Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 360
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
совершать 5 молитв в установленное для них время в джамаате и собираться на
пятничную молитву вместе с мусульманами. Да"
Вернуться в содержание
97.
Положение поста детей в месяц рамадан
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Если дитя не
достиг совершеннолетия, то его не обязывают соблюдать пост в месяц Рамадан.
Однако если он способен соблюдать пост без затруднения, то приказывают ему
соблюдать его. Ибо сподвижники Пророка ﷺ приучали своих детей к посту,
заставляя их. А когда кто-нибудь из них начинал плакать, то они им давали
игрушки, посредством которых они отвлекались.
(Бухари, 1960, и Муслим, 1136)
Однако если утверждено, что это принесет ему вред, то его удерживают от
этого. Поскольку, если Всевышний Аллах запретил нам отдавать детям
имущества, опасаясь того, что они могут неправильно распорядиться ими и
погубить их, то поистине, опасение нанесения вреда человеческим телам
является из первого раздела, дабы удерживали их от этого. Однако, чтобы не
было это удерживание детей от соблюдение поста, когда они этого хотят, путем
суровости. Ибо, поистине, такое обращение с детьми при воспитании не
подобает".
(См. "Фихк аль-'ибадат", стр. 225, шейх Ибн Усаймин).
Вернуться в содержание
98.
Может ли есть открыто тот, кто имеет уважительную причину не
соблюдать пост?
Имам аль-Мардауи писал: "Къады говорил: "Порицаемо есть открыто в
светлое время Рамадана, даже если для этого есть причина". Сказано в "аль-
Фуру'": "Открыто есть запрещено в любом случае". Когда спросили Ибн 'Акъиля:
"Следует ли запрещать путнику, больному или женщине, у которой месячные,
чтобы они ели открыто?", он ответил: "Если причина для несоблюдения поста
скрытая, как болезнь, у которой нет следов или путник, о котором неизвестно
что он путник, то следует запрещать есть открыто!"".
См. "аль-Инсаф" 7/348.
Вернуться в содержание
99.
Можно ли кормить того, кто не постится в Рамадан без причины?
Ученые запрещали кормить в дневное время людей, которые обязаны поститься и не имеют шариатской причины на оставление поста.
Всевышний Аллах сказал: "Помогайте друг другу в благочестии и
богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде".
(аль-Маида
5: 2).
Имам ар-Рамли передал, что ученые запрещали продавать еду неверному,
если человек знает или предполагает, что тот съест ее в светлое время дня
Рамадана, и ар-Рамли говорил: "Причина этого запрета в том, что данный
поступок является оказанием помощи в совершении греха, и так же по самому
правильному мнению обязанности шариата касаются и неверных тоже".
См.
"Нихаятуль-мухтадж" 5/274, "Маусу'атуль-фикъхия" 9/212.
Таким образом, человек не должен кормить в светлое время Рамадана того,
кто обязан поститься, что бы не быть соучастником греха.
Исключением этому являются больные, путники и прочие, с кого снимается обязанность поститься. Такого общее положение в данном вопросе.
Однако в этом случае следует проявлять мудрость и учитывать пользу и вред.
Как, например, если отец, который по неведению и невежеству не соблюдает пост, скажет своей дочери постящейся, приготовить ему еду, и она откажется, то
это может привести к еще большему злу для нее, ибо этот отец может начать запрещать ей носить платок и совершать молитву, и будет препятствовать совершению ею благого и т.д. Поэтому необходимо учитывать вопрос пользы и вреда, и к каждому случаю следует подходить индивидуально!
Вопрос: "Длинный вопрос, суть которого в следующем: одна из фирм, в
которой работают мусульмане, открыла столовую для кормления своих
работников из числа немусульман. Бывали случаи, когда днём туда заходили на
обед и мусульмане со слабой верой.
Кроме того, руководство ресторана запрещает своим работникам-
мусульманам отлучаться для совершения обеденного намаза коллективно в
мечети, находящейся рядом со столовой, объясняя это тем, что время намаза
совпадает со временем обеда. Также во время обеденного намаза в мечети запах
еды доходит до молящихся, тем самым причиняя им неудобства".
Ответ: "Нельзя открывать рестораны днём в месяц Рамадан для неверующих
и нельзя обслуживать их, если они пришли поесть. В этом есть серьёзные
шариатские нарушения, такие как содействие им в том, что запретил Аллах. Как
известно из пречистого Шариата, все религиозные предписания - и основные, и
второстепенные - распространяются на неверующих. Несомненно, пост в месяц
Рамадан является одним из столпов Ислама, и, соответственно, неверующие
обязаны поститься после того, как выполнится условие - принятие Ислама.
Поэтому мусульманину нельзя содействовать им в оставлении религиозных
предписаний, которые обязал Всевышний. Кроме того, мусульманину
запрещается обслуживать неверующих в том, в чём есть унижение и принижение
достоинства верующего, как, например, подавать им еду и т.д.Кроме того,
неверующим, которые находятся в мусульманских странах, нельзя заниматься
теми видами деятельности, которые противоречат религиозным предписаниям
Ислама и причиняют неудобства и затрагивают чувства мусульман. Поэтому
необходимо закрывать ресторан, принадлежащий вышеупомянутой фирме, в
дневное время суток в течение месяца Рамадан. Да поможет вам Аллах! Мир и
благословение Аллаха Пророку Мухаммаду и его семье!".
Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/35-37. Члены комитета: Бакр
Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- 'Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- 'Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
Вопрос: "Длинный вопрос, суть которого в следующем: одна из фирм, в
которой работают мусульмане, открыла столовую для кормления своих
работников из числа немусульман. Бывали случаи, когда днём туда заходили на
обед и мусульмане со слабой верой.
Кроме того, руководство ресторана запрещает своим работникам-
мусульманам отлучаться для совершения обеденного намаза коллективно в
мечети, находящейся рядом со столовой, объясняя это тем, что время намаза
совпадает со временем обеда. Также во время обеденного намаза в мечети запах
еды доходит до молящихся, тем самым причиняя им неудобства".
Ответ: "Нельзя открывать рестораны днём в месяц Рамадан для неверующих
и нельзя обслуживать их, если они пришли поесть. В этом есть серьёзные
шариатские нарушения, такие как содействие им в том, что запретил Аллах. Как
известно из пречистого Шариата, все религиозные предписания - и основные, и
второстепенные - распространяются на неверующих. Несомненно, пост в месяц
Рамадан является одним из столпов Ислама, и, соответственно, неверующие
обязаны поститься после того, как выполнится условие - принятие Ислама.
Поэтому мусульманину нельзя содействовать им в оставлении религиозных
предписаний, которые обязал Всевышний. Кроме того, мусульманину
запрещается обслуживать неверующих в том, в чём есть унижение и принижение
достоинства верующего, как, например, подавать им еду и т.д.Кроме того,
неверующим, которые находятся в мусульманских странах, нельзя заниматься
теми видами деятельности, которые противоречат религиозным предписаниям
Ислама и причиняют неудобства и затрагивают чувства мусульман. Поэтому
необходимо закрывать ресторан, принадлежащий вышеупомянутой фирме, в
дневное время суток в течение месяца Рамадан. Да поможет вам Аллах! Мир и
благословение Аллаха Пророку Мухаммаду и его семье!".
Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/35-37. Члены комитета: Бакр
Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- 'Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- 'Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 26
Вопрос: "В первый день Рамадана меня посетила старая женщина, которой
уже 100 лет. Иногда она здравомыслящая, а иногда нет. Она попросила
приготовить ей кофе и я выполнила эту просьбу. Есть ли на мне грех? Я
предупредила ее, что сейчас Рамадан. Пожалуйста, разъясните этот вопрос, да
одарит вас Аллах благом".
Ответ: "Хвала Аллаху! Если кажется, что эта женщина уже стара и умственно
неполноценна, то она не обязана поститься и нет на вас греха за
приготовленную чашечку кофе. То, что иногда она бывает разумной, например,
когда просит сделать или принести что-то, не является показателем ее
умственного здоровья. В большинстве случаев люди, достигшие столетнего
возраста, страдают старческим слабоумием и сильно меняются. Если вам
кажется, что она умственно неполноценна и не отдает себе отчет, то ей
дозволено есть и пить во время поста. Но, если вы думаете, что она умственно
здорова и проявляет халатность, то не угощайте ее кофе или чем-либо другим,
чтобы не помогать ей в грехе.
Аллах говорит:
"Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не
помогайте друг другу в грехе и вражде"
Сура "аль-Маида", 5:2
Если здоровый мусульманин просит еду в дневное время Рамадана, то нельзя
давать ему ни еду, ни напитки, ни сигареты и нельзя помогать ему в этом грехе.
Но если он умственно неполноценен, например, страдает умственными
расстройствами, старческим слабоумием или очень стар, то нет на нем греха и он
не обязан поститься".
Фатауа "ан-Нур аля ад-Дарб", 3/1267.
Вернуться в содержание
100.
Надо ли поститься оставшуюся часть дня тому, кто не постился
по уважительной причине при исчезновении этой причины?
Если больной выздоровел или путник вернулся домой или женщина, с послеродовым кровотечением или менструацией отчистилась, и все это произошло в дневное время, то обязаны ли они поститься оставшуюся часть дня или нет? По этому вопросу среди ученых есть разногласия. Одна группа ученых считала, что они обязаны поститься, поскольку прекратила действовать причина,
позволявшая им не соблюдать пост. Другие же ученые считали, что поститься остаток дня они не обязаны, так как подобный пост им все равно не засчитывается.
Шейх Ибн Усаймин говорил: "Если путник вернется в свой город в середине
дня, не соблюдая пост, или же у женщины прекратится менструация в течение
дня, то они не обязаны соблюдать пост оставшуюся часть дня. Они могут есть и
пить, ибо их воздержание не играет никакой роли, поскольку они и так обязаны
восполнит этот день, и он им не засчитается. Это мнение является правильным, и
это мазхаб имама Малика и аш-Шафи'и, а также одно из мнений Ахмада. А от
Ибн Мас'уда сообщается: "Пусть тот, кто уже ел первую часть дня, ест и
оставшуюся" аль-Байхакъи".
См. "Фатауа Ибн Усаймин" том 19 вопросы № 58, 59.
Таким образом, на обязанность поста оставшуюся часть дня нет никакого доказательства, ибо упомянутые категории людей имеет шариатскую причину на не соблюдение поста. Известно, что Всевышний Аллах завершил свою религию,
доведя ее до совершенства, и не известно, чтобы Он обязывал поститься оставшуюся часть дня тому, кто по уважительной причине не постился.
Имам ан-Науауи сказал: "Если путник вернулся в середине дня домой, не
соблюдая пост, и нашел свою жену отчистившейся от месячных или
исцелившейся в середине дня от болезни, то он может вспутить с ней в половую
связь, и на них нет искупления по нашему мнению!".
См. "аль-Маджму'" 6/174.
Вернуться в содержание
101.
Некоторые распространенные, но слабые или выдуманные
хадисы о Рамадане и посте
Посланник Аллаха ﷺ говорил: "Пусть тот, кто сказал от моего имени то,
чего я не говорил, приготовиться занять свое место в Огне!". аль-Бухари 109.
Хафиз Ибн Хаджар о словах Пророка ﷺ: "Передавший от меня то, что сам
он считает ложью, является одним из лжецов", говорил: "Если даже
рассказывать от имени Пророка ﷺ то, что он не говорил, является запретным, то,
что можно сказать о совершении деяния, основанного на этом?! Нет разницы при
совершении деяния, опирающегося на хадис, касается это законоположений
(ахкам) или достоинств (фадаиль), поскольку все это шариат!".
См. "Табйин аль-'аджаб" 3-4.
"Если бы поклоняющиеся знали о величии Рамадана, то они пожелали бы,
чтобы весь год был Рамадан"
Ибн Хузайма 1886.
Данный хадис является выдуманным. В цепи данного хадиса Джарир ибн
Айюб, который рассказывал ложные хадисы.
См. "Лисан аль-мизан" 2/101.
О недостоверности этого хадиса говорили имам аль-Бухари, имам ан-Насаи,
имам Ибн аль-Джаузи, шейх аль-Альбани и др.
См. также "аль-Мауду'ат" 2/188.
"Начало Рамадана - это милость, середина - это прощение, а конец - освобождение от Огня… И совершивший в этот месяц благое, получит награду за это как за обязательное деяние, а совершивший обязательное деяние, получит награду как семьдесят обязательных дел в иное время"
Ибн Хузайма 1887, аль-
Байхакъи 3/128.
Данный хадис является слабым по причине передатчика по имени Али ибн
Зайд, которого назвали слабым Ахмад ибн Ханбаль, Ибн Са'д, Ибн Аби Хайсама,
Ибн Хузайма и др.
См. "Тахзиб ат-тахзиб" 7/322.
О слабости этого хадиса сказали имам Ибн Са'д, Ибн Ма'ин, Ибн Аби Хатим и др.
См. также "ас-Сильсиля ад-да'ифа уаль-мауду'а" 871.
"Поститесь и вы будете здоровы"
ат-Табарни в "аль-Аусат" 1/69.
Данный хадис является слабым по причине передатчика Нахшаля ибн Са'да,
который является неприемлемым и часто лгал. А также по причине того, что ад-
Даххак не застал Ибн Аббаса.
См. "ас-Сильсиля ад-да'ифа уаль-мауду'а" 253.
"Тот, кто нарушил пост одного дня Рамадана без уважительной причины и не по болезни, не сможет возместить этот день, даже если будет поститься в течение всей жизни"
аль-Бухари 4/160.
Хафиз Ибн Хаджар говорил, что у этого хадиса целых три дефекта: 1.
Неясность, 2. Неизвестный передатчик, 3. Прерванный иснад.
См. "Фатхуль-Бари"
4/161.
На слабость этого хадиса также указали имамы Ахмад, Ибн Хузайма, аль-
Мунзири, аль-Багъауи, аль-Къуртуби, аз-Захаби, и мн. другие. А также на слабость этого хадиса указывает и сам аль-Бухари, который сказал об этом хадисе: "Передают от Абу Хурайры...", поскольку он говорит в неопределенной и не утвердительной форме, в отличие от достоверных хадисов, о которых он утвердительно говорит: "Сказам мне...", "Передал нам..." и т.д.
В науке хадисоведения неопределенные слова, как "передается", "сказано"
или "сообщается", указывают на сомнение или слабость подобных сообщений.
Тогда как то, что сомнений не вызывает, передают как: "сказал", "сделал" и т.д.,
как разъяснил это имам ан-Науауи.
См. "аль-Маджму'" 1/63.
"Сон постящегося - поклонение, его молчание - тасбих, мольба его принимается, а деяния удваеваются"
аль-Байхакъи 3/143.
Имам аль-Байхакъи сказал: "Ма'руф ибн Хасан (передатчик этого хадиса)
является слабым, а Сулейман ибн Амр ан-Наха'и (другой передатчик) еще слабее
него!" Хафиз аль-'Иракъи сказал: "Сулейман ан-Наха'и из числа лжецов!".
См.
"Тахридж аль-Ихъя" 1/310.
Также этот хадис назвали слабым имам аль-Мунауи и шейха аль-Альбани.
См. "Файдуль-Къадир" № 9293, "ас-Сильсиля ад-да'ифа уаль-мауду'а"
4696.
"Основой Ислама и его опорой являются три вещи, и кто оставит одно из них,
становиться неверным, кровь которого дозволена: это свидетельство того, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха; пятикратная молитва и пост месяца Рамадан"
Абу Я'ля 2/126, аль-Лялякаи 1/202.
Данный хадис является слабым по причине Амра ибн Малика ан-Нукри. Никто из имамов не считал его надежным, кроме Ибн Хиббана, а среди мухаддисов
известно послабление имама Ибн Хиббана в усиливании надежности слабых и даже неизвестных передатчиков. Об этом говорил хафиз Ибн Абдуль-Хади.
Также в цепи данного хадиса Мумаль ибн Исма'иль, он правдивый передатчик, однако допускал ошибки, о чем говорил имам Абу Хатим.
Более того, этот хадис противоречит ясным указаниям и многим достоверным хадисам, в которых сообщается, что основой Ислама и его столпами являются пять вещей, а не три, как об этом передается в этом хадисе.
Шейх аль-Альбани говорил: "Я не думаю, что кто-то из признанных ученых
называл неверным того, кто оставил пост, не считая это дозволенным! Однако
это противоречит внешнему смыслу хадиса (что оставивший пост становится
неверным). И в этом также научное доказательство относительно слабости этого
хадиса".
См. "ас-Сильсиля ад-да'ифа уаль-мауду'а" 94.
"Всевышний Аллах сказал: "Любимыми рабами для Меня являются те, кто спешить быстрее всех к разговению""
ат-Тирмизи 700.
Этот хадис является слабым из-за Къурры ибн Абдур-Рахмана, передатчика данного хадиса, которого имамы Ахмад, Ибн Ма'ин, Абу Зура, Абу Хатим и другие назвали слабым рассказчиком.
См. "Ируауль-гъалиль" 1/38.
"Месяц Рамадан находится между небом и землей, и ничего его не поднимет к
Аллаху, кроме закята аль-фитра"
ад-Дайлями, Ибн Шахин.
Этот хадис является слабым по причине передатчика по имени Мухаммад ибн
Убайд, который является неизвестным.
См. "аль-Иляль" 824.
Шейх аль-Альбани сказал: "Будь этот хадис достоверным, то в нем было бы
указание на то, что пост Рамадана не принимается без выплаты закатя аль-Фитр!
Я не знаю никого из ученых, кто говорил бы о том, что пост без закята аль-Фитр
не принимается".
См. "ас-Сильсиля ад-да'ифа" 1/118.
Вернуться в содержание
102.
О никяхе в Рамадане
Вопрос Постоянному комитету по научным исследованиям и фатауам (№8901)
о никяхе в месяц Рамадан: "Каков хукм этого, и является ли это порицаемым?".
Ответ: "Нет порицания свершению никаха в месяц Рамадан, так как нет
доводов запрещающих (указывающих) на это. И от Аллаха удача, и да
благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и
сахабов".
Шейх ибн Баз, абдуРраззак аль-'Афифи, абдуЛлах аль-Гъудьян, абдуЛлах ибну Ку'уд.
Вернуться в содержание
103.
Жевательная резинка ("жвачка") при посте
Шейх Усеймин в "шарх мумти' 'аля задуль-мустакни'" сказал: "Порицается
жевать упругую жвачку постящемуся, которая не распадается и не
расщепляется, так как может проникнуть вкус от неё, если есть у неё вкус! Если
же вкуса нет, тогда порицаемость этого спадает! Однако вместе с этим не
дозволяется жевать её на виду у людей! Так как они могут подумать не так о
жующем. Они ведь не знают, жуёт он жвачку упругую или не упругую, также не
знают, есть ли у этой жвачки вкус или его нет. И некоторые могут последовать
этому примеру и жевать потом жвачку со вкусом.
Жвачка также имеет три недостатка, как об этом указано в "ар-рауд": 1 -
вызывает мокроту (железы, желудочный сок), 2 - смешивается со слюной, 3 -
вызывает жажду".
Также в цепи данного хадиса Мумаль ибн Исма'иль, он правдивый передатчик, однако допускал ошибки, о чем говорил имам Абу Хатим.
Более того, этот хадис противоречит ясным указаниям и многим достоверным хадисам, в которых сообщается, что основой Ислама и его столпами являются пять вещей, а не три, как об этом передается в этом хадисе.
Шейх аль-Альбани говорил: "Я не думаю, что кто-то из признанных ученых
называл неверным того, кто оставил пост, не считая это дозволенным! Однако
это противоречит внешнему смыслу хадиса (что оставивший пост становится
неверным). И в этом также научное доказательство относительно слабости этого
хадиса".
См. "ас-Сильсиля ад-да'ифа уаль-мауду'а" 94.
"Всевышний Аллах сказал: "Любимыми рабами для Меня являются те, кто спешить быстрее всех к разговению""
ат-Тирмизи 700.
Этот хадис является слабым из-за Къурры ибн Абдур-Рахмана, передатчика данного хадиса, которого имамы Ахмад, Ибн Ма'ин, Абу Зура, Абу Хатим и другие назвали слабым рассказчиком.
См. "Ируауль-гъалиль" 1/38.
"Месяц Рамадан находится между небом и землей, и ничего его не поднимет к
Аллаху, кроме закята аль-фитра"
ад-Дайлями, Ибн Шахин.
Этот хадис является слабым по причине передатчика по имени Мухаммад ибн
Убайд, который является неизвестным.
См. "аль-Иляль" 824.
Шейх аль-Альбани сказал: "Будь этот хадис достоверным, то в нем было бы
указание на то, что пост Рамадана не принимается без выплаты закатя аль-Фитр!
Я не знаю никого из ученых, кто говорил бы о том, что пост без закята аль-Фитр
не принимается".
См. "ас-Сильсиля ад-да'ифа" 1/118.
Вернуться в содержание
102.
О никяхе в Рамадане
Вопрос Постоянному комитету по научным исследованиям и фатауам (№8901)
о никяхе в месяц Рамадан: "Каков хукм этого, и является ли это порицаемым?".
Ответ: "Нет порицания свершению никаха в месяц Рамадан, так как нет
доводов запрещающих (указывающих) на это. И от Аллаха удача, и да
благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и
сахабов".
Шейх ибн Баз, абдуРраззак аль-'Афифи, абдуЛлах аль-Гъудьян, абдуЛлах ибну Ку'уд.
Вернуться в содержание
103.
Жевательная резинка ("жвачка") при посте
Шейх Усеймин в "шарх мумти' 'аля задуль-мустакни'" сказал: "Порицается
жевать упругую жвачку постящемуся, которая не распадается и не
расщепляется, так как может проникнуть вкус от неё, если есть у неё вкус! Если
же вкуса нет, тогда порицаемость этого спадает! Однако вместе с этим не
дозволяется жевать её на виду у людей! Так как они могут подумать не так о
жующем. Они ведь не знают, жуёт он жвачку упругую или не упругую, также не
знают, есть ли у этой жвачки вкус или его нет. И некоторые могут последовать
этому примеру и жевать потом жвачку со вкусом.
Жвачка также имеет три недостатка, как об этом указано в "ар-рауд": 1 -
вызывает мокроту (железы, желудочный сок), 2 - смешивается со слюной, 3 -
вызывает жажду".