Файл: Становление детского коллектива в разных формах работы по физическому воспитанию детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, словесные приемы заключаются также и четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком па ширину плеч - ставь!» Или для окончания движения: «На месте — стой'». «Paз, два, три — беги!» и т. д. Все это требует различной и интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.


3.Методика физического воспитания детей в старшей группе

3.1Формирование и развитие детского спортивного коллектива



Понятие детского спортивного коллектива. Принципы формирования коллектива: суверенности, равновесия управления и самоуправления, реализации перспективных задач и т.д.

Этапы развития детского коллектива и участие спортивного организатора в этом развитии. Особенности детского спортивного коллектива. Сплоченность детского спортивного коллектива – основа спортивной результативности. Профилактика конфликтов в системе «тренер-спортсмен». Роли тренера: тренер-отец, тренер-старший брат и т.д.

«Детский коллектив – это объединение детей на основе общей полезной деятельности (например, обучение спортивной деятельности)». Любой коллектив характеризуется наличием общей цели и общей деятельности. Характерной особенностью детского коллектива является то, что он находится под руководством педагога.

Детский спортивный коллектив является видом детского коллектива и характеризуется в определенных аспектах: в моральном, в культурно-эстетическом, общественно-ценностном и др.

В процессе спортивной деятельности, важной частью жизни ребенка и детского коллектива является социокультурная среда, и важной задачей тренера является учитывать влияние социокультурной среды на развитие ребенка и его личности.

В связи с растущей необходимость участия тренера в формировании детского спортивного коллектива, растут и требования к уровню его квалификации как педагога. Тренер должен и управлять деятельностью детского спортивного коллектива, и организовывать тренировочный процесс, и учитывать индивидуальные качества каждого члена детского спортивного коллектива и т.д. В рамках детского спортивного коллектива, одной из главных задач тренера является формирование интереса у ребенка к физической культуре. Интересным является тот факт, что тренер детского спортивного коллектива, должен интересоваться всеми сторонами жизни своих воспитанников, не только спортивной деятельностью. Тренер – это прежде всего воспитатель, который является для своих воспитанников и учителем, и другом, и братом.



Концепции педагогической компетентности специалиста в области ФК и С (Прохорова М.В., Неверкович С.Д., Маркина Т.А., Круглова Т.Э. и др.). Критерии оценки компетентности по основным блокам: стратегическому, организаторскому, коммуникативному. Особенности профессионально-педагогической деятельности тренера по виду спорта. Педагогический авторитет. Показатели педагогического авторитета.

Педагогическая культура специалиста в области физической культуры и спорта: двигательная и речевая. Индивидуальный стиль деятельности и общения. Профессиональная компетенция. Профессиональная деформация тренера.

Деятельность тренера во многом отличается от деятельности учителя физической культуры. Главное отличие состоит в том, что деятельность тренера направлена на выявление и развитие спортивных возможностей детей. Деятельность тренера предполагает (профессиональные компетенции тренера):

Определение целей спортивной подготовки и конкретной тренировки;

Использование в тренировочном процессе современных методов тренировки;

Определение и оценку физического развития воспитанников;

Гибкость собственной деятельности тренера в соответствии со спортивными результатами воспитанников;

Владение методами педагогического контроля;

Воспитание у обучающихся интереса к занятиям избранным видом спорта;

Формирование и развитие спортивного коллектива и т.д.

Воспитание и обучение сфере физической культуры и спорта.

Характеристика процесса воспитания в рамках физической культуры и спорта. Воспитательная деятельность в ходе тренировочного занятия. Воспитательные возможности различных видов спорта. Цели воспитательного процесса в спорте. Задачи воспитания в спорте: в зависимости от содержания и направленности тренировочных занятий. Психолого-педагогическая помощь спортсмену.

Спорт являет частью педагогической системы и включает в себя воспитание и обучение. Обучение в спорте предполагает формирование знаний, умений и навыков, а воспитание – формирование личности.

Личность спортсмена рассматривается как личность творца своей спортивной карьеры и рекордов. Исходя из принципов спортивной деятельности и конкретных целей вида спорта, становится возможным выделить цели воспитания спортсмена. Одними из целей воспитания спортсмена являются:


Развитие творческой личности;

Формирование мотивации спортивной деятельности, которая способствует развитию спортивной карьеры;

Формирование психических качеств, присущих именно спортсмену и обеспечивающих адекватную приспособленность спортсмена к определенному виду спорта;

Формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена.

Процессы обучения и воспитания выступают способами психолого-педагогической помощи спортсмену при спортивной деятельности. Существует 2 базовые модели такой помощи:

Тренер, как помогающий, анализирует ситуацию и принимает решение, направленное преодоление определенных трудностей.

Тренер, как помогающий, выступает своеобразным двигателем спортсмена, стремясь мобилизовать его силы на поиск решения той или иной проблемы.


3.2 Методика физического воспитания детей в старшей группе


Период от рождения до 7 лет является наиболее важным для становления личности ребенка, его физического развития.

В это время происходит становление основных, необходимых в жизни движений. Физическое воспитание как система педагогических воздействий направляет формирование моторики от хаотичных движений к таким двигательным действиям, как ходьба, бег, прыжки, метания и многим другим. Физическое воспитание дошкольников является составной частью российской системы физического воспитания и решает общую для всех возрастных групп цель – формирование гармонично развитой личности.

Исходя из цели, выделяют 3 основные, неразрывно 6 связанные между собой группы задач физического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные. Наряду с общими методическими подходами к решению перечисленных задач, необходимо отметить специфику их решения в дошкольном возрасте.

В первые годы жизни ребенка на первый план выдвигаются оздоровительные задачи. Это объясняется тем, что детский организм имеет низкую сопротивляемость к условиям окружающей среды, слабый опорно-двигательный аппарат, неразвитую сердечнососудистую и дыхательную системы.

Оздоровительные задачи можно конкретизировать следующим образом:

  1. Способствовать закаливанию организма, повышать сопротивляемость к воздействию условий внешней среды.

  2. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию рациональной осанки. Значимость данной задачи обусловлена тем, что скелет ребенка еще не сформирован и поэтому легко поддается деформации.

  3. Содействовать повышению функциональных возможностей вегетативных органов и систем. У детей с маленькой двигательной активностью отмечаются задержки в развитии сердечно-сосудис–той, дыхательной и других систем. Образовательные задачи физического воспитания предполагают обучение двигательным навыкам и умениям, обучение теоретическим знаниям в области физической культуры.

Именно в дошкольном возрасте закладывается двигательная база, формируются умения в жизненно необходимых двигательных движениях (ходьба, бег, лазанье, прыжки и др.).

Данные движения составляют в дальнейшем основу для освоения более сложных локомоций (плавание, бег на лыжах, катание на велосипеде, спортивные игры и др.).