Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТеорЕтические аспекты товарооборота как экономического показателя
1.2 Методологическая основа анализа и планирования товарооборота
2 Анализ товарооборота в ООО «Комбинат питания сила»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ товарооборота в динамике
2.3 Факторный анализ товарооборота
3 Прогнозирование товарооборота
3.1 Планирование товарооборота
Для проведения объективного анализа розничного товарооборота в общественном питании необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией.
Информацию о розничном товарообороте в сфере общественного питания можно взять из форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, регистров бухгалтерского учета[30, С. 53].
Анализ розничного товарооборота начинают с определения объема оборота блюд в денежном выражении или в натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды.
Анализируя розничный товарооборот в общественном питании, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах [40, С. 7].
При анализе первоначально определяют общий объем продажи блюд в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам— также в натуральном размере.
Для этого проводят оценку относительного и абсолютного отклонения под воздействием факторов [7, С. 8].
Для анализа розничного товарооборота на различных этапах используют следующие методы экономического анализа:
-
Горизонтальный анализ розничного товарооборота проводят по отчету о движении блюд и товаров – исследуются приход, изготовление и реализация блюд и товаров, возможно в разрезе каждого источника поступления и направления реализации [36, С. 24]. -
Вертикальный анализ - это одна из систем финансового анализа, базирующаяся на структурном разложении отдельных показателей [33, С. 107]. -
Метод финансовых коэффициентов основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. -
Факторный анализ.
В отечественной практике методика факторного анализа продаж обстоятельно изложена в трудах Н.П. Любушина, Г.В. Савицкой, А.А. Максютова, где приведены факторные модели, алгоритм и подтверждающие расчеты с выводами.
Вопросы экономического анализа товарооборота в общественном питании рассматриваются в трудах таких экономистов, как Л.И. Кравченко, О.В. Медведева, А. Н. Соломатина и многих других [32, 33].
В методике Кравченко Л.И. для анализа розничного товарооборота предлагается при анализе динамики розничного товарооборота необходи
мо определить и изучить среднегодовой темп его роста:
О.В. Медведева [33] при анализе розничного товарооборота предлагает использовать следующую последовательность.
Определяется темп роста товарооборота, который рассчитывается по формуле:
Трбi = , (1)
где
Трбi - темп роста за i год,
Т i – товарооборот за i год,
То – товарооборот за базисный год.
Далее определяется удельный вес товарооборота во временном интервале:
Удв = х 100 % (2)
где
Удв –удельный вес квартала в годовом товарообороте,
Т i – товарооборот за квартал,
∑ Т - товарооборот за год.
Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов О. В. Медведева признает объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов:
Этов. = (3)
где
Этов. - показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов,
Р - розничный товарооборот;
Зн. - товарные запасы на начало отчетного периода;
Зк. - товарные запасы на конец отчетного периода;
П - поступило товаров в отчетном периоде.
Применение методики О.В. Медведевой и Л.И. Кравченко [33, 32], наиболее полно отражают теоретико-методические и практические аспекты анализа движения товаров в общественном питании предприятия с целью организации эффективного менеджмента и прогнозирования устойчивого развития фирмы.
Товарооборачиваемость в днях определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по одной из следующих формул:
Тдн = (4)
где
Д — количество дней анализируемого периода (год — 360 дней, квартал — 90 и месяц — 30 дней);
Р — розничный товарооборот за изучаемый период;
3ср — запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода.
Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров) можно рассчитать по следующим формулам:
Т об = (5)
О. В. Медведева ставит в прямую зависимость товарооборот от площади предприятия общественного питания (торгового зала, зала обслуживания потребителей), в том числе, именно торгового зала, и предлагает анализ влияния показателей проводить способом цепных подстановок. Для данного анализа используется следующая формула:
Np=П*Нп, (6)
где
П – торговая площадь;
Нп – товарооборот на 1 м2м торговой площади.
Для определения влияния товарооборачиваемости на объём товарооборота вновь используется факторный анализ способом цепных подстановок.
N=Зср (7)
Использование аналитических методов и инструментов позволит обеспечивать контроль сохранности, рационального и эффективного использования товарных запасов; своевременное получение полной и достоверной информации о товарообороте, и для принятия обоснованных управленческих решений.
2 Анализ товарооборота в ООО «Комбинат питания сила»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Предприятие находится по адресу : 8 Марта 62.
Численность персонала — 60 человек комбината питания. Для студентов и сотрудников университета работают 3 столовых, 5 буфетов комбината питания. Запущен в эксплуатацию зал диетического питания, постоянно действует стол заказов.
Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 5а.
ООО «КП-Сила» был создан с целью формирования единой системы организации питания в муниципальных учреждениях, на сегодняшний день – спектр как реализуемой продукции, так и направления реализации существенно расширились.
В состав ООО «КП-СИЛА» входят: основное производство, кондитерский и булочный цеха, цех мясных и творожных полуфабрикатов, мясной цех, банкетный зал.
Организационная структура предприятия представлена на рис 2.
Рисунок 2- Организационная структура
В целях автоматизации текущей деятельности ООО «КП-СИЛА» были разработаны следующие системы:
1. Система приема заявок NZ
Разработана с целью автоматизации приема заявок на продукты питания от школ и детских садов. В системе присутствует двухсторонний обмен информацией с учетной системой ООО «КП-СИЛА», система статусов для отслеживания этапов по заявке.
В рамках оптовых продаж процесс продажи осуществляется через договоры.
2. Система "МЕНЮ"
Разработана с целью введения единого цикличного меню для всех контрагентов, контроля отпуска продуктов питания по рецептурам и упрощения отчетности.
На данный момент проект в стадии тестирования.
Процесс продажи осуществляется как через договоры с коммерческими организациями, так и через систему тендеров с бюджетными и казенными учреждениями и организациями в соответствии с ФЗ №44.«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который реализует системный подход к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, обеспечивает прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов.
В соответствии с задачами, поставленными в работе, проведем экономическую оценку деятельности ООО «КП-Сила» в табл. 1.
Таблица 1 – Анализ основных показателей торгово-хозяйственной деятельности
ООО «КП-СИЛА», тыс. руб.
Показатели | 2018 год | 2019 год | 2020 год | Отклонение 19-20 год(+;-) | 2020 г./2019 г. % |
1. Товарооборот | 13102 | 16203 | 20011 | 3808 | 123,50 |
2. Валовой доход | 3233,0 | 5185,0 | 6079,0 | 894,0 | 117,24 |
3. Уровень валового дохода, % | 28,3 | 32,0 | 30,38 | -1,62 | - |
4. Издержки обращения | 3985,0 | 4308,0 | 5111,0 | 803,0 | 118,64 |
5. Уровень издержек обращения, % | 27,22 | 26,59 | 25,54 | -1,05 | - |
6. Прибыль от реализации | -752,0 | 877,0 | 968,0 | 91,0 | 110,38 |
7. Уровень прибыли, % | 5,33 | 5,41 | 4,84 | -0,58 | - |
8. Прибыль чистая | 678,3 | 701,6 | 774,4 | 72,8 | 110,37 |
9. Численность работников, чел. | 72 | 70 | 60 | -2 | 98,66 |
10. Товарооборот на 1 работника | 98,2 | 108,7 | 136,1 | 27,4 | 125,21 |
11. Площадь, м2 | 300 | 300 | 300 | 0 | 100,0 |
12. Товарооборот на 1 м2 | 48,3 | 54,0 | 66,7 | 12,7 | 123,5 |