Файл: Тема основы микроэкономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

148 последствия от внешнего эффекта проявляются в заниженной цене блага и его перепроизводстве. Причиной перепроизводства является то, что часть издержек производства не включена в цену продукции. В результате величина потерь равна площади фигуры
????

????
2
????????. Поэтому отрицательный внешний эффект сопо- стави́м со стоимостью применяемых в производстве благ ресурсов, но не вклю- ченной в цену.
Обратите внимание, что неэффективность отрицательного внешнего эф- фекта проявляется в перепроизводстве благ, поскольку одна из сторон рыночной сделки перекладывает часть издержек производства на третьих лиц и занижает свои расходы. На рис. 5.4 видно, что неэффективность проявилась в недостаточ- ном производстве блага и потери равны величине площади треугольника
????????????.
Что связывает примеры положительного и отрицательного внешних эф- фектов? В рассмотренных примерах речь идет о стимулах и о том, что отклоне- ния приводят к общественным потерям, поскольку участники рыночных опера- ций не учитывают мнения тех самых третьих лиц.
Следует отметить, что одной из причин возникновения внешних эффектов является асимметрия информации – это ситуация, когда одни из участников ры- ночных операций владеют большей информацией чем другие. В этом случае про- исходит изменение стимулов у рыночных участников. Приведем примеры не- скольких очень известных экономических моделей, где возникает асимметрия информации.
Модель Дж. Акерлофа о рынке «лимонов» («лимоны» – рынок подержан- ных автомобилей в США).
Предпосылки модели. Если покупатели не наблюдают качество товаров, то они могут не захотеть покупать даже хороший по качеству товар, боясь, что им достанется плохой.
Механизм. На рынке подержанных автомобилей («лимонов») есть 100 ка- чественных и 100 некачественных. Покупателей на рынке больше, чем продав- цов. Качественные автомобили оцениваются продавцами по 50 ден. ед., покупа- телями – по 60 ден. ед. Некачественные оцениваются продавцами по 20 ден. ед.

149 и покупателями – по 30 ден. ед. Сколько автомобилей будет реализовано, если все наблюдают качество автомобилей? А если его наблюдают только продавцы?
Ответ на первый вопрос: установится конкурентное равновесие – все нека- чественные автомобили будут проданы по 30 ден. ед., а качественные – по 60 ден. ед. (цена установится на уровне ценности для покупателей, так как их больше, чем продавцов). Допустим, покупатель не сможет определить качество автомобиля. Значит, происходит следующее. Если цена не ниже 50 ден. ед., то продавцы готовы продать все автомобили (хорошие и плохие), но средняя цен- ность автомобиля для покупателя тогда равна 45 ден. ед. (
30∙100+60∙100 2∙100
), что меньше 50 ден. ед., поэтому покупатели не будут покупать при таких ценах. В диапазоне цен от 20 до 50 ден. ед. будет предлагаться 100 некачественных авто- мобилей – они и будут куплены по цене 30 ден. ед. В итоге равновесие перестает быть эффективным, так как все качественные автомобили будут не проданы, хоть они и ценятся потребителями выше, чем продавцами.
В модели Шапиро – Стиглица определяется уровень безработицы в эконо- мике. В классической экономической теории рынок труда должен приходить в равновесие и на нем не должна постоянно существовать безработица. Тем не ме- нее именно такая безработица наблюдается в реальном мире. Объяснение, найденное экономистами Карлом Шапиро и Джозеформ Стиглицем, основано на недостатке информации у работодателей. Работодатель может наблюдать усилия работника, т. е. как он работает, лишь с некоторой вероятностью. В этой ситуа- ции у всех работников появляются стимулы отлынивать от работы – даже если работодатель поймает их в каком-то проценте случаев и уволит, за счет рыноч- ного механизма они найдут настолько же привлекательную работу с той же зар- платой. Поэтому работодатели назначают зарплаты на уровне немного выше рав- новесного, чтобы возникал ненулевой уровень безработицы и работники боялись бы потерять работу, что стимулировало бы их прилагать необходимое усилие. В итоге из-за отсутствия полной наблюдаемости мы получаем неэффективное рав- новесие, отличное от конкурентного рыночного.


150
Модель рыночных сигналов Майкла Спенса. Основой этой модели явля- ется подача сигналов (например, образование как сигнал о своей компетентно- сти). Условно говоря, студенты-менеджеры и студенты-медики изучают матема- тический анализ не только потому, что он дает необходимые навыки для их ра- боты, а потому, что этот курс помогает отличить сильных студентов от слабых, и подобное верно и для всего обучения в университете. Понятно, что в такой системе складывается неэффективное равновесие: студентам приходится нести издержки на сигнализирование, которых бы не было, если бы уровень студентов был бы наблюдаем всеми.
Мы увидели лишь несколько моделей, в которых возникает неэффектив- ность из-за асимметрии информации, но нужно отметить, что и в них мы опять прослеживаем, насколько зависит то, как будет устроено равновесие, от стиму- лов агентов в модели.
5.2. Регулирование внешних эффектов
Как вернуть стимулы к такому состоянию, чтобы они приводили к опти- мальному равновесию? Необходимо включить внешний эффект в издержки фирмы, тогда она будет учитывать их при принятии решения и получившееся равновесие вернется к эффективному состоянию. Такое действие называется ре- гулированием (интернализацией) внешних эффектов.
При определенных условиях рыночный механизм способен обеспечить ин- тернализацию внешних эффектов. Согласно теореме Коуза: «Если права соб- ственности четко определены и транзакционные издержки равны нулю, то раз- мещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эф- фективным независимо от изменений в распределении прав собственности». Это утверждение означает следующее: если участникам рыночных операций ничего не стоит договориться и при этом понятно, что кому принадлежит, то они дого- ворятся до оптимального расположения ресурсов. Это относится, в частности, к

151 ситуациям с внешними эффектами. Тем не менее довольно часто условия, необ- ходимые для интернализации внешних эффектов, не всегда возможно выпол- нить. Причинами являются:
 трудности в определении (установлении) прав собственности;
 невозможность определения источников внешних эффектов;
 асимметрия информации об издержках и выгодах участников;
 ведение переговоров и оппортунистическое поведение участников ры- ночных операций.
Поэтому появляется необходимость в применении нерыночных методов регулирования внешних эффектов – государственного регулирования. Как пра- вило, государственное регулирование внешних эффектов осуществляется в виде ограничений, но также есть методы поощрения. В табл. 5.2 представлены спо- собы регулирования внешних эффектов.
Талица 5.2
Способы регулирования внешних эффектов
Отрицательный внешний эффект
Положительный внешний эффект
Стандарты: устанавливаемые государственными ведомствами ограничительные стандарты на виды и объемы выбросов в окружающую среду (или сбро- сов в водоемы).
Налоги: являются платежами за наносимый ущерб.
Лицензии на выброс в окружающую среду (или сбросы в водоемы) загрязняющих веществ. Реали- зуются посредством обмена правами собственности
Субсидии: платежи участникам ры- ночных операций, как правило, идут на стимулирование спроса (или пред- ложения) на определенные блага
Представленные в табл. 5.2 способы регулирования внешних эффектов направлены на оптимальное распределение ресурсов. Хотя стандарты сокра- щают отрицательный внешний эффект – загрязняющие выбросы, но не способ- ствуют оптимальному распределению ресурсов.
Рассмотрим пример в случае отрицательного внешнего эффекта в резуль- тате введения налога (налог Пигу).
На рис. 5.5 показано, что, когда вводится


152 налог
????, издержки производства увеличиваются до уровня предельных обще- ственных издержек
????????????. Таким образом, предельные частные издержки ???????????? будут включать в себя величину налога. Налог увеличивает предельные частные издержки
????????????, и равновесие перемещается из точки ???? к точке ????.
Рис. 5.5. Регулирование отрицательного внешнего эффекта: налог Пигу
Рис. 5.5 демонстрирует, что происходит смещение предложения
????
1
→ ????
2
и сокращение выпуска (
????

> ????
1
). В результате выигрыш в общественном благосо- стоянии соответствует площади треугольника
????????????. Тем не менее полностью ущерб отрицательного внешнего эффекта не устранен. Если же введение налога лишит производителей благ прибыли, то они прекратят производство.
Обратите внимание, что применение налогов имеет преимущества и недо- статки (табл. 5.3).
Таблица 5.3
Преимущества и недостатки применения налогов
Преимущества
Недостатки
 Не требуется сбора труднодоступной ин- формации.
 Извлекается выгода в виде разницы между затратами на сокращение выбро- сов и налогом.
 Увеличиваются государственные доходы за счет налоговых поступлений
 Происходит рост цен.
 Налоги носят компенсирующий харак- тер, но не являются гарантом устранения ущерба.
 Применение налогов неэффективно в случае, когда в распоряжении имеется де- шевый способ устранения внешних эф- фектов

153
Рассмотрим пример с регулированием положительного внешнего эффекта – введение субсидии. Применение субсидий направлено на стимулирование спроса (талоны на некоторые товары, социальные выплаты определенным груп- пам населения). На рис. 5.6 представлен случай положительного внешнего эф- фекта. Рыночное равновесие устанавливается в точке
???? (????

, ????

) , и потери обще- ства сопоставимы с величиной площади фигуры
????
2
????????????

. А чистые потери эф- фективности – площадь треугольника
????????????. Для того чтобы достичь эффектив- ный объем потребления, который соответствует
????
1
, необходимо снизить цену, а это возможно сделать за счет предоставления субсидии
????.
Рис. 5.6. Регулирование положительного внешнего эффекта: субсидия Пигу
Как видно по рис. 5.6, происходит смещение спроса
????
1
→ ????
2
– снижается цена (
????
1
> ????
3
) и увеличивается объем выпуска (????

> ????
1
). В этом случае вели- чина субсидии
???? должна быть не менее ????
3
− ????
1
Неэффективные ситуации возникают в присутствии внешних эффектов и разрешаются с помощью корректирующих налогов или субсидий.
Пример 5.2
Две компании ежедневно выбрасывают в атмосферу по 4 тонны загрязня- ющих веществ объемом
???? каждая. Администрация города принимает решение о сокращении выбросов вполовину (
????

= 2 тонны). Рассматриваются два вари-


154 анта: 1) введение ограничения на выбросы в атмосферу (переход на новую тех- нологию, которая сокращает выбросы на 25 %); 2) введение налога (
???? = 200 ден. ед. за тонну). Какой из вариантов более эффективен? Известно, что на сокраще- ние выбросов у фирм различные затраты: у фирмы 1 – 700 ден. ед. в день, а у фирмы 2 – 300 ден. ед. в день.
Решение
1. Введение ограничений на выброс загрязняющих веществ.
В этом случае каждая из фирм переходит на технологию, которая позво- ляет сократить выбросы:
 фирма 1: ????????
1
= ????
1
∙ 0,25 ∙ 700 = 700 ден. ед.;
 фирма 2: ????????
2
= ????
2
∙ 0,25 ∙ 300 = 300 ден. ед.
Общие издержки фирм:
???????? = ????????
1
+ ????????
2
= 700 + 300 = 1000 ден. ед.
2. Введение налога.
Фирма 1:
????????
1
????
= ????
1

∙ ???? = 2 ∙ 200 = 400 ден. ед.
Фирма 2:
????????
2
????
= ????
2

∙ ???? = 2 ∙ 200 = 400 ден. ед.
Переход на современную технологию возможен в случае если налоговые платежи превышают расходы на новую технологию.
Фирма 1 выберет уплату налога, так как затраты применения современной технологии превышают налоговые выплаты
????????
1
> ????????
1
????
. Для фирмы 2 лучшим вы- бором будет применение современной технологии, поскольку налоговые вы- платы больше затрат на технологию
????????
2
????
> ????????
2
Таким образом, обе фирмы перейдут на современную технологию, если налоги будут увеличены (т. е. затраты на технологию будут меньше, чем налого- вые платежи).
Ответ: 1) для фирмы 2 переход на современную технологию будет более эффективным; 2) для фирмы 1 наиболее эффективной будет уплата налогов.

155
1   2   3   4   5   6   7   8

5.3. Общественные блага
Общественные блага – это блага, в процессе потребления которых невоз- можно исключить тех, кто не платил за них, и потребление которых одним чело- веком не ограничивает потребление этого блага другими.
Существует немало примеров таких благ: национальная оборона; скорая медицинская помощь, уличное освещение, свободно распространяемое про- граммное обеспечение и так далее.
Обратите внимание, что если благо приносит полезность только его вла- дельцу, то оно является чистым частным благом. Признаки чистого частного блага состоят в исключаемости и избирательности. Если же благо потребляется сообща и предоставляется всем, то оно является чистым общественным благом.
Для чистого общественного блага присущи такие признаки, как неисключае- мость и неизбирательность.
В действительности рынок благ не ограничивается только чистыми част- ными и чистыми общественными благами. Как правило, рассмотренные при- знаки благ проявляются по-разному. Например, оцениваемые блага могут обла- дать разной степенью исключаемости или неисключаемости (избирательности или неизбирательности). Также рассмотренные признаки могут быть представ- лены в разных комбинациях. Например, благу может быть свойствен как признак исключаемости, так и признак неизбирательности. Например, лифт в многоэтаж- ном доме. Пользование лифтом доступно всем жителям дома, что делает его не- исключаемым благом. Однако ограничение по количеству (весу) пассажиров лифта характеризует избирательность в потреблении. Рассмотрим несколько случаев:
1. Если для блага свойственны высокая степень избирательности и низкая степень исключаемости, то его можно отнести к благам совместного потребле- ния. Городские парки и пляжи являются примером таких благ.
2. Если благо обладает высокой степенью исключаемости и низкой степе- нью избирательности, то оно относится к коллективным благам (исключаемым

156 общественным благам). Примерами таких благ являются среднее образование в школах и библиотеки.
Однако бывают ситуации, когда увеличение числа потребителей блага приводит к снижению полезности от этого блага для существующих потребите- лей. Такая ситуация свидетельствует о том, что неконкурентность в потреблении блага будет сохраняться только при определенном числе потребителей. В боль- шей степени это относится к транспортной инфраструктуре (паромные пере- правы, мосты и т. д.) – такие блага называют перегружаемыми общественными благами. В отдельных случаях доступность к благу ограничивается особыми объединениями потребителей (клубами или союзами), в которых требуется член- ство для потребителей. Соответственно такие блага становятся клубными бла- гами.
В отношении спроса на чистые общественные блага действует принцип убывающей полезности, рассмотренный в теме 2. Тем не менее спрос на чистые общественные блага имеет некоторые особенности.
Во-первых, эти блага потребляются всеми пользователи как единое целое, т. е. объем предложения блага равен объему его потребления каждым потреби- телем:
????
????
= ????
????1
= ????
????2
= ⋯ = ????
????????
,
(5.13) где
????
????
– объем предложения чистого общественного блага;
????
????1
, ????
????2
, … , ????
????????
– объем спроса каждого потребителя.
Во-вторых, функция спроса на чистое общественное благо является функ- цией предельной полезности. Поскольку потребители получают выгоды от по- требления одновременно, то предельная общественная выгода определяется как
???????????? = ????????
1
+ ????????
2
+ ⋯ + ????????
????
,
(5.14) где
???????????? – предельные общественные выгоды; ????????
1
, ????????
2
, … , ????????
????
– предельные выгоды каждого потребителя.
Таким образом, спрос на чистое общественное благо представляет собой сумму индивидуальных спросов потребителей, и цена на чистое общественное благо не является переменной величиной.