Файл: Товарооборот и резервы его роста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для проведения объективного анализа розничного товарооборота в общественном питании необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией.

Информацию о розничном товарообороте в сфере общественного питания можно взять из форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, регистров бухгалтерского учета[30, С. 53].

Анализ розничного товарооборота начинают с определения объема оборота блюд в денежном выражении или в натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды.

Анализируя розничный товарооборот в общественном питании, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах [40, С. 7].

При анализе первоначально определяют общий объем продажи блюд в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам— также в натуральном размере.

Для этого проводят оценку относительного и абсолютного отклонения под воздействием факторов [7, С. 8].

Для анализа розничного товарооборота на различных этапах используют следующие методы экономического анализа:

  1. Горизонтальный анализ розничного товарооборота проводят по отчету о движении блюд и товаров – исследуются приход, изготовление и реализация блюд и товаров, возможно в разрезе каждого источника поступления и направления реализации [36, С. 24].

  2. Вертикальный анализ - это одна из систем финансового анализа, базирующаяся на структурном разложении отдельных показателей [33, С. 107].

  3. Метод финансовых коэффициентов основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности.

  4. Факторный анализ.

В отечественной практике методика факторного анализа продаж обстоятельно изложена в трудах Н.П. Любушина, Г.В. Савицкой, А.А. Максютова, где приведены факторные модели, алгоритм и подтверждающие расчеты с выводами.

Вопросы экономического анализа товарооборота в общественном питании рассматриваются в трудах таких экономистов, как Л.И. Кравченко, О.В. Медведева, А. Н. Соломатина и многих других [32, 33].

В методике Кравченко Л.И. для анализа розничного товарооборота предлагается при анализе динамики розничного товарооборота необходи
мо определить и изучить среднегодовой темп его роста:

О.В. Медведева [33] при анализе розничного товарооборота предлагает использовать следующую последовательность.

Определяется темп роста товарооборота, который рассчитывается по формуле:
Трбi = , (1)
где

Трбi - темп роста за i год,

Т i – товарооборот за i год,

То – товарооборот за базисный год.

Далее определяется удельный вес товарооборота во временном интервале:
Удв = х 100 % (2)
где

Удв –удельный вес квартала в годовом товарообороте,

Т i – товарооборот за квартал,

∑ Т - товарооборот за год.
Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов О. В. Медведева признает объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов:

Этов. = (3)
где

Этов. - показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов,

Р - розничный товарооборот;

Зн. - товарные запасы на начало отчетного периода;

Зк. - товарные запасы на конец отчетного периода;

П - поступило товаров в отчетном периоде.

Применение методики О.В. Медведевой и Л.И. Кравченко [33, 32], наиболее полно отражают теоретико-методические и практические аспекты анализа движения товаров в общественном питании предприятия с целью организации эффективного менеджмента и прогнозирования устойчивого развития фирмы.

Товарооборачиваемость в днях определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по одной из следующих формул:
Тдн = (4)
где

Д — количество дней анализируемого периода (год — 360 дней, квартал — 90 и месяц — 30 дней);

Р — розничный товарооборот за изучаемый период;

3ср — запасы товаров на отдельные даты изучаемого перио­да.
Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров) можно рассчитать по следующим формулам:


Т об = (5)
О. В. Медведева ставит в прямую зависимость товарооборот от площади предприятия общественного питания (торгового зала, зала обслуживания потребителей), в том числе, именно торгового зала, и предлагает анализ влияния показателей проводить способом цепных подстановок. Для данного анализа используется следующая формула:
Np=П*Нп, (6)

где

Пторговая площадь;

Нптоварооборот на 1 м торговой площади.
Для определения влияния товарооборачиваемости на объём товарооборота вновь используется факторный анализ способом цепных подстановок.
Nср (7)
Использование аналитических методов и инструментов позволит обеспечивать контроль сохранности, рационального и эффективного использования товарных запасов; своевременное получение полной и достоверной информации о товарообороте, и для принятия обоснованных управленческих решений.

2 Анализ товарооборота в ООО «Комбинат питания сила»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия


Предприятие находится по адресу : 8 Марта 62.

Численность персонала — 60 человек комбината питания. Для студентов и сотрудников университета работают 3 столовых, 5 буфетов комбината питания. Запущен в эксплуатацию зал диетического питания, постоянно действует стол заказов.

Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 5а.

ООО «КП-Сила» был создан с целью формирования единой системы организации питания в муниципальных учреждениях, на сегодняшний день – спектр как реализуемой продукции, так и направления реализации существенно расширились.

В состав ООО «КП-СИЛА» входят: основное производство, кондитерский и булочный цеха, цех мясных и творожных полуфабрикатов, мясной цех, банкетный зал.

Организационная структура предприятия представлена на рис 2.



Рисунок 2- Организационная структура

В целях автоматизации текущей деятельности ООО «КП-СИЛА» были разработаны следующие системы:

1. Система приема заявок NZ

Разработана с целью автоматизации приема заявок на продукты питания от школ и детских садов. В системе присутствует двухсторонний обмен информацией с учетной системой ООО «КП-СИЛА», система статусов для отслеживания этапов по заявке.

В рамках оптовых продаж процесс продажи осуществляется через договоры.

2. Система "МЕНЮ"

Разработана с целью введения единого цикличного меню для всех контрагентов, контроля отпуска продуктов питания по рецептурам и упрощения отчетности.

На данный момент проект в стадии тестирования.

Процесс продажи осуществляется как через договоры с коммерческими организациями, так и через систему тендеров с бюджетными и казенными учреждениями и организациями в соответствии с ФЗ №44.«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который реализует системный подход к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, обеспечивает прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов.


В соответствии с задачами, поставленными в работе, проведем экономическую оценку деятельности ООО «КП-Сила» в табл. 1.

Таблица 1 – Анализ основных показателей торгово-хозяйственной деятельности
ООО «КП-СИЛА», тыс. руб.


Показатели

2018 год

2019 год

2020 год

Отклонение 19-20 год(+;-)

2020 г./2019 г. %

1. Товарооборот

13102

16203

20011

3808

123,50

2. Валовой доход

3233,0

5185,0

6079,0

894,0

117,24

3. Уровень валового дохода, %

28,3

32,0

30,38

-1,62

-

4. Издержки обращения

3985,0

4308,0

5111,0

803,0

118,64

5. Уровень издержек обращения, %

27,22

26,59

25,54

-1,05

-

6. Прибыль от реализации

-752,0

877,0

968,0

91,0

110,38

7. Уровень прибыли, %

5,33

5,41

4,84

-0,58

-

8. Прибыль чистая

678,3

701,6

774,4

72,8

110,37

9. Численность работников, чел.

72

70

60

-2

98,66

10. Товарооборот на 1 работника

98,2

108,7

136,1

27,4

125,21

11. Площадь, м2

300

300

300

0

100,0

12. Товарооборот на 1 м2

48,3

54,0

66,7

12,7

123,5