ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
несовестно -
з авистливый -
праздность -
сердце
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Новый год. Это самый прекрас_ный и интерес_ный праздник для ребят. Сверкают чудес_ными игрушками ёлки в наших уютных квартирах, в парках и на площадях. Люди желают друг другу только радости, счас_ливых дней, здоровья, успехов, дарят милые и прелес_ные подарки. У ёлок всегда устраиваются весёлые представления с героями любимых сказок. В них учас_вуют не только артисты, но и обычные школьники. На праз_нике весело всем!
Блес_нёт на небе яркий солнечный луч, и скроются грус_ные серые тучи. А вечером ударит моро_ , закружатся в танце пушистые снежинки. Ребята возьмут сала_ки и счас_ливые побегут кататься на горку. (Из «Календаря школьника»)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?
-
Новый год. -
Весёлый праздник. -
Наш любимый Новый год. -
Счастье.
- 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17
К каждому из выделенных слов подберите и запишите по 2-3 однокоренных слова, разберите их по составу.
3. В каком слове на месте пропуска необходимо вставить букву ?
-
прекрас_ный -
и нтерес_ный -
чудес_ный -
грус_ный
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
На дворах и в домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям...
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит. (И.С. Никитин)
Задания 1-3.
1. Какой заголовок наиболее точно отражает содержание этого текста?
1) Снег.
2) Русская зима.
3) Очарованье.
4) Зимняя сказка.
-
Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными в корне и затранскрибируйте их. -
Какое словосочетание соответствует данной схеме ?
Х
местоимение + существительное
с проверяемым
согласным в корне
-
русская кровь -
от солнца блестит -
нам не привыкать -
твой мороз
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
П равописание гласных и согласных в приставках
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Папоротники
Папоротники окружили маленькую ёлку так плотно, что от неё осталась только головка крестиком, рыжая шейка и покатые плечи из двух веток, а потом кринолином донизу сошлись папоротники. (М. Пришвин)
Задания 1-3.
-
Каково значение слова КРИНОЛИН в данном тексте (в словосочетании кринолином сошлись) ?
-
старинная широкая юбка с вшитыми в неё обручами из стальных полос или китового уса -
треугольнообразная форма -
куполообразная форма -
веерообразная форма
-
Спишите текст, в выделенных словах обозначьте приставки. -
В каком слове безударную гласную в приставке можно проверить, подобав однокоренное слово с соответствующей ударной гласной в приставке? Аргументируйте ответ, ззаписав рядом проверочное слово.
-
окружили -
осталась -
покатые -
с ошлись
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Пельмени грибные
Тесто готовят, как для обычных пельменей. Для начинки: обжарить свежие грибы в растительном масле, посолить и поперчить. Слепить пельмени, отварить в подсоленной воде. Готовые пельмени посыпать зеленью. (Из «Календаря природы»)
Задания 1-3.
-
Какая задача ставится в этом тексте?
-
Сообщить сведения, представляющие интерес для поваров. -
Выразить личное отношение к грибным пельменям. -
Познакомить читателя с инструкцией приготовления грибных пельменей. -
Описать грибные пельмени.
-
Спишите текст, подчеркните слова, где гласные буквы в приставках обозначают не тот звук, который слышится. Затранскрибируйте одно из этих слов (на выбор). -
В каком ряду во всех словах нет приставок?
-
обжарить, посолить -
обычных, растительном -
поперчить, слепить -
отварить, посыпать
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Вот река. Вы подошли. И тут бывает по-разному: то захочется рыбу поудить, то искупаться и мало ли чего! – погулять по берегу, покататься, даже задуматься, что-нибудь вспомнить, по-иному что-то в твоей жизни переставится: всё о себе, всё для себя!
Но вот когда застанет весна в Москве, увидишь текущие со двора реки грязи и вспомнишь настоящую реку, представишь себя на воле, тогда собираешь в душе воспоминания, и всё для реки, и ничего для себя.
Так вот и всё наше чувство природы возникает в городе. (М. Пришвин)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?
-
Чувство природы. -
У реки. -
Всё о себе, всё для себя. -
Воспоминания.
-
Выпишите выделенные слова в столбик, обозначьте в них приставки, а рядом запишите другие слова с данной приставкой, в которых гласные находятся в сильной позиции. -
В каком слове есть приставка, которая пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
-
искупаться -
в спомнить -
воспоминания -
представишь
-
Прочитайте загадки и выполните задания 1-3.
1) З_порошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям п_дарила и (на)санках пр_катила. (Зима) 2) Слово пухом з_мело – (за)окном белым-бело. (С)неба падают пушинки – не годятся для перинки. (Снег) 3) П_дходила – грохотала, стрелы (на)поле метала. Нам казалось – шла (с)бедой, оказалась – шла (с)водой. П_д_шла и пр_лилась, вдоволь пашня н_пилась. (Туча) 4)Одеяло белое не руками (с)делано – не ткалось и не кроилось, (с)неба (на)землю (с)валилось. (Снег) 5) Белая простыня всю землю _бошла. (Облако)
Задания 1-3.
-
Какая тема объединяет данные загадки?
-
Небо. -
Небо и земля. -
Явления природы. -
Зима.
-
Спишите 2-3 загадки (на выбор), раскрывая скобки и вставляя в приставках пропущенные буквы. -
В каком слове есть приставка?
1) одеяло 2) окошки 3) оказалось 4) облако
-
П рочитайте текст и выполните задания 1-3.
Папе я сказал и маме:
Можете
Проверить сами.
Положите вверх ногами
Школьную мою тетрадь,
Зеркало поставьте рядом,
Видите?
Заданье на дом,
А под ним стоит отметка,
Убедитесь –
Это пять. (Р. Сеф)
Задания 1-3.
-
Какую из пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?
-
Врёт, как водой бредёт. -
Ложь белыми нитками шита. -
Против лжи ухо востро держи. -
Вранью короткий век.
-
Подберите и запишите к каждому из выделенных глаголов 2-3 однокоренных глагола с приставками, которые имеют на конце гласную букву, и 2-3 глагола с конечной согласной в приставке. -
В каком слове нет приставки?
-
убедитесь -
отметка -
проверить -
поставьте
Правописание приставок на З - С
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Ландыш
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны.
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнутый,
Завёрнутый в зелёный лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист ... (С. Маршак
)
Задания 1-3.
1. Какое из слов употреблено в данном тексте в переносном значении?
1) лес
2) жемчужины
3) солнце
4) венчик
-
Выпишите в столбик выделенные в тексте слова, рядом с каждым из них запишите по 1-2 однокоренных слова с приставками на -З или -С . Обозначьте приставки и укажите, к каким частям речи относятся однокоренные слова. -
В каком слове нет приставки на -З или -С ? Графически аргументируйте ответ.
-
разбуженный -
р аскрывает -
спелёнутый -
растёт
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
С самого ра_света идёт мелкий дождь. Это не летний, грозовой дождь, который шумит и ни_вергается. Этот льёт бе_шумно тихими, тонкими струйками.
Первая ра_пустилась берёза, и она первая пожелтела. А осина ра_цветилась красными, багровыми, золотистыми листьями. Но порывистый осенний ветер _брасывает и это последнее убранство, крутит и_сохшие листья, ра_стилает их по морской земле. Цветы и_чезли. Мёртвая рука осени _жала и _мяла их. И_мокли заборы от бе_конечной сетки дождя. Всё позже во_ходит солнышко, всё раньше ни_ходит оно к краю земли. (По К. Ушинскому)
Задания 1-3.
-
К какому типу речи относится данный текст?
-
описание -
повествование -
рассуждение с элементами описания -
повествование с элементами описания
-
Выпишите из текста слова с приставками на З-С , корень которых начинается с букв Ж, Ш, Ц, Ч. Затранскрибируйте одно из этих слов (на выбор). -
В каком слове на месте пропуска в приставке пишется буква З ? Графически аруменируйте ответ.
-
ра_света -
ни_вергается -
ра_пустилась -
н и_ходит
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Зимняя ночь
Наступила бе_молвная ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев ра_бойничает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном лесу ра_сыпались яркие зимние звёзды. Бе_звучно в зимнем лесу, и над лесными снежными полями сгустились краски ночи. (По И. Соколову-Микитову)
Задания 1-3.
-
К какому стилю речи относится данный текст?
-
разговорный -
научный -
художественный -
деловой
-
Выпишите из текста предложение, в котором есть глагол с приставкой С- . Разберите этот глагол по составу, затем затранскрибируйте его. -
В каком слове на месте пропуска в приставке пишется буква С ? Графически аруменируйте ответ.
-
бе_молвная -
ра_бойничает -
бе_звучно -
р а_сыпались
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Вы видели, как на ра_свете цветёт лилия? Ра_пускание цветка – сказочное зрелище. Обязательно в_мотритесь в это чудо природы. О красоте и изяществе белой лилии часто рассказывается в песнях, легендах, былинах.
На Руси белая лилия всегда _читалась символом чистоты, поэтому их дарят невестам. И_вестна лилия на Руси и как символ мира.
Первое упоминание о белой лилии во_ходит ещё ко временам Петра I. Красные лилии появились в России позже. Они олицетворяют застенчивость, так как по их лепесткам как бы ра_лилась краска стыда.
Самой бе_ценной из лилий _читается королевская белоснежная. Её родина – Китай. (Из «Календаря природы»)
Задания 1-3.
1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание этого текста?
-
Лилии. -
Белая лилия. -
Чудо природы. -
Символ чистоты.
-
Выпишите выделенные слова, вставляя пропущенные в приставках буквы З или С . Графически объясните их выбор. -
В каком слове пишется приставка РАЗ- ?
-
(на)ра_свете -
ра_сказывается -
ра_пускание -
ра_лилась
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Спасибо зарядке!
Я очень люблю заниматься спортом. А совсем ещё недавно _читал спорт и_ключительно пустым занятием. Всё и_менилось два года назад. Вот моя история.
В детстве я без конца болел. Знакомые говорили: «Воспитывай в себе сильного, смелого и здорового мужчину! Без характера ничего в жизни не добьёшься.»
Начал я с утренней зарядки. Было тяжело, я постоянно и_пытывал боль в мышцах. Однако эта боль стала началом и_целения. Месяца через четыре вдруг почувствовал, что у меня и_меняется походка, цвет лица, настроение. С тех пор зарядка всегда стоит на первом месте в моём распорядке дня, без перерыва на выходной. Я очень хочу быть лётчиком! Без цели жить нельзя. И спорт мне в этом помогает. (По М. Ермакову)
Задания 1-3.
-
Какая из пословиц и поговорок подходит в качестве заголовка к данному тексту?
-
Терпение и труд всё перетрут. -
Одна голова хорошо, а две лучше. -
В здоровом теле – здоровый дух. -
Упорство ведёт к цели.
-
От выделенных слов с предлогом БЕЗ образуйте и запишите однокоренные прилагательные с приставкой БЕС- . -
В каком слове пишется приставка БЕС- ?
-
и_ключительно -
и _пытывал -
и_целение -
и_менилось
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ
П равописание окончаний имён существительных
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
На околиц_ деревн_ стоит старый дуб. Много легенд сложено об этом богатыре. Густые листья при ветр_ колышутся, словно в волнении_ ждут кого-то. На этом великан_ ребята пристроили скворечник. Много лет висит птичий домик, выгорел на солнышк_ . Весной и летом живёт в скворечник_ семья скворцов. А поздней осенью, когда наступают холода, в нём прячется от стужи воробей. Для него ребята на дерев_ сделали кормушку. Зимой каждый день на кормушк_ лежат крошки хлеба и зерно. Выше скворечника удобно примостилось гнездо. Каждую весну на своё старое гнездовье прилетает грач. Могучий дуб для птиц – добрый друг. (Е. Сергеев)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?
-
Дуб. -
Богатырь. -
Добрый друг птиц. -
Кормушка.
-
Выпишите из текста выделенные словосочетания, вставьте в окончаниях пропущенные буквы и объясните графически их выбор . -
В каком примере на месте пропуска существительного в единственном числе пишется буква И ?
-
выгорел на солнышк_ -
сделали на дерев_ -
словно в волнени_ -
на этом великан_
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Анютины глазки были известны ещё в древност_ . У греков есть сказание о прелестной красавице_ Ио, которую Юпитер превратил в корову. Говорят, что эти прекрасные цветы были выращены Юпитером как вкусный корм для несчастной Ио. Поэтому анютины глазки в Древней Греции назывались цветами Юпитера. Вот такую в народ_ сложили легенду. Откуда взялось русское название этого цветка – неизвестно. Ботаники назвали их трёхцветной фиалкой и виолой. (8) Растут цветы анютины глазки в любой местност_. (9) Но больше всего они любимы во Франци_ , Англи_ и Росси_ . (Из «Календаря природы»)
Задания 1-3.
1. Какая из характеристик свойственна данному тексту?
1) Лексика текста может быть понятна только специалисту.
2) Много терминов.
3) Сложная научная информация.
4) Текст рассчитан на широкий круг читателей.
-
Письменно ответьте на вопрос: «В чём особенность правописания падежных окончаний имён существительных 1-го склонения?» Проиллюстрируйте ответ примерами из текста и своими собственными примерами. -
В каком примере на месте пропуска в окончании имени существительного в единственном числе пишется буква Е ?
-
ещё в древност_ -
в любой местност_ -
в народ_ сложили легенду -
н азывались в Древней Греци_
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
На восток_ Россия начинается в Беринговом пролив_. Когда в столиц_ ещё только восемь часов вечера, на восточной границ_ уже шесть утра следующего дня. Самая западная точка нашей Родины находится на юг_ Балтик_ в Калининградской област_ . (По Н. Михайлову)
Задания 1-3.
-
Какая из пословиц и поговорок наиболее точно отражает основную мысль данного текста?
-
Родина любимая – мать родная. -
Матушке-России предела нет. -
Всякому мила своя сторона. -
Родина краснее солнца, дороже золота.
-
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните их выбор. -
Выбирете правильный ответ?
Окончание -Е пишется в именах существительных:
-
а) 1-го склонения, кроме форм родительного падежа и форм на -ИЯ.
б) 2-го склонения, если это не форма на -ИЕ, -ИЙ.
2) а) 3-го склонения
б) на -ИЯ , -ИЕ , -ИЙ.
в) 1-го склонения в форме родительного падежа
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Прошла буря. Под камыш_м подобрали двух птенц_в, которые были потеряны пеликаном и колпиц_й. Лечить их взялась Мария Ивановна. Ей быстро удалось приручить питомц_в. Каждое утро с зарницей они выходили из сарая и просили завтрак. Но товарищ_м друг другу каждый из них не стал. Пеликан не терпел, когда колпица к хозяйке приближалась. Осенью колпица улетела, а пеликан остался. С малыш_м забавлялась вся детвора посёлка.
Однажды в посёлке остались одни дети, а взрослые поехали перебирать сети. К причалу подъехали чужие. Они стали дразнить птицу. Пеликан ощетинился, бросился на пришельц_в и наткнулся на выкинутый чужаками кол. Зазияла кровавая рана в горле. Дети бросились спасать маленького друга.
Браконьеры скрылись, а с птиц_й пришлось долго повозиться. Она была даже оперирована поселковым врач_м. Доброта людей вернула жизнь птице. (По И. Прокопенко)
Задания 1-3.
1. Сколько смысловых частей в этом тексте?