ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Выпуск всех трех фирм при
???? = 8 положительный. Рыночное предложе- ние отрасли составит
???? = ????
1
+ ????
2
+ ????
3
= 22 + 1 + 22,5 = 45,5 ед.
Способ 2. Выразим функцию рыночного предложения:
????
????
= ????
1
+ ????
2
+ ????
3
= (−10 + 4????) + (−15 + 2????) + (2,5 + 2,5????) = −22,5 + 8,5????.
Находим рыночное предложение при
???? = 8:
????
????
(???? = 8) = −22,5 + 8,5 ∙ 8 = 45,5 ед.
Ответ: рыночное предложение
????
????
(???? = 8) = 45,5 ед.
1.4. Рыночное равновесие и механизм его достижения
Рыночный спрос
???? и рыночное предложение ???? показывают лишь готов- ность покупать и продавать товар по различным ценам, а цена, по которой товар будет продаваться на рынке, складывается при взаимодействии спроса и предло- жения.
Рыночное равновесие достигается при взаимодействии рыночного спроса
???? и рыночного предложения ????. Следует отметить, что если товарный рынок рас- сматривать изолированно от других рынков, то имеет место частичное равнове- сие. Общее равновесие предполагает изучение равновесия взаимосвязанных рынков. Рассмотрим частичное равновесие рынка и то, каким образом оно дости- гается.
Рис. 1.3. Рыночное равновесие
12
На товарном рынке устанавливается рыночное равновесие, которое харак- теризуется равновесной ценой
????
????
и равновесным количеством товара
????
????
в точке равновесия
???? (рис. 1.3). Таким образом, частичное равновесие на товарном рынке может быть выписано условием
????: ????
????
= ????
????
= ????
????
;
????
????
= ????
????
= ????
????
(1.5)
Рассмотрим пример, когда на рынке несколько участников.
Пример 1.3
На рынке товара существуют две группы покупателей, функции спроса которых имеют виды
????
????1
= 100 − 0,25 ∙ ????и ????
????2
= 197 − ????. Две группы фирм осуществляют предложение на рынке, функции предложения которых имеют виды
????
????1
= −10 + 0,25 ∙ ???? и ????
????1
= −50 + 0,2 ∙ ????. Определите равновесное значе- ние объема продаж.
Решение
1. Определим максимальную цену для каждой группы покупателей (мак- симальная цена, когда объем спроса равен 0):
1-я группа:
0 = 100 − 0,25 ∙ ???? ⇒ ????
????????????
= 400 ден. ед.;
2-я группа:
0 = 197 − ???? ⇒ ????
????????????
= 197 ден. ед.
2. Определим минимальную цену для каждой группы продавцов (мини- мальная цена, когда объем предложения равен 0):
1-я группа:
0 = −10 + 0,25 ∙ ???? ⇒ ????
????????????
= 40 ден. ед.;
2-я группа:
0 = −50 + 0,2 ∙ ???? ⇒ ????
????????????
= 250 ден. ед.
3. Получается, нет такого промежутка, на котором действуют все четыре агента. При цене от 250 до 400 – два продавца и один покупатель:
????
????1
= 100 − 0,25 ∙ ????, ????
????
= −60 + 0,45 ∙ ????;
100 − 0,25 ∙ ???? = −60 + 0,45 ∙ ????;
160 = 0,65 ∙ ????;
???? ≈ 246, 15 < 250.
Значит, на этом промежутке равновесия не будет.
Если цена выше 197, но меньше 250, то на рынке действуют один продавец и один потребитель:
13
????
????1
= 100 − 0,25 ∙ ????, ????
????1
= −10 + 0,25 ∙ ????;
100 − 0,25 ∙ ???? = −10 + 0,25 ∙ ????;
110 = 0,5 ∙ ????;
???? = 220 .
Цена
???? = 220 попадает в нужный ценовой промежуток, а значит, является равновесной. Поскольку функции спроса и предложения монотонны (одна строго убывает, вторая – строго возрастает по цене), равновесие может быть только одно, а значит, оно почти найдено, осталось лишь определить равновес- ный объем:
????
????
(???? = 220) = 100 − 55 = 45 ед.
Механизм достижения равновесия представлен двумя моделями – моде- лью Вальраса и моделью Маршалла (табл. 1.6).
Таблица 1.6
Модели рыночного равновесия
Модель Леона Вальраса
Модель Альфреда Маршалла
Независимые переменные – цены спроса и предложения, от которых зависят объемы спроса и предложения
Независимые переменные – величины спроса и предложения, от которых зависят цены спроса и предложения
Если продавцы продают товар по цене P, ко- торая выше, чем равновесная цена
????
????
, то при этой цене объем предложения
????
????
будет превы- шать объем спроса
????
????
, и на рынке возникнет избыток товара. Продавцы не смогут реализо- вать этот избыток, и между ними возникнет конкуренция. В ходе конкурентной борьбы продавцы будут снижать цену до равновес- ной. При равновесной цене
????
????
излишек товара будет устранен и объем предложения будет равен объему спроса.
Если цена ниже равновесной цены
????
????
, то объем предложения
????
????
будет ниже, чем объем спроса
????
????
, и на рынке возникнет дефицит то- вара. Таким образом, покупатели готовы при- обрести больше товара, чем есть на рынке, и будут конкурировать между собой за возмож- ность приобрести товар. Продавцы будут по- вышать цену до тех пор, пока не исчезнет де- фицит, – до равновесной цены
????
????
Если на рынке продавцы будут продавать товар в объеме
????
????
выше равновесного объ- ема
????
????
, то цена спроса
????
????
будет ниже цены предложения
????
????
. Продавцы товара будут нести убытки и сокращать объем выпуска.
Потери будут уменьшаться и исчезнут при равновесном объеме
????
????
Если на рынке продавцы будут продавать товар в объеме
????
????
, который ниже равновес- ного объема
????
????
, то цена спроса
????
????
будет выше цены предложения
????
????
. В этом случае продавцы товара будут получать прибыль, это стимулирует увеличение объема вы- пуска, при этом прибыль будет умень- шаться и исчезнет при равновесном объеме
????
????
. При равновесном объеме
????
????
цена спроса
????
????
будет совпадать с ценой предло- жения
????
????
, и у продавцов отсутствуют сти- мулы менять объем выпуска
14
Сравнительный анализ моделей рыночного равновесия показывает:
1. В модели равновесия Леона Вальраса рынок реагирует на разницу между величиной спроса и величиной предложения, возникающую при ценах, от- личных от равновесной цены, путем изменения цены товара.
2. В модели равновесия Альфреда Маршалла рынок реагирует на разницу между ценой спроса и ценой предложения, возникающую при объемах вы- пуска, отличных от равновесного количества, путем изменения объема вы- пуска товара.
Модель Вальраса используется для описания действия рыночного меха- низма в краткосрочном периоде, а модель Маршалла – для описания рыночного механизма в долгосрочном периоде, так как в краткосрочном периоде произво- дителям легче поменять цену товара, нежели его выпуск. Далее при рассмотре- нии темы мы будем использовать модель Вальраса. В условиях совершенной конкуренции в результате работы рыночного механизма рынок товара приходит к равновесию.
Теперь выясним, что получают агенты от взаимодействия на рынке.
Для начала посмотрим на потребителей. Какую цену они готовы заплатить за единицу продукции? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо опре- делиться с ценой, при которой величина спроса равна единице. Так как линия спроса показывает максимальные цены, которые покупатели готовы заплатить за каждую единицу товара, то покупка каждой единицы товара по рыночной цене приведет к тому, что покупатели получат выгоду (излишек). Выигрыш CS потре- бителя составляет всю площадь фигуры, расположившейся между кривой спроса и горизонтальной линией, отражающей равновесный уровень цены (рис. 1.4).
График рыночного предложения показывает минимальные цены, по кото- рым производители готовы продать каждую единицу товара. Продажа каждой единицы товара по рыночной цене принесет производителям выгоду (излишек).
Таким образом, излишек производителей PSопределяется как разность между рыночной ценой и минимальной ценой, за которую они готовы были продать данную единицу товара.
15
Рис.1.4. Излишек покупателя и излишек продавца
Совокупная выгода общества (в данном случае покупателей и продавцов) является суммой излишков производителей и потребителей. Таким образом, ре- зультатом эффективной деятельности рынка совершенной конкуренции будет максимальный излишек или выигрыш общества.
Пример 1.4
Известно, что рыночная цена установилась на уровне 50 ден. ед. Опреде- лите значение излишка потребителя (график спроса изображен на рис. 1.5).
Рис. 1.5. График рыночного спроса
Решение
Излишек потребителя рассчитывается по формуле
???????? =
1 2
∙ ∆???? ∙ ????
????
,
(1.6) где
∆???? – разница между максимальной ценой спроса и равновесной ценой; ????
????
– объем (величина) спроса в условии равновесия.
????
????
????
????
????
????
????
????
????
????????
????????
16
Излишек потребителя изображен на рис. 1.6 заштрихованным треугольни- ком.
Рис. 1.6. Излишек потребителя
1. Находим
∆????. Максимальная цена спроса составляет 75 ден. ед. (рис.
1.4). По условию задания равновесная цена – 50 ден. ед.
∆???? = 75 − 50 = 25 ден. ед.
2. Из правила подобия треугольников выразим
????
????
:
60 75
=
????
????
25
⇒ ????
????
=
25∙60 75
= 20 ед.
3. Определим излишек потребителя:
???????? =
1 2
∙ 25 ∙ 20 = 250.
Ответ: излишек потребителя – 250.
Обратите внимание, что в действительности практически не существует свободных рынков, на которых покупатели и продавцы свободно могли бы дого- вариваться о цене и количестве товара. В большинстве случаев в рыночные от- ношения вмешивается государство. Причины вмешательства правительства в действие совершенно конкурентных рынков товаров обусловлено социальными и политическими причинами, с этой целью оно устанавливает максимальные
(верхние) и минимальные (нижние) границы цены, квоты, вводит потоварный налог, потоварную субсидию и др.
????
????
????
50 75 60
????
????
17
Рассмотрим установление максимальной (верхней) границы цены – «по- толка цены»
????
????????????
. Правительство использует данный механизм при регулирова- нии цен на социально значимые товары. Рассмотрим последствия такого вмеша- тельства с помощью графика на рис. 1.7.
Рис. 1.7. Последствия установления максимальной границы цены
Предположим, до вмешательства правительства равновесное состояние рынка соответствовало положению точки
???? (цена товара составляла ????
????
и объем продаж –
????
????
). Если, по мнению правительства, рыночная цена
????
????
слишком вы- сока для потребителей, то устанавливается цена ниже равновесной на уровне
????
????????????
. Но при такой цене продавцы готовы поставлять на рынок товар в меньшем количестве
????
????
, а покупатели, наоборот, готовы купить в большем количестве
????
????
Таким образом, при
????
????????????
на рынке формируется дефицит, и объем продаж будет соответствовать
????
????
. Следует отметить, что еще одним последствием установле- ния цены
????
????????????
будет снижение эффективности работы рынка – сокращение про- изводства приведет к тому, что потребители и производители потеряют часть из- лишков. В сумме чистые потери потребителей и производителей составляют чи- стые потери общества – «издержки мертвого груза» (
????????????).
Правительство прибегает к установлению минимальной (нижней) границы цены («цена потолка»
????
????????????
) в случае регулирования цен на сельскохозяйствен- ную продукцию и тем самым защищает интересы производителей. Рассмотрим последствия такого вмешательства в деятельность рынка (рис. 1.8).
18
Рис. 1.8. Последствия установления минимальной границы цены
Допустим, что в интересах сельхозпроизводителей правительство устанав- ливает минимальный уровень цены
????
????????????
. В результате такого вмешательства на рынке возникнет избыток, объем продаж снизится с
????
????
до
????
????
. Следует отметить, что чистые потери покупателей и чистые потери продавцов составят в сумме чи- стые потери общества (
????????????).
Пример 1.5
Предположим, что на рынке некоего товара функция спроса принимает вид
????
????
= 1000 − 4 ∙ ????, а функция предложения – ????
????
= 2 ∙ ???? − 200. Определите вели- чину равновесного объема товара
????
????
и равновесную цену
????
????
Решение
1. В точке равновесия на рынке выполняются следующие условия:
????
????
= ????
????
и
????
????
= ????
????
Тогда
????
????
= ????
????
1000 − 4 ∙ ???? = 2 ∙ ???? − 200;
1200 = 6 ∙ ????;
???? = 200.
Равновесная цена
????
????
= 200.
2. Теперь значение равновесной цены
????
????
подставляем в функцию спроса:
????
????
(200) = 1000 − 4 ∙ ???? = 1000 − 4 ∙ 200 = 200.
Равновесный объем
????
????
= 200.
Ответ: равновесная цена
????
????
= 200; равновесный объем ????
????
= 200.
19
Рационирование (нормирование) – еще одинмеханизм нерыночной ре- гуляции спроса на товар.Суть данного механизма заключается в предоставлении минимального количества товара или услуги всем потребителям. Однако это приводит к развитию бюрократической системы распределения благ. Таким об- разом, рыночные механизмы регулировать гораздо сложнее, чем кажется.
Как меняются равновесная цена и равновесный объем, если вводятся налоги или предоставляется субсидия? Рассмотрим более подробно изменение в рыночном равновесии, если вмешивается государство (устанавливается «пото- лок цен», вводятся налоги или предоставляется субсидия).
Пример 1.6
Предположим, что на рынке некоего товара функция спроса принимает вид
????
????
= 15 − 2 ∙ ????, а функция предложения – ???????? = 3 ∙ ???? − 10. Найдите равновесие на рынке. Определите его изменение, если: а) установлен «потолок цены» в раз- мере 4 ден. ед.; б) установлен «пол цены» в размере 6 ден. ед.; в) введен налог на продажу в размере 2 ден. ед. на единицу товара; г) введен налог в размере 1 3
⁄ . к цене товара; д) предоставлена субсидия в размере 2 ден. ед. на единицу товара; е) продавец дарит одну единицу товара. Оцените изменение благосостояния ры- ночных субъектов и общества.
Решение
1. Находим равновесное состояние на рынке:
????
????
= ????
????
и
????
????
= ????
????
;
15 − 2 ∙ ???? = 3 ∙ ???? − 10;
25 = 5 ∙ ????;
????
????
= 5 ден. ед.
Для расчета равновесного объема подставляем полученное значение рав- новесной цены в функцию спроса (или в функцию предложения):
????
????
= 15 − 2 ∙ 5 = 5 ед.
Выручка продавца при равновесной цене 5 ден. ед. составит
???????? = ???? ∙ ???? = 5 ∙ 5 = 25 ден. ед.