Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 327
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
95
• коммуникация в деловой культуре – возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание.
Таким образом, в настоящее время смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха и особенно остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто непохожести других культур. Именно этим вызвано внимание к вопросам межкультурной коммуникации.
Контрольные вопросы
1. Что делает человека личностью?
2. Что такое социализация и инкультурация?
3. Какие отличия существуют между понятиями культура и общество?
4. Что такое социальные институты культуры? Приведите примеры.
5. В чем заключаются различия между понятиями инкультурация и аккультурация?
6. С какого момента человек начинает испытывает процессы инкультурации и социализации?
8. Назовите две стадии инкультурации.
9. В чем заключается сущность межкультурной коммуникации?
10. Назовите основные типы межкультурной коммуникации на микроуровне.
Список литературы
1. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г.
Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. — М., 2002.
2. Гуревич, П. С. Культурология. Учебник / П. С. Гуревич. – М.: КноРус,
2011.
3. Гуревич, А. Я.Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры
/ А. Я. Гуревич. - М., 1990.
4. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч, О. Штомпель, Л.
Штомпель, В. Королев. – СПб.: Питер, 2011.
5. Кравченко, А. И. Культурология. Уч. пособие для вузов / А. И. Кравченко.
– М.: Проспект, 2010.
6. Культурология. В 2-х т.: энциклопедия, Т1 / гл. ред. С. Я. Левит. – М., 2007.
7. Культурология. Курс лекций / отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Библионика,
2007.
8. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт., 2011.
9. Культурология. Учебно-методическое пособие по культурологии / Е. А.
Тетерина. – Пенза: Изд. ПГУ, 2010.
10. Культурология. Теория, философия, история культуры / Л. А. Никитич. –
М.: Юнити-Дана, 2009.
11. Культурология: Вузовский учебник / под. ред. Д. А. Силичева. – М., 2011.
12. Маркова, А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. – М.: Юнити-дана, 2009.
96 13. Пивоев, В. М. Культурология: введение в историю и теорию культуры / В.
М. Пивоев. – М.: КноРус, 2011.
14. Скворцова, Е. М. Теория и история культуры. Учебник для вузов / Е. М.
Скворцова. – М.: ЮНИТИ, 1999.
15. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М.,
1992.
16. Тетерина Е. А. Культурология. Терминологический словарь. – Пенза: Изд.
ПГУ, 2008.
17. Тер-Минасова, С. Г.Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-
Минасова. — М., 2000.
18. Феномен человека: Антология. – М., 1993.
97
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
ТЕМА 8. СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Условия и факторы формирования русской культуры
Русская культура сложилась вначале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в VIII – XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представлена украинской, белорусской и великорусской культурами. В этом изначальном и наиболее характерном для русского культурного самосознания осмыслении определяющей является мысль о временном, локальном и сущностном единстве русской культуры и о ее определенном своеобразии среди культур других европейских народов.
Рассмотрим некоторые объективные и субъективные факторы, повлиявшие на развитие русской культуры.
1. Природно – географические факторы:
• жесткие и разнообразные климатические природныеусловия;
• движение русских народностей с запада и северо-запада на восток и на юг, из леса в степи;
• обширная территория с вытекающим из этого многообразием форм жизни во всех ее проявлениях многонациональность, разобщенность, многоукладность быта и т.п.
2. Геополитические и этнические факторы:
• статус крупнейшей цивилизации «сухопутной» ориентации, центра евразийства, противостоящего «атлантизму» Запада;
• положение между Западом и Востоком, влияние двух своеобразных культур, их экономических особенностей, что обусловило как «маргинальность» российской культуры, так и ее самодостаточность;
• ориентированность на Запад (от Петра I до нынешних демократов), территориально же движение шло на Восток, с восприятием особенностей восточной культуры;
• привлекательность для западной экспансии (Наполеон, мировые войны) вследствие сырьевой и территориальной ограниченности европейских стран;
• расширение территорий шло не только за счет завоевания новых земель, но и путем добровольного присоединения, за счет хозяйственного освоения свободных территорий, которое чаще всего было вызвано заботой о безопасности, а не экономическими причинами.
Говоря об этническом факторе, нужно отметить, что российская культура формировалась на основе трех мощных этносов: славянского, тюркского и угро- финского, что рождает ситуацию культурного взаимовлияния, этнической, национальной терпимости, различной экономической ментальности.
3. Социальные факторы:
• идеократизм общественной жизни, который проявляется в том, что русская социальная культура во многом держится на власти идей (в отличие от «законного»
Запада и «властного» Востока);
98
• разбросанность населения, слабость административных связей, системы коммуникаций, затрудняет становление и функционирование государства как целостной социальнойсистемы;
• разнородность социальных субъектов, что затрудняло организацию совместной жизни, управление обширной территорией;
• ориентация государственной политики не на личность, а на группу (общину, артель), которая защищала человека, обеспечивала его выживание;
• коллективизм образа, уклада жизни русского человека, установка на
«общинность» (а не на общество), в том числе экономической жизни;
• общинный традиционализм, который выражался в отсутствии идеи изначального равенства людей, их прав, где общество определяет социальную роль каждого человека;
• в условиях нахождения между Западом и Востоком, постоянных войн за независимость русский человек рассматривал себя как частицу народа, а не личность, служил не себе, а всему народу, отсюда потребность в службе народу, государству;
• идея служения легла в основу сословного строя России, основанного на разделении общих обязанностей, а не на иерархии прав (как это было на Западе);
• особое понимание роли государства в жизни общества (в сочетании с антипатией к государственной власти);
• государство (царь, как его высшее воплощение) выступали посредником и арбитром в решении социальных конфликтов;
• образование единого государства под влиянием военно-политических
(борьба за независимость), а не экономических факторов;
• авторитаризм, тоталитаризм, централизм государственной системы, отсутствие гражданского общества, экономической суверенности людей как субъектов хозяйствования;
• патернализм государства и иждивенческие традиции, потребность в государственных гарантиях, стабильности любой деятельности;
• квазиэтатизм: русский человек всегда ставил государство (царя) выше закона, что порождает правовой нигилизм;
• особое понимание закона и права: они ценны, только если отвечают требованиям «справедливости», которая тем - самым ставится выше права;
• рабская покорность власти, упование на силу государства в сочетании с
«бунташностью» (восстания, революции);
• неуважение к государству, его решениям, приемлемость подмены государства его чиновниками, рассматривающими власть как свою собственность;
• замкнутость и несогласованность правовых, административных, экономических, моральных требований, что рождает потребность в стабильности у основной массы населения;
• понимание социальной свободы у русского человека, как «воли», а не уважение прав.
4. Религиозные факторы:
99
• определяющая роль религии, а именно христианства для русской культуры
(особенно в допетровскую эпоху, в Древней Руси);
• особенности православия (в сравнении с католицизмом и протестантизмом), которое отличается нравственным либерализмом в повседневной жизни;
• принятие христианства «сверху», административным путем, а не его
«вызревание»;
• высокая религиозная терпимость, сосуществование различных концессий;
• религиозный мессианизм, который проявлялся в форме пророчества о будущей великой судьбе России как оплоте православной веры (Москва – третий
Рим);
• святость как особый образ жизни особых людей, преклонение перед ней, но не следование ей в повседневной жизни;
• «соборность» как центральная идея религиозного менталитета (объединение людей общими целями, делом), коренящаяся в общем служении высокой правде, в общем долге.
5. Духовные факторы:
• большая роль нравственных факторов оценок, стремление связать каждое дело с высшими ценностями, проявлениями ума и сердца;
• экстремизм, радикализм, стремление общества не к поиску компромиссов, а к победе одной идеи над другой;
• «идеализм» духовной жизни, повышенное чувство идеала, духовного начала;
• стремление к цельности человеческих проявлений, цельности духа, восприятия мира;
• единение истины, добра и красоты, правдоискательство понималось, как высшая форма познания;
• большая роль в жизни русского народа нравственных факторов, ориентация на сердце и правду (Запад – на разум и волю), перевес этических и религиозных начал над общественными;
• высокая роль идей равенства, справедливости, сочувствие слабым;
• слабое развитие личностного духовного начала, чуждость индивидуализму как образу жизни и стилю мышления;
• духовный мессианизм, интровертность, интуитивизм, рефлексивность духовной жизни; поиск смысла жизни, идеала (а не интереса, выгоды, прибыли);
• культ непротивления злу, смирение у русского народа;
• душевная терпеливость, пассивность, покорность судьбе, высокая адаптация как к объективным (война, засуха), так и субъективным (дурной правитель) трудностям, вплоть до фаталистического отношения к миру;
• незаметность, «внутренность» духовных изменений у русского народа в сочетании с духовными «взрывами»;
• особая связь нравственности и свободы («воли»): русский человек в рабстве
– с Богом, в свободе – с дьяволом (Муравьев-Апостол);
• единство внутренней безответственности и жестокой внешней ответственности;