Файл: Становление детского коллектива в разных формах работы по физическому воспитанию детей.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.Особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста
2.1 Направленность содержания физического воспитания детей дошкольного возраста
2.2 Формы организации физического воспитания детей дошкольного возраста
2.3 Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста
3.Методика физического воспитания детей в старшей группе
Важной образовательной задачей является обучение дошкольников первоначальным знаниям, связанным с занятиями физическими упражнениями, со здоровым образом жизни. Дети должны знать элементарные основы гигиены физического воспитания, правила выполнения физических упражнений, основы техники безопасности занятий. В настоящее время актуальной задачей является обучение детей основам самостоятельных занятий физическими упражнениями, и что особенно важно, формирование у них интереса к физической культуре. Среди широкого круга воспитательных задач можно выделить следующие:
-
Разностороннее воспитание двигательных способностей. В то же время специфика физического развития ребенка, учет сенситивных периодов его развития предполагает направленность на воспитание координационных способностей (точности движений, ритма, развитие равновесия и ориентации) и скоростных способностей (за счет элементарных движений на быстроту, подвижных игр).
К воспитанию силовых способностей и общей выносливости в дошкольном возрасте необходимо подходить более осторожно. Это связано, как уже было отмечено, с неразвитостью опорно-двигательного и мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для воспитания силовых способностей применяются строго дозируемые упражнения в основном с весом собственного тела, для воспитания общей выносливости – упражнения умеренной мощности.
-
Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.). Занятия физическими упражнениями создают великолепные условия для проявления данных качеств. -
Содействовать в процессе физического воспитания умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию. В связи с быстрым ростом детского организма, постоянно меняющимся уровнем физического развития в методике физического воспитания дошкольников целесообразно еще более конкретизировать перечисленные задачи по возрастным группам: первая младшая (2-3 года);
вторая младшая (3-4 года);
средняя (4-5 лет);
старшая (5-6 лет);
подготовительная (6-7 лет).
Более подробно эти задачи будут рассмотрены в процессе описания методики физического воспитания в данных возрастных группах.
Обязательным условием полноценного решения задач физического воспитания дошкольников является комплексное использование всех средств при правильном их соотношении.
К наиболее значимым средствам в первые годы жизни ребенка можно отнести:
-
Режим дня. -
Санитарно-гигиеническая обстановка. -
Природные факторы.
Режим дня должен отвечать гигиеническим нормам и требованиям. Согласно этим требованиям в режиме дня дошкольников предусматривается время для организованной двигательной активности, рационально чередуемой с отдыхом, и для закаливающих процедур.
Санитарно-гигиеническая обстановка – поддержание чистоты и порядка в местах занятий физическими упражнениями, соблюдение светового и температурного режима, гигиена одежды и т.д. В то же время гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение, например, качественное и регулярное питание способствует нормальному росту и физическому развитию ребенка, положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание.
Природные факторы (естественные силы природы) как средство физического воспитания используются в двух направлениях.
В первом случае они усиливают эффективность использования физических упражнений. Занятия на свежем воздухе в солнечную погоду способствуют ускорению обмена веществ, повышению функциональных возможностей всех органов и систем, а самое главное, улучшают настроение детей, повышают их положительные эмоции.
Природные факторы используются и как самостоятельное средство физического воспитания дошкольников. Это проявляется в проведении закаливающих процедур с помощью воды, воздуха, солнца. Закаливание водой проводится в виде локального и общего обтирания, принятия разнотемпературного душа, обливания, купания.
Солнечные и воздушные ванны применяются в строгом соответствии с гигиеническими требованиями. Необходимо отметить, что использование естественных сил природы приносит наибольший эффект при их разумном и комплексном использовании.
Несмотря на значимость перечисленных средств физического воспитания дошкольников, ведущее место постепенно занимает основное средство – физические упражнения.
Физические упражнения – двигательные действия, используемые для решения всех задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями. Эффект физических упражнений проявляется в постепенной адаптации организма к нагрузкам, и как следствие, в повышении работоспособности организма
, улучшении дееспособности всех систем и органов.
В свое время известный русский физиолог И. Сеченов метко сказал о влиянии физических упражнений на организм человека: «Работа строит орган». В то же время влияние физических упражнений не ограничено повышением возможностей организма.
В настоящее время четко показана их роль и возможности в умственном, трудовом, эстетическом и нравственном воспитании человека, особенно в дошкольном возрасте.
Таким образом, физические упражнения – основное и незаменимое средство физического воспитания в любом возрасте.
Физические упражнения как средство физического воспитания дошкольников целесообразно классифицировать по четырем основным группам:
-
Средства основной (общеподготовительной) гимнастики. -
Подвижные игры. -
Упрощенные формы спортивных упражнений. -
Простейший туризм.
Основная гимнастика включает в себя:
а) строевые упражнения (построения, перестроения, повороты, размыкания и смыкания);
б) общеразвивающие упражнения;
в) катания на качалках, качелях, каруселях;
г) основные движения (ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения для развития равновесия, ползание, подлезание, пролезание, влезание, лазанье). Подвижные игры делят на элементарные и сложные.
Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
К упрощенным формам спортивных упражнений относят ходьбу на лыжах, катание на санках, коньках, велосипеде, плавание и др. Сюда же можно включить и спортивные игры, которые изучаются по упрощенной технике и правилам (футбол, баскетбол, волейбол, бадминтон, настольный теннис, городки и др.).
Простейший туризм включает в себя овладение элементарными приемами туристической техники.
У детей шестого года жизни движения становятся более осознанными, они пытаются выяснить, почему надо делать так, а не иначе. Начинают оценивать движения свои и товарищей.
К задачам физической культуры относятся: сохранение ее оздоровительного значения, формирование осанки, разучивание техники движений. Новыми для старших дошкольников являются соревновательные формы работы. Ставится задача воспитания у детей умения играть в подвижные игры, ответственно соблюдая правила.
Уделяют большое внимание воспитанию организованности, дисциплинированности, взаимопомощи. Привлекают детей к подготовке мест занятий, оборудования и уборке после занятий. Утренняя гимнастика Продолжительность ее увеличивается до 10 минут. Упражнения в ходьбе более разнообразны.
Дается ходьба со сменой направлений, на носках, пятках и все ее известные виды. Ходьба недлительна и переходит в бег, который длится 1,5–2 минуты. Бег спокойный, медленный до 300 м. Бег со средней скоростью проводится после ОРУ, переходит в медленную ходьбу, в это время можно выполнять упражнения на дыхание.
В комплекс утренней гимнастики включают 5-6 упражнений. Они выполняются без предметов, с предметами, на гимнастической скамейке, стенке, бревне. Увеличивается количество упражнений без предметов, а также с гимнастическими палками, обручами, скамейками.
Повторяют по 5-6 раз. Выполнять упражнения удобнее при построении в звеньях, перестраиваются в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг вперед. Подскоки на месте с различными сочетаниями движений рук и ног. Повторяют от 20 до 40 раз, 2-3 подхода с небольшим отдыхом. Подскоки в конце утренней гимнастики можно заменить бегом или несложной подвижной игрой. Один комплекс проводится 1–2 недели, затем меняется. Упражнение проводится в темпе, без больших перерывов, четко объясняется его выполнение.
Показывают упражнения лишь в начале. Физкультурные занятия Проводятся 3 раза в неделю, длительность – 25–30 минут. Одно занятие проводится на открытом воздухе. Построение выполняется по росту, учат равняться, перестроениям. Изучают размыкания, повороты на месте и в движении. 46 Ходьба. В строю дети ходят нормально. Однако при выполнении индивидуальных заданий теряются, становятся скованными, иногда отсутствует согласованность движений рук и ног. Это свидетельствует о том, что навыки правильной ходьбы еще недостаточно прочны и нарушаются при фиксации внимания ребенка на тех или иных деталях. Поэтому совершенствование навыков ходьбы осуществляют разнообразными коллективными упражнениями в ходьбе, например, высоко поднимая колени, в полуприседе, ходьба со сменой темпа, с перекатом с пятки на носок и другие. Постоянно приходится напоминать о необходимости энергично размахивать руками.
Отработке этих движений помогают ходьба широким шагом, а также специальные упражнения для рук при ходьбе: поднять вверх, вперед, в стороны. Эти упражнения способствуют и формированию осанки.
Для осанки используют ходьбу с палкой сзади под мышками, за плечами и т.д., при этом следят за правильным дыханием, на 2-3 шага – вдох, на 3-4 – выдох. Бег.
В старшей группе, совершенствуя бег, отрабатывают непринужденное положение туловища и головы, ровное положение плеч, активное движение рук, энергичное отталкивание и подъем бедра. Специальное место отводится упражнениям на вынос голени маховой ноги вперед, на увеличение длины шага. На занятиях используют разные виды бега: медленный, со средней скоростью, быстрый, равномерный, с дополнительными заданиями, с преодолением препятствий. Овладению навыками подъема бедра и выноса голени маховой ноги вперед служат пробежки с перешагиванием 5-6 невысоких препятствий (рейки, кубики и т.д.) высотой 10–15 см, поставленных на длину уменьшенного шага.
Медленный бег на выносливость выполняют по пересеченной местности 1,5–2 минуты (до 320 м). Дети бегут равномерно, не ускоряясь, плечи расслаблены, на 3-4 шага выполняют вдох, на 5-6 – выдох (длительнее вдоха). Бегают в парах, «змейкой», перестраиваясь на бегу в звеньях, сочетая с другими видами движений (пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет и другие). Для быстрого бега рекомендуются отрезки по 10 м. Бег повторяют 3-4 раза с перерывами 1,5–2 минуты, а затем 1 минуту.
Быстрый бег на более длительную дистанцию (20–30 м) выполняется стремительным широким шагом с перекатом с пятки на носок.
Быстрый бег чаще всего используют в подвижных играх с элементами соревнования. Длительность такого бега в игре – 4-6 секунд – чередуют с остановками и повторяют 4-5 раз.
Примерные беговые упражнения
Первое полугодие:
бег «змейкой», на бегу перестраивание в парах; пролезть в обруч;
вбежать и сбежать по наклонной доске; обегать предметы;
бегать непрерывно 1,5–2 минуты; бег со средней скоростью 60–100 м в чередовании с ходьбой (2-3 раза);
медленный бег по пересеченной местности 240–280 м;
быстрый бег 10 м (2-3 раза);
челночный бег 2х10 м;
пробежать как можно быстрей 20 м.
Второе полугодие:
бег с высоким подниманием коленей, перешагивая рейки;
медленный бег 2 минуты без перерыва;
медленный кросс 280–320 м; бег со средней скоростью 100–120 м в чередовании с ходьбой (2-3 раза);
быстрый бег 10 м (3-4 раза);
челночный бег 3х10 м; бег наперегонки парами 30 м;
бег по бревну.
Прыжки.
В старшей группе используют следующие виды прыжков:
подпрыгивание, спрыгивание, прыжок в длину с места и с разбега; прыжки со скакалкой.
При подпрыгивании на месте совершают движения ногами: скрестно, одна вперед, с ноги на ногу; на одной ноге;
с поворотами; с движениями рук; через игрушки. Многократные выполнения