Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ
Несмотря на то, что культурология – молодая наука, она оперирует богатейшим фактическим материалом в области истории и теории культуры.
Мыслители всегда стремились понять и оценить различные явления культуры, и поэтому в науке о культуре сложился целый ряд концептуальных установок, каждая из которых представляет интерес, поскольку раскрывает одну из сторон этого сложного феномена.
Современная культурология не просто сводит в одно целое эти представления, но также анализирует и развивает их, опираясь на предыдущие теории и гипотезы. Поэтому важно проследить логику возникновения и развития культурологических концепций и теорий, понять причины включения тех или иных проблем в круг исследовательских интересов культурологии, а, следовательно, попытаться представить весь исторический процесс развития представлений о культуре.
Поскольку культурология является творением только европейской традиции познания мира, то стоит рассматривать ее становление только в рамках европейской цивилизации, хотя зачатки представлений о культуре существовали и у других народов.
1. Античные представления о культуре
Предпосылки, на основе которых появились первые теоретические представления о культуре, возникли еще на ранних этапах существования цивилизации и закрепились в мифологической картине мира. Уже в античности люди догадывались, что они отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира. Знаменитые историки Гомер и
Гесиод видели эту грань в нравственности. Именно нравственность изначально понималась как главное человеческое качество, которое отличает людей от животных. Позже это отличие назовут «культурой».
Само же слово «культура»появилось в эпоху Древнего Рима. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «взращивать, возделывать, обрабатывать землю». В этом значении его использовал известный римский политик Марк Порций Катон(234 – 149 до н.э.), написавший трактат «De agri cultura».
Однако отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать книгу выдающегося римского оратора и философа
Марка Туллия Цицерона(106 – 43 до н.э.) «Тускуланские беседы». В данной книге
Цицерон применил слово «культура» в ином смысле, как «нечто облагороженное, усовершенствованное». Этим словом он стал обозначать все созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой. Таким образом, понятие «культура» стало противопоставляться другому латинскому понятию «натура» (природа).

При этом «культура» по-прежнему понималась как «возделывание и обработка земли». Но отныне считалось, что объектом такой обработки может быть

25 не только земля, но и сам человек. Культура, таким образом, стала пониматься как совершенствование души при помощи философии и красноречия.
Античное понимание культуры – гуманистично, в его основе лежит идеал человека – это и человек-гражданин, подчиняющийся законам своего полиса, выполняющий все гражданские обязанности, и человек-воин, защищающий его от неприятеля, и человек, способный наслаждаться прекрасным. Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм.
В силу таких представлений первым значением термина «культура» стало отождествление его с воспитаниеми образованием, которые развивают в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного. Такая система воспитания и образования существовала в Древней Греции и называлась
«пайдейя».Ее целью было совершенствование человека как личности. При этом человек не терял чувства единства с природой, которая понималась как космос – универсальный миропорядок. В основе этого порядка лежал закон, существующий как в природе, так и в обществе. Таким образом, культурный человек воспринимал свою жизнь как естественное продолжение данного природного порядка.
Такое положение дел казалось ему незыблемым, он верил, что сами боги стоят на страже этих порядков. Поэтому в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочестие» – необходимость участия в религиозном культе, в поклонении богам. Не случайно слово «культура» означает не только «возделывание», но и «почитание», т.е. поклонение богам (религиозный культ).
Однако уже в период эллинизма, а затем и в эпоху Римской империи прежние идеалы культуры разрушаются. Общество переставало нуждаться в гражданах, в условиях социальной и политической нестабильности актуальными были другие человеческие качества. Все большей становится потребность античного человека в чуде. Появление христианства, давшего человеку эту веру, последовавший за этим кризис и разрушение античного мира завершили развитие этих тенденций, которые отразились в средневековых представлениях о культуре.
2. Развитие представлений о культуре в Средние века
Изменения в реальной жизни и мировоззрении людей в эпоху средневековья приводят к формированию новых представлений о культуре.
Средневековье отрицало языческое отношение к миру, но, тем не менее, сохранило многие достижения античной культуры. При этом политеизму
(многобожию) античности противопоставлялся монотеизм (единобожие).
В средние века формируется теологическая концепция культуры, согласно которой Бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего (греч. theos – бог).
Важное место в теологической концепции занимает идея провиденциализма
(лат. providentia – провидение). Провиденциализм – это такое понимание мира, согласно которому ход мировой истории и жизни человека определяется


26 божественным провидением.
Таким образом, в христианской идеологии место человека занимает бог - творец, а место понятия «культура» занимает понятие «культ». В данном понятии также имеется значение возделывания и усовершенствования. Однако основной акцент здесь переносится на заботу, поклонение и почитание. При этом имеется в виду почитание высшей, сверхъестественной силы, которая распоряжается судьбами мира и человека.
Согласно христианской концепции смысл жизни человека заключается в том, чтобы подготовиться к подлинной жизни, посмертной, потусторонней. Поэтому повседневная, земная, реальная жизнь утрачивает свою самоценность. Основной акцент делается на загробную жизнь, загробное воздаяние. Спасение даруется не всем, а только тем, кто живет по евангельским заповедям. Таким образом, в христианстве ужесточаются требования к нравственной жизни человека. Основные христианские ценности – вера, надежда, любовь.
Здесь следует сказать об отличии христианского понимания культуры от античного. В античности культура понималась как разумное, рациональное начало.
Считалось, что именно разум способен принести в жизнь человека и общества гармонию и порядок. Чувства уходят на второй план, они контролируются разумом. В средневековую эпоху в основание культуры было положено иррациональное (нерациональное, сверхразумное) начало – вера. Вера ставится выше разума. Разум служит вере, углубляет и проясняет ее. Поэтому все виды духовной культуры - философия, наука, право, мораль, искусство - служат религии, подчиняются ей.
Если в основе античной культуры лежало признание универсального космического закона, обеспечивавшего стабильность мирового порядка, то средневековье потеряло эту уверенность и целиком обратилось к Богу. Смысл мира заключается только в Боге, а сам мир видится огромным хранилищем символов. В
Средние века впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся в XX в. до символических теорий культуры.
В христианстве формируется иное понимание человека по сравнению с античным. Античный идеал – это гармония духа и тела, физического и духовного.
Христианский идеал – это победа духа над телом, аскетизм (подавление земных желаний, чувственных наслаждений).
Наряду с теологическими в средние века существовали и светские представления о культуре и культурном человеке (учтивость, рыцарские отношения). Они фиксировали человеческие способности и ценностные установки, необходимые для военной службы, общения в среде феодалов. В противовес аскетизму, который отстаивала церковь, в рыцарской культуре воспевались земные радости и ценности, такие, как любовь, красота, служение прекрасной даме.
Особый культурный пласт в эпоху средневековья представляла языческая народная культура. Она противостояла официальной культуре и вырабатывала свой взгляд на мир, отражавший тесную связь человека с природой. Смеховая народная культура, народные праздники и карнавалы наряду с рыцарской культурой представляли светское, мирское начало в культуре средневековья.


27
В средневековье происходит отказ от циклического представления о времени, основанного на идее вечности. Крупнейший средневековый мыслитель Августин
Блаженный ввел понятие «стрелы времени», движения истории от начала к концу.
Считалось, что история и культура имеют смысл, данный им Богом и доступный человеческому пониманию. По мнению Августина, развитие культуры – это постепенный путь к царству Божьему через внутреннее откровение Бога в человеке.
Кроме того, в Средневековье появляется понятие исторического прогресса, усложнения культуры, ее развития от низших форм к высшим. Критерием прогресса становится соответствие культуры высшим моральным ценностям.
Также как и в обществе, в культуре существовала иерархия ценностей. Разные культуры ценились по-разному. На первом месте была религиозная, церковная культура. Придворная, рыцарская культура признавалась необходимой, но менее ценной. Языческая народная культура рассматривалась как греховная, низменная.
Другими словами, в средневековье религиозная культура подчиняла себе все виды светской культуры. Более того, культура любого народа также оценивалась с точки зрения соответствия ее христианским моральным ценностям, которые считались универсальными, что привело к рождению европоцентризма
(идея исключительности, превосходства европейской культуры над другими).
3. Представления о культуре в эпоху Возрождения и Просвещения
Эпоха Возрождения становится новым этапом формирования и развития теоретических представлений о культуре. Возрождение связано с возвратом к ценностям и идеалам античности, в частности, это отношение к человеку как к гармонично развитой личности.
Широкое распространение получают идеи гуманизма. Возрожденческий гуманизм проявляется в том, что возникает невиданный ранее интерес к человеческой личности, различным сторонам ее жизни, причем жизни земной, а не загробной, потусторонней. Гуманисты считали, что человек творит не только мир материальных и духовных ценностей, но и самого себя, свою жизнь, судьбу. Он свободен, самостоятелен в своих действиях, сам может управлять обществом, делать правильный рациональный выбор.
Таким образом, принцип провиденциализма средних веков заменяется принципом человеческой активности.
Вновь возникает идея о человеке как творце культуры.Культура понимается как чисто человеческий мир, который отличается и от мира природы
(представления Античности), и от божественного мира (восприятие культуры в эпоху Средневековья). Мыслители Возрождения подчеркивают тот факт, что культура – это сущностная характеристика человека.
Возрождение также возвращается к рационализму, к признанию духовной самостоятельности человека. Человек судит о мире на основании собственного понимания. Именно разум позволяет человеку действовать как самостоятельному существу, наделенному сознанием. Поэтому разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека.


28
У истоков науки и философии Нового времени в эпоху
Просвещения стоял Френсис Бэкон(1561-1626). Ему принадлежит важная роль в разработке новой концепции культуры. Бэкон определяет культуру как мир деятельности человека. В культурно- историческом процессе он различает две стороны: материальную и духовную. Материальную культуру Бэкон определяет как процесс преобразования человеком природы. Он называет наиболее значительные достижения в области материальной культуры – книгопечатание, порох и компас. Они изменили облик и состояние всего мира в области просвещения, военном деле и мореплавании. Духовную культуру Бэкон определяет как целенаправленное воздействие на духовный мир человека.
Важнейшее место в концепции Бэкона занимают проблемы науки, научного познания, роли науки в обществе. В целом взгляд Бэкона на культурное развитие отличался оптимизмом. Бэкон считал науку важнейшим средством преобразования природы, общества и человека. Именно Бэкону принадлежит известное высказывание: «Знание – сила».
Важнейший вклад в изучение проблем общества, культуры и человека внес младший современник Бэкона английский философ
Томас Гоббс (1588-1679). Важнейшими проблемами культуры в учении Гоббса являются: происхождение, сущность, социальные функции культуры в целом и ее отдельных компонентов (науки, искусства, морали, права).
Гоббс подробно рассматривает отдельные компоненты культуры. Важнейшей культурной ценностью он считает язык. Он различает два вида опыта: чувственный и речевой. В чувственном опыте человек учится связывать между собой предметы и явления природы. Но для упорядочения и регистрации мыслей человека, для перевода внутренней речи во внешнюю ему необходимы слова (речевой опыт).
В конце XVII в. в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля
Пуфендорфа (1632 – 1694) стало активно использоваться в новом значении слово
«культура». Он начал употреблять его для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. Культура понималась им как противостояние природному, естественному состоянию человека. С этого времени данное понятие все чаще используется для обозначения воспитанности, образованности и просвещенности человека.
Большой вклад в дальнейшее развитие науки о культуре внес итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико(1668 – 1744). В своем фундаментальном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) он первым обнаружил несовершенство европейской цивилизации, стал проводить историко-сравнительный анализ, описывать особенности национальных культур, решать проблемы аккультурации и ассимиляции (усвоение элементов чужой