ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
139
Модель Штакельберга применяют для описания отраслей, в которых суще- ствует одна доминирующая фирма или лидер.
Что происходит на рынке, если фирмы-олигополисты последовательно принимают решение? В этом случае необходимо следующее допущение – одна фирма является ценовым лидером, а остальные фирмы – последователи, которые принимают цену как заданную и оптимизируют выпуск при условии
???????? = ????.
Пример 4.6
Предположим, что функция предельной выручки фирмы-лидера прини- мает вид
????????
????
= 9 − 2????
????
(где
????
????
– объем выпуска фирмы-лидера). Функция пре- дельных издержек фирмы-лидера задана функцией
????????
????
= 3 + ????
????
. Остальные фирмы-последователи принимают заданную цену фирмы-лидера. Предложение на рынке остальных фирм задается условием
????
????
= 4 + 2????
????
. Определите отрасле- вое предложение на рынке.
Решение
Отраслевое предложение на рынке может быть представлено в следующем виде:
???? = ????
????
+ ????
????
Поведение участников рынка будет различаться. Фирма-лидер выбирает оптимальный выпуск в соответствии с принципом максимизации прибыли
(
???????? = ????????). Для фирм-последователей поведение на рынке сопоставимо с усло- виями совершенной конкуренции (
???????? = ????).
Определим объем выпуска для фирмы-лидера:
???????? = ????????, при ????????
????
= 9 − 2????
????
и
????????
????
= 3 + ????
????
;
9 − 2????
????
= 3 + ????
????
????
????
= 2 ед. – объем выпуска фирмы-лидера.
Определим объем выпуска для фирм-последователей.
Остальные фирмы-последователи оптимизируют выпуск при
???????? = ????.
Предельные издержки
???????? фирм заданы функцией предложения ????
????
= 4 + 2????
????
Необходимо определить рыночную цену.
Цену на товар задает фирма-лидер. Определяем функцию спроса на ее то- вар (
???????? = ????).
140
Средняя выручка фирм определяется как
???????? =
????????
????
. В свою очередь, общую выручку
???????? можно определить из предельной выручки ???????? фирмы-лидера.
Преобразуем функцию предельной выручки:
???????? = ????(????????) = 9????
????
− ????
????
2
????????
????
=
????????
????
????
=
9????
????
−????
????
2
????
????
= 9 − ????
????
при
????
????
= 2;
????????
????
(2) = 9 − 2 = 7.
Заданная фирмой-лидером цена составляет
???? = 7 ден. ед.
Определяем выпуск фирм-последователей:
???????? = ????.
4 + 2????
????
= 7;
????
????
= 1,5 ед.
Находим отраслевое предложение:
???? = ????
????
+ ????
????
= 2 + 1,5 = 3,5 ед.
Отраслевое предложение товара составляет 3,5 ед.
Рассмотрев стратегическое поведение фирм с точки зрения теории игр, можно сделать вывод, что теория игр является достаточно универсальным мето- дом анализа поведения и взаимодействия агентов как на микро-, так и на макро- уровне.
4.3. Рынок монополистической конкуренции
Еще одним типом рыночной структуры является монополистическая кон- куренция. Этому рынку присущи черты как совершенной конкуренции, так и от- дельные элементы, характерные для чистой монополии.
Отличительная черта кривой спроса фирмы, действующей в условиях мо- нополистической конкуренции, заключается в более эластичном спросе, чем у фирмы-монополиста. Это объясняется рядом особенностей монополистической конкуренции.
Количество фирм в отрасли. Для рынка монополистической конкуренции характерно присутствие значительного количества небольших по объему фирм, выпускающих однотипную продукцию.
141
Дифференцированный товар, который имеет схожие характеристики и свойства. Дифференциация продукции используется фирмой как способ увели- чения рыночной доли.
Относительно свободный вход и выход на рынок, поскольку фирмы неве- лики по размеру, и возможность снижения издержек за счет положительного эф- фекта масштаба у них небольшая. Итак, всё изложенное позволяет выделить три основные черты, присущие монополистической конкуренции.
Фирмы на рынке монополистической конкуренции также руководству- ются принципом максимизации прибыли (
???????? = ????????). Фирмы выбирают опти- мальный объем выпуска, который обеспечивает им максимально возможное пре- вышение общей выручки над общими издержками (
???????? > ????????).
Как и в случае с фирмой-монополистом, фирма на рынке монополистиче- ской конкуренции может устанавливать разные цены на собственную продук- цию в зависимости от характера рыночного спроса.
Следует отметить, что для рынков с монополистической конкуренцией не существует отраслевого спроса и предложения.
Несмотря на похожесть рынков совершенной и монополистической конку- ренции, последней присущи некоторые отличия. Так, на рынке монополистиче- ской конкуренции равновесие в долгосрочный период достигается при выпуске, для которого средние издержки
???????????????? не являются минимальными. В долгосроч- ном периоде цена
???? на товар не равна предельным издержкам ????????, что приводит к потере части потребительского излишка из-за наличия рыночной власти и недоиспользования производственных мощностей.
142
1 2 3 4 5 6 7 8
ТЕМА 5. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ
И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В предыдущих темах механизм функционирования рынков основывался на следующих предпосылках:
все издержки, потери и выгоды учитывались в рыночной цене товара;
влияние оказывается только на участников рыночных операций.
Однако взаимодействие участников рыночных операций оказывает воз- действие на лиц, которые не принимают в них участие.
Другим значимым фактором является эффективность рыночного равнове- сия. В большинстве случаев, если рыночное равновесие эффективно с точки зре- ния общества, то распределение ресурсов, возникающее в результате него, та- ково, что агенты на рынке не могут изменить ситуацию так, что кому-то из них станет лучше и никому не станет хуже. Тем не менее в действительности бывает много случаев, когда достигнутое равновесие неэффективно.
В теме «Общее равновесие и экономическая эффективность» рассмотрены причины возникновения внешних эффектов, их воздействие на лиц, не принима- ющих участие в рыночных операциях, и Парето-оптимальное условие.
5.1. Причины возникновения внешних эффектов
В действительности производство благ часто сопровождается загрязнением окружающей среды, которому также подвергается население. Неблагоприятная экологическая ситуация приводит к росту заболеваемости населения и увеличению расходов на поддержание здоровья. Таким образом, происходит перемещение ча- сти затрат населения, которое не принимает участие в рыночных операциях по про- изводству продукции. Эти перемещения затрат называются внешними эффектами
(экстерналиями). Специфика внешних эффектов состоит в том, что они не связаны с различными способами взаимодействия и поэтому не отражаются в цене благ.
Они также могут быть следствием рыночного обмена и процесса потребления благ, где возникают эффекты, оказывающие воздействие на третьих лиц.
143
Каким образом можно рассчитать внешние эффекты, которые не отража- ются в цене благ? Внешние эффекты представляют собой разницу между затра- тами (выгодами) от рыночной операции и полными издержками (выгодами), учи- тывающими последствия внешнего влияния. Поэтому различают частные, внеш- ние и общественные издержки и выгоды (табл. 5.1).
Основная проблема эффективности использования ресурсов проявляется в недопроизводстве или перепроизводстве благ. Условие преодоления внешних эффектов может быть представлено в следующем виде:
???????????? = ????????????,
(5.11) где
???????????? – предельные общественные издержки; ???????????? – предельные обществен- ные выгоды.
Условие равновесия (5.11) можно преобразовать, подставив в него фор- мулы (5.6) и (5.10):
???????????? + ???????????? = ???????????? + ????????????,
(5.12) где
???????????? – предельные частные издержки; ???????????? – предельные внешние из- держки;
???????????? – предельные частные выгоды; ???????????? – предельные внешние вы- годы.
Талица 5.1
Классификация издержек и выгод
Вид издержек
Виды выгод
Частные издержки
???????? – издержки, которые связаны с непосредственным производ- ством блага. Включаются в рыночную цену блага
Частная выгода
???????? – выгода, которая свя- зана с ростом благосостояния потребителя блага
Внешние издержки
???????? – издержки, кото- рые связаны с производством и потребле- нием блага лицами, не принимающими участия в рыночной операции. Не включа- ются в рыночную цену блага
Внешняя выгода
???????? – выгода, которую по- лучают третьи лица, не принимающие уча- стия в рыночной операции
Общественные издержки
???????? – издержки, которые являются совокупными затратами участников рыночной операции и третьих лиц:
???????? = ???????? + ????????. (5.1)
Общественная выгода
???????? – выгода, кото- рая является совокупной для участников рыночной операции и третьих лиц:
???????? = ???????? + ????????. (5.2)
144
Вид издержек
Виды выгод
Изменение в производстве и потреблении блага ведет к изменению каждого из вида издержек, что представлено предельными издержками.
Предельные частные издержки
????????????:
???????????? =
∆????????
∆????
, (5.3) где
∆???????? – изменение величины частных из- держек;
∆???? – изменение в объеме производства блага.
Предельные внешние издержки
????????????:
???????????? =
∆????????
∆????
, (5.4) где
∆???????? – изменение величины внешних издержек;
∆???? – изменение в объеме производства блага.
Предельные общественные издержки
????????????:
???????????? =
∆????????
∆????
, (5.5) где
∆???????? – изменение величины обществен- ных издержек;
∆???? – изменение в объеме производства блага.
???????????? = ???????????? + ????????????. (5.6)
Изменение в производстве и потреблении блага ведет к изменению каждого из вида выгод, что представлено предельными вы- годами.
Предельная частная выгода
????????????:
???????????? =
∆????????
∆????
, (5.7) где
∆???????? – изменение величины частной выгоды;
∆???? – изменение в объеме производства блага.
Предельная внешняя выгода
????????????:
???????????? =
∆????????
∆????
, (5.8) где
∆???????? – изменение величины внешней выгоды;
∆???? – изменение в объеме производства блага.
Предельная общественная выгода
????????????:
???????????? =
∆????????
∆????
, (5.9) где
∆???????? – изменение величины обществен- ной выгоды;
∆???? – изменение в объеме производства блага.
???????????? = ???????????? + ????????????. (5.10)
Пример 5.1
Пусть предельные частные издержки
???????????? на производство блага состав- ляют 600 ден. ед., а предельные общественные издержки
???????????? – 200 ден. ед. Чему равны предельные внешние издержки
????????????? Чему будут равны предельные об- щественные выгоды
???????????? в равновесном состоянии?
145
Решение
1. Определим предельные внешние издержки
????????????, воспользовавшись формулой (5.6):
???????????? = ???????????? + ???????????? ⇒ ???????????? = ???????????? − ????????????;
???????????? = 200 − 600 = −400 ден. ед.
2. Находим предельные общественные выгоды
???????????? по формуле (5.11):
???????????? = ????????????;
???????????? = 200 ден. ед.
Ответ:
???????????? = −400 ден. ед., ???????????? = 200 ден. ед.
В зависимости от характера воздействия внешние эффекты (экстерналии) могут быть положительными и отрицательными. Положительные внешние эф- фекты имеют место при наилучшем исходе воздействия рыночных операций на лиц, не принимающих участия в рыночной операции.
Приведем для наглядности пример положительного внешнего эффекта.
Популярный пример положительных экстерналий: взаимоотношения пче- ловодов и садоводов – производителей яблок. В этом случае пчелы оказывают положительное влияние на деревья, опыляя их, а наличие деревьев приводит к позитивному эффекту для пчел: у них возникает больше ресурсов для опыления.
Тогда пчеловодам и садоводам выгодно бы договориться и каждому производить уровень выше равновесного, так как сейчас они недопроизводят продукции до оптимального уровня, не учитывая оказываемые эффекты друг на друга.
Другим положительным внешним эффектом является вакцинация населе- ния от инфекционных заболеваний. В этом случае выигрыш получают все окру- жающие, которые не несут затрат по вакцинации.
На рис. 5.3 представлены последствия положительного внешнего эффекта.
Рассмотрим механизм его действия. Так как рыночная операция (производство блага или его потребление) не сопровождается отрицательным внешним эффек- том, то предложение блага на рынке будет представлено графиком предельных частных издержек
????????????, которые совпадают с предельными общественными из- держками
????????????. Спрос на благо со стороны отдельного потребителя представлен
146 предельными частными выгодами
????????????. В этом случае равновесие на рынке до- стигается в точке
???? (????
∗
, ????
∗
). Потребление блага сопровождается положительным внешним эффектом, а следовательно, предельные общественные выгоды
???????????? больше предельных частных выгод
????????????. В результате оптимальный выпуск блага на рынке будет достигнут в точке
???? (????
1
, ????
1
). По рис. 5.3 видно, что ????
1
>
????
∗
и
????
1
> ????
∗
, и последствия от внешнего эффекта проявляются в увеличении цены блага и недостаточном спросе на него. Таким образом, выпуск будет меньше оптимального. Совокупные потери общественного благосостояния пред- ставлены площадью фигуры
????
∗
????
1
????????.
Рис. 5.3. Положительный внешний эффект
Обратите внимание, что положительный внешний эффект привел к поте- рям общественного благосостояния, что свидетельствует об неэффективности.
Рис. 5.3 показывает, что неэффективность проявилась в недостаточном произ- водстве блага, и потери равны величине площади треугольника
????????????.
Отрицательный внешний эффект проявляется в том случае, когда деятель- ность участников рыночных операций наносит ущерб третьим лицам, не прини- мающим участия в производстве или потреблении благ. Приведем пример отри- цательного внешнего эффекта.
Загрязнение окружающей среды каким-нибудь предприятием – классиче- ский пример отрицательной экстерналии. Действительно, население, проживаю-
147 щее территориально близко к вредному производству, будет страдать от его вы- бросов в атмосферу или сбросов в близлежащий водоем. Негативное воздействие на окружающую среду приводит к увеличению расходов населения в связи с ро- стом заболеваемости. Так как население не является непосредственным участни- ком рыночной операции, то его расходы не включаются в издержки производ- ства. При этом без какого-либо регулирования рыночный механизм никак не бу- дет учитывать этот факт, а равновесный уровень производства, который будет установлен, может оказаться выше оптимального.
Рис. 5.4. Отрицательный внешний эффект
На рис. 5.4 представлены последствия отрицательного внешнего эффекта.
Рассмотрим, как он действует. Спрос отдельного потребителя на благо представ- лен предельными общественными выгодами
???????????? – на рис. 5.4 ???????????? = ????????????.
Предложение блага на рынке будет представлено графиком предельных частных издержек
????????????. В этом случае равновесие на рынке достигается в точке ????
(
????
∗
, ????
∗
). Если производство сопровождается вредным эффектом (выбросы в ат- мосферу или сбросы в водоемы), то предельные общественные издержки
???????????? включают в себя и предельные внешние издержки
????????????. По рис. 5.4 видно, что при выпуске
????
∗
будет наблюдаться неравенство
???????????? > ????????????. Когда будет до- стигнуто равновесие предельных общественных затрат
???????????? и предельно обще- ственных выгод
???????????? в точке ???? (????
1
, ????
1
), то ????
∗
> ????
1
и
????
1
> ????
∗
. Таким образом,