западной Европе. Третьим вариантом европейско- христианской «прописки» русской истории, культуры, общества и государства явилась концепция византизма К.Н. Леонтьева.
Почти на протяжении всего XIX в. в научно-историческом изучении русской истории господствовало представление о ее глубоком, принципиальном отличии от истории западноевропейских народов.
Высказав мысль, что Россия могла бы стать мостом между Западом и
Востоком, так как она имеет возможность сочетать в своей культуре оба великих начала духовной природы – разум и воображение, Чаадаев тем самым поставил вопрос о «третьей силе» во всемирной истории.
Новый вариант данной проблемы, Восток – Запад – Россия, был предложен
В. Соловьевым. Новизна его теоретического результата состоит в следующем.
Отвечая на вопрос, для чего существует человечество, Вл. Соловьев отталкивается от идеи развития и необходимости ее тройственного расчленения. Поэтому он


102 выделяет три ступени всемирно-исторического развития, две из которых, полагал мыслитель, уже пройдены. Между ними – христианский рубеж. До этого рубежа человечество представляет, прежде всего, Восток (а в лице исламского мира он присутствует в качестве «первой силы» и на второй ступени). После христианского рубежа на исторической сцене появляется Запад (прежде всего это цивилизация западноевропейских народов). Как видим, в этой схеме нет ни античных народов и
Византии, ни Древней Руси в качестве значимых культурно-исторических и политических реалий.
Все рассуждения, относительно места России в мировой культуре, чаще всего, сводятся к признанию факта исключительности русской культуры, невозможности ее сведения ни к западному, ни к восточному типу из-за срединного положения России между Европой и Азией, которое считают основной причиной сочетания в русской культуре признаков как восточной, так и западной цивилизаций. Специфическое географическое положение России позволяет говорить о ее особом историческом пути и особой миссии в истории и культуре человечества.
Две важнейшие особенности характерны для современной культуры: культурная экспансия Запада — в ситуации предельного обмирщения и одновременно универсализации собственной культуры и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество в незападных цивилизациях перед лицом «модернизации» и «вестернизации». Российская культура в Новое время и особенно в советскую и постсоветскую эпоху испытала на себе подобное же воздействие, обнаружив значительное стремление к принятию стандартов
«западничества» и«модернизма», что уже дважды привело к краху исторически сложившиеся государственности ик историческому разрыву между православием и культурой.
Итак, вопрос о России и ее месте в истории, в отношении Восток – Запад решается следующим образом. Во-первых, указанием на христианский характер ее духовно-культурной традиции и европейскую принадлежность этноса, общества и государственности (этим она отличается от цивилизаций Востока); во-вторых, указанием на православие и совпадение государственности и цивилизации в силу геополитической специфики, что отличает Россию от стран Западной Европы.
Чисто исторически Россия (вместе с Византией и Западной Европой) – это вторичная и наиболее молодая христианская цивилизация западного мира. Для того, чтобы разобраться в этих вопросах, надо рассмотреть специфику культуры
России.
Таким образом, чтобы ориентироваться во всех этих и им подобных воззрениях на Россию в ее отношении к Западу и Востоку, не говоря уже о том, чтобы понять действительное своеобразие ее истории и культуры, необходимо разобраться в исходных определениях используемых понятий, осознать их статус, отражение в них реальностей истории и культуры, границы их применимости в различных подходах к объяснению истории культуры.
Отличительным признаком и важнейшим свойством русской культуры стало, сочетание восточных и западных элементов культуры что, предопределило весь


103 путь ее развития, борьбу традиций и новаций в ней, прогрессивных и консервативных тенденций.
Контрольные вопросы
1. Назовите природно-географические факторы, повлиявшие на развитие российской культуры.
2. Перечислите геополитические и этнические факторы развития культуры
России.
3. В чем заключаются социальные факторы, повлиявшие на российскую культуру?
4. Проанализируйте религиозные факторы, оказавшие влияние на развитие российской культуры.
5. Выделите основные духовные факторы развития российской культуры.
6. Что собой представляет так называемый «комплекс аутсайдера» в развитии российской культуры?
7. Выделите основные точки зрения относительно места России в мировой культуре.
8. Каким образом решается вопрос о месте и роли России в мировой культуре?
Список литературы
1. Введение в культурологию / отв. ред. Е. В. Попов. – М., 1995.
2. Голомшток, И. Тоталитарное искусство / И. Голомшток. – М., 1994.
3. Гришаева, Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации / Л. И.
Гришаева. – М., 2007.
4. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч, О. Штомпель, Л.
Штомпель, В. Королев. – СПб.: Питер, 2011.
5. Евплова, Т. В. Культурология: Учеб. пособие / Т. В. Евплова. – М.:
Российская экономическая академия, 1999.
6. Ильин, И. А. Наши задачи: историческая судьба и будущее России / И. А.
Ильин. – М., 1992.
7. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа,
2005.
8. Маркова, А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. – М.: Юнити-дана, 2009.
9. Моисеева, Н. Культурология. История мировой культуры / Н. Моисеева. –
М., 2008.
10. Пивоев, В. М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры /
В. М. Пивоев. – М.: КноРус, 2011.
11. Толерантность и культура межнационального общения: уч.пособие. –
Краснодар: Просвещение – Юг, 2009.

104
ТЕМА 9. ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ В МИРОВОМ
СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

1. Культурная универсализация и глобализация
Культурная диффузия как процесс заимствования культурных ценностей имеет как позитивные, так и негативные стороны. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерное заимствование чуждых идей и ценностей грозит потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставляют говорить о процессе универсализации современной культуры.
С конца 80-х гг. XX в. культурная универсализация все чаще характеризуется как глобализация.
Существует два основных значения глобализации.
Первое трактует ее как объективный, естественный процессраспространения достижений «высоких» культур на весь мир, прежде всего на культуры «низшие» с целью их приближения к культуре передовых стран.
Второе рассматривает глобализацию как стремление к диктатуре США и
Запада над остальными народами и культурами с целью их эксплуатации, как подчинение всех национальных культур единому космополитическому
(американскому по преимуществу) культурному стандарту, т.е. выступает крайней формой вестернизации.
Глобализация культуры — это процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации.
В настоящее время процесс глобализации охватил самые разные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди стали мобильны как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и товарные рынки, средства информации и миграционные потоки привели к бурному росту культурных обменов, которые выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран и культур. В ходе этих контактов исчезает множество традиционных форм жизни и способов мышления.
Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры и образа жизни. Благодаря широкой доступности определенных товаров и идей локальные культуры меняются и вступают между собой в необычные комбинации. Границы между своими и чужими стираются. Эта смесь культур наблюдается не только в жизни отдельных индивидов, но и становится характерной чертой для целых обществ.