Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТеорЕтические аспекты товарооборота как экономического показателя
1.2 Методологическая основа анализа и планирования товарооборота
2 Анализ товарооборота в ООО «Комбинат питания сила»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ товарооборота в динамике
2.3 Факторный анализ товарооборота
3 Прогнозирование товарооборота
3.1 Планирование товарооборота
По результатам анализа основных показателей торгово-производственной деятельности ООО «КП-СИЛА» можно отметить, что товарооборот общественного питания за 2020 г. увеличился на 23,5% или на 3 808 тыс. руб. и составил 20 011 тыс. руб., тогда как в 2019 г. уровень товарооборота составлял 16 203 тыс. руб. (Рисунок 2).
В числе негативных тенденций развития стоит отметить сокращение уровня валовой прибыли в 2020 г. на 1,62% до 30,38%. При этом сумма валовой прибыли предприятия выросла на 17,24% или на 894 тыс. руб. и составила 60 790 тыс. руб.
При этом темпы роста суммы издержек были ниже, чем темпы роста оборота общественного питания. Таким образом, происходит экономия издержек как в абсолютном, так и в относительном выражении( рисунок 3 )
Рисунок 3 – Динамика финансовых показателей за 2019-2020 гг., тыс. руб.
Объем прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов составил 74,4 тыс. руб., сумма которой выросла по сравнению с 2019 г. на 10,37% или на 72,8 тыс. руб.
За анализируемый период увеличилась нагрузка на 1 кв. м площади. В 2020 г. она составила 66,7 тыс. руб., что на 23,5% или 12,7 тыс. руб. превышает показатель 2019 г.
В 2020 г. непосредственно в сфере общественного питания в ООО занято 147 человека.
Трудовые ресурсы стали использоваться более эффективно. Об этом говорит рост производительности труда (товарооборота на 1 работника) на 25,21% или 27,4 тыс. руб.
В целом можно говорить о расширении объема деятельности, нo при этом и о снижении его эффективности, качественности. ООО «КП-СИЛА» помимо закупа продовольственных товаров у поставщиков само производит свою собственную готовую продукцию.
2.2 Анализ товарооборота в динамике
В 2020 г. оборот общественного питания в действующих ценах составил 20 011 тыс. руб., что выше уровня 2019 г. на 3 808 тыс. руб. или 23,5%, и значительно выше уровня 2015 г. – на 5 922 тыс. руб. или 42,03%.
Анализ оборота общественного питания по периодам года приведен в таблице 2.
Таблица 2-Анализ оборота общественного питания ООО «КП-СИЛА» по кварталам в 2019 – 2020 гг.
Квартал | Оборот общественного питания, тыс. руб. | Отклонение | Структура, % | Изм. структуры, % | |||
2019 г. | 2020 г. | Абс.отк., тыс. руб. | Темп роста, % | 2019 г. | 2020 г. | ||
1 | 3803 | 4645 | 842 | 122,14 | 23,47 | 23,21 | 98,89 |
2 | 3863 | 4845 | 982 | 125,42 | 23,84 | 24,21 | 101,55 |
3 | 4258 | 5219 | 961 | 122,57 | 26,28 | 26,08 | 99,24 |
4 | 4279 | 5303 | 1024 | 123,93 | 26,41 | 26,50 | 100,34 |
Итого | 16203 | 20011 | 3808 | 123,50 | 100 | 100 | - |
По данным таблицы 3 равномерно увеличение оборота общественного питания по кварталам 2019 г. и 2020 г. Наибольший прирост в процентном выражении произошел во 2 кв. 2020 г., темп роста составил 125,42% или 982 тыс. руб. В 4 кв. наибольший рост произошел в денежном выражении и составил 1 024 тыс. руб.
Говоря о структуре розничного товарооборота общественного питания отметим, что наибольший удельный вес по продажам в 2019 г. занимал 4 кв., аналогичная динамика сохранилась и за 2020 г. – 26,41% и 26,50% соответственно.
По данным таблицы 3 заметно пропорциональное соотношение долей между кварталами, что свидетельствует о равномерности развития оборота общественного питания в разрезе кварталов.
Проведем анализ состава оборота общественного питания ООО «КП-СИЛА» (таблица 3).
Таблица 3-Анализ динамики оборота общественного питания ООО «КП-СИЛА» по составу за 2019-2020 гг.
Показатели | 2019 г. | 2020 г. | Изменение | |||||
Тыс. руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Темп роста, % | |||
Оборот общественного питания, в т.ч.: | 16203 | 100,00 | 20011 | 100,00 | 3808 | 123,5 | ||
- по продукции собственного производства | 13837 | 85,39 | 17169 | 85,79 | 3332 | 124,1 | ||
Из нее: - по обеденной продукции | 12233 | 75,50 | 13014 | 65,03 | 781 | 106,4 | ||
- по прочей продукции собственного производства | 1604 | 1,01 | 4155 | 20,76 | 2551 | 259,0 | ||
- по покупным товарам | 2366 | 14,60 | 2842 | 14,20 | 476 | 120,1 |
По данным таблицы 3 предприятие работает более эффективно по сравнению с предшествующим годом и полностью выполняет собственные планы производства и оказания услуг общественного питания.
Оборот общественного питания в 2020 г. по сравнению с 2019 г. вырос на 23,5%.Оборот по покупным товарам за 2020 г. составил 2 842 тыс. руб., что превышает показатель 2019 г. на 20,1%.
В составе продукции собственного производства наибольший удельный вес приходится на обеденную группу.
Графически структура товарооборота представлена на Рисунок4-5.
Рисунок 4 – Структура товарооборота общественного питания за 2019 г., %
В структуре розничного товарооборота наибольший удельный вес приходится на продукцию собственного производства: 85,39% или 13 837 тыс. руб. в 2019 г. и 85,79% или 17 169 тыс. руб. в 2020 г.
Рисунок 5 – Структура товарооборота общественного питания за 2020 г., %
Сравнивая структуру розничного товарооборота общественного питания отметим, что наибольший удельный вес в обороте общественного питания занимает продукция «Холодные блюда и закуски».
Таблица 4-Анализ розничного товарооборота общественного питания ООО «КП-СИЛА» по ассортименту
Показатели | 2019 год | 2020 год | Откл., тыс. руб. | Изм. структуры, % | ||||
Сумма | Удвес,% | Сумма | уд вес,% | |||||
Горячие напитки | 858,8 | 5,3 | 1180,6 | 5,9 | 321,9 | 111,32 | ||
Холодные напитки | 1037,0 | 6,4 | 1260,7 | 6,3 | 223,7 | 98,44 | ||
Кондитерские изделия | 1037,0 | 6,4 | 1420,8 | 7,1 | 383,8 | 110,94 | ||
Супы | 3435,0 | 21,2 | 4182,3 | 20,9 | 747,3 | 98,58 | ||
Холодные блюда и закуски | 5379,4 | 33,2 | 6643,7 | 33,2 | 1264,3 | 100,00 | ||
Вторые горячие блюда | 1539,3 | 9,5 | 761,0 | 8,8 | 21,7 | 92,63 | ||
Сладкие блюда | 243,0 | 1,5 | 340,2 | 1,7 | 97,1 | 1,13 | ||
Хлеб | 307,5 | 1,90 | 379,7 | 1,90 | 72,2 | 100,00 | ||
Покупные товары | 2366,0 | 14,60 | 2842,0 | 14,4 | 476,0 | 98,63 | ||
Итого | 16203 | 100,0 | 20011,0 | 100,0 | 3808,0 | - |
В общем объеме оборота общественного питания в 2020 г. высока доля супов (20,9%) и вторых горячих блюд (8,8%) (таблица 4).
Структура товарооборота представлена на рисунке 6 и 7.
Рисунок 6 – Структура товарооборота общественного питания за 2019 г., %
Как видно из рисунка 6, основное снижение в структуре оборота общественного питания пришлось на следующие виды продукции: удельный вес вторых горячих блюд снизился на 0,7%, супов, а также прочих продуктов на 3,3% соответственно.
Рисунок 7 – Структура товарооборота общественного питания за 2020 г., %
Как видно из рисунка 7, за 2020 г. структура не претерпела существенных изменений.