ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В каком слове на месте пропуска пишется буква Е ?
-
соб_рает -
з _мой -
ум_рает -
пост_лю
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
За грибами
Грибы скрываются под листьями, мхом, сучками. Порой исходишь весь лес, а грибов нет. Оп_раешься на палку и идёшь, ищешь… Без грибов возвращаться не хочется. Вдруг яркий луч солнца осветит шляпку боровика. Уб_рёшь листик, потом начинаешь выт_рать со шляпки грязь. Трудно соб_рать белые грибы. Шляпка белого гриба сливается с землёй. Здесь важна наблюдательность. Найдёшь один гриб, а рядом обязательно увидишь другой. Белые грибы растут по кругу. Наб_рёшь корзину грибов, сядешь на траву и начнёшь переб_рать. Соб_рать маленькие грибы не следует. Плодовое тело белого гриба растёт десять дней. Подожди, когда грибки подрастут. Потом придёшь и соб_рёшь их. (Из «Календаря природы»)
Задания 1-3.
-
Какое утверждение противоречит содержанию данного текста?
-
Собирать белые грибы трудно. -
Белые грибы растут по кругу. -
Собирать маленькие грибы не следует. -
Плодовое тело белого гриба растёт всего один день.
-
Выпишите выделенные слова в столбик и рядом с каждым из них запишите по 2-3 однокоренных слова, изменив приставку. -
Какое словосочетание соответствует данной схеме ?
Х
глагол с корнем -БИР- + существительное
-
наб_рёшь корзину -
соб_рать грибы -
уб_рёшь листик -
начнёшь переб_рать
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Полевая ромашка
В лесах много пахучих растений. Выб_райте любимый запах и делайте из цветов духи.
А вот полевая ромашка, кажется, совсем не пахнет. Насекомые же очень чувствуют запах полевой ромашки. Они хорошо разб_раются в различных запахах.
Запахи дёгтя, анисового масла, полыни насекомые не выносят. Поэтому такими веществами люди нат_рают лицо и руки. Но вт_рать и вдыхать подобные запахи не очень приятно. Можно отогнать комаров другим способом.
Соб_рите ромашку и бросьте в костёр. От запаха полевой ромашки комары ум_рают сразу.
Уб_рите квартиру и разложите по углам полевую ромашку. Комары долго не буду залетать в ваш дом. (Н. Верзилин)
Задания 1-3.
-
Какова цель автора этого текста?
-
Сообщить теоретические сведения, представляющие интерес для учёного-биолога. -
Доступно изложить научные факты о том, какие запахи чувствуют насекомые и как отгонять комаров. -
Описать полевую ромашку. -
Убедить читателя в необходимости изучения запахов растений.
-
В ыпишите из текста словосочетания, соответствующие схеме:
глагол с чередующимися гласными Е-И в корне + существительное
-
В каком слове на месте пропуска пишется буква Е ?
-
ум_рают -
в т_рать -
выб_райте -
уб_рите
Правописание букв О – Ё после шипящих в корнях слов
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Тукан
Тукан – птица из Южной Америки. Известна своим необыкновенным носом. У некоторых туканов он длиннее самой птицы! А раскрашен многоцветно, словно радуга: красный, ч_рный, ж_лтый, зелёный. Тукан – настоящий щ_голь. И ещё он обж_ра. Ест фрукты, щ_лкает орехи, которые в изобилии растут в тех лесах, где он живёт. (И. Акимушкин)
Задания 1-3.
-
К какому типу речи относится данный текст?
-
повествование -
описание -
рассуждение с элементами описания -
описание с элементами рассуждения
-
Спишите текст, в выделенных словах поставьте ударение и укажите, в какой части слова находятся буквы О-Ё , которые следуют за шипящими. -
В каком слове на месте пропуска после шипящего пишется буква О ?
-
ч_рный -
щ_голь -
ж_лтый -
о бж_ра
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Из города выехали рано утром. Ш_фёр довёз нас до реки. Всё небо было ч_рное. Ш_л дождь. Мы накинули капюш_ны и сели в лодку. Пока плыли по реке, с берега всё время доносились какие-то ш_рохи. По дороге мы рассматривали огромные дубы, возле которых лежали ж_луди. Друг с другом мы разговаривали лишь ш_потом. (А. Бирюков)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?
-
Путешествие по реке. -
Прогулка. -
На реке. -
Воспоминания.
-
Выпишите выделенные слова в столбик, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым из них запишите по 2-3 однокоренных слова. -
В каком слове на месте пропуска после шипящего пишется буква Ё ?
-
ш_фёр -
капюш_н -
ш_рохи -
ш _л
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Рассказ о дубе
Сколько сказок есть у разных народов о дубе. Герои легенд в шуме листьев дуба порой пытались услышать ш_пот предсказаний. Почему с дубом связано много сказок и легенд? У дуба могучий ствол с толстыми и ж_сткими листьями. Все это вызывает представление о мужестве, упорстве, силе. Очень яркое впечатление производит дуб во время грозы на фоне ч_рного неба, при свете молний.
Удивителен по своей форме ж_лудь дуба. Уч_ных давно поражала правильность плодов этого дерева.
Осенью ж_луди падают на землю, и среди ж_лтой листвы в густых зарослях их трудно заметить.
В Греции, Испании известны дубы со сладкими ж_лудями. Уч_ные утверждают, что в древности ж_луди были основной пищей человека. (По Н. Верзилину)
Задания 1-3.
-
Сколько смысловых частей в данном тексте?
-
1 -
2 -
3 -
4
-
Выпишите выделенные слова, поставьте в них ударение и разберите по составу. Одно из этих слов (на выбор) затранскрибируйте.
3. Какое словосочетание соответствует данной схеме ?
X
с уществительное + существительное
с буквой Ё после
шипящего в корне
-
ж_сткими листьями -
услышать ш_пот -
со сладкими ж_лудями -
ж_лудь дуба
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Как прекрасны жостовские подносы! На них нет ягод малины или крыж_вника. Расписывают подносы яркими цветами в подмосковном селе Жостове, где много зелени, воды и лугового простора. А как? На ч_рном металлическом листе ч_тко вырисовывают мастера цветы: ж_лтые, красные, лиловые. Потом покрывают их блестящим лаком, закаливают на огне. И кажется, что эти цветы из ш_лка.
Раньше жостовские подносы продавались на ярмарках. Подносы в ходу и теперь. Ведь каждому люба вещь, радующая глаз, веселящая душу! (Е. Осетров)
Задания 1-3.
-
В каком значении употребляется слово ЯРКИМИ (цветами) в предложении №3 ?
1) тёплыми
2) сияющими всеми красками
3) солнечным
4) резкими по насыщенности цвета
-
Напишите краткий ответ на вопрос: «Как не ошибиться на письме при выборе букв О-Ё после шипящих в корне?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данного текста, а также своими собственными примерами. -
Какое словосочетание соответствует данной схеме?
Х
наречие + глагол ?
с буквой Ё
после шипящего
в корне
-
на ч_рном листе -
ч _тко вырисовывают -
ж_лтые цветы -
цветы из ш_лка
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
В походе
Прош_л дождь. Воздух наполнился прохладой. Мы расположились на поляне у ч_рной скалы. Между деревьями натянули беч_вку, развесили свои мокрые ш_рты, рубашки. Разожгли костёр. Из рюкзаков достали продукты, которые ещё остались после долгой дроги. С удовольствием съели ч_рный хлеб с рыбными консервами. Потом открыли пачку ш_колада. Вдали послышался ш_рох. Налетели пч_лы. Мы встретились с ними лицом к лицу. Быстро оделись и отправились через речку на поиски жилища. (По Н. Верзилину)
Задания 1-3.
-
Что означает выражение ЛИЦОМ К ЛИЦУ в данном тексе?
-
стоять один против другого -
быть в непосредственной близости -
встретиться перед наступлением чего-либо -
встретиться при наличии чего-либо
-
Слова с пропущенными буквами распределите и запишите в два столбика: в левый столбик – с буквой О после шипящих в корне, в правый столбик – с буквой Ё после шипящих в корне. -
Какое слово относится к словам-исключениям из правила о правописании букв О-Ё после шипящих в корне?
-
пч_лы -
беч_вку -
прош_л -
ш_рох
Правописание непроизносимых
звонких и глухих согласных в корнях слов
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Труд – это корни, питающие могучее чувство любви к родной земле. Только то, что досталось с трудом, становится родным и близким. Как важно, чтобы ещё в юные годы человек утверждал в труде свою нравственную доблесть. Труд не может быть лёгким, безмятежным делом. Он потому и труд, что трудный. Самое красивое и возвышенное чувство – любовь к родной земле – рождается непросто. Его творит в процессе своей деятельности сам человек. (В.Сухомлинский)
Задания 1-3.
1. В каком предложении заключена основная мысль этого текста?
1) Труд – это корни, питающие могучее чувство любви к родной земле.
2) Только то, что досталось с трудом, становится родным и близким.
3) Как важно, чтобы ещё в юные годы человек утверждал в труде свою
нравственную доблесть.
4) Труд не может быть лёгким, безмятежным делом.
-
Найдите в тексте 5-6 слов, в которых произношение согласных в корне не совпадает с их обозначением на письме. Выпишите эти слова и одно из них (на выбор) затранскрибируйте. -
В каком слове есть непроверяемая согласная в корне?
1) любовь 2) легким 3) близким 4) (в) процессе
-
П рочитайте текст и выполните задания 1-3.
В дож_ливый день в городе гря_ь, а в лесу чудес_ная влажность. Вы идёте по мя_кому ковру листьев. Вет_ь ели кажется гиган_ской рукой. Праз_нично и радос_но кругом вас. Вы чу_ствуете себя дорогим гостем на этом праз_нике. (Д. Мамин-Сибиряк)
Задания 1-3.
-
В каком значении употреблено слово ПРАЗДНИК в данном тексте?
-
день торжества в честь кого-то -
веселье по какому-либо поводу -
день, ознаменованный важный событием -
испытываемое от чего-либо наслаждение, приятное, радостное
-
Выпишите в столбик слова с проверяемыми согласными в корне, рядом запишите проверочные слова и обозначьте в них корни.
3. В каком слове на месте пропуска не следует вставлять букву?
1) радос_но 2) чу_ствуете 3) гиган_ский 4) чудес_ный
-
Прочитайте пословицы и поговорки, выполните задания 1-3.
1) Завистливый по чужому счастью сохнет. 2) Сердце соколье, а смелость воронья. 3) Если бы хлеб да одёжа, то и ел бы лёжа.4) Праздность – мать всех пороков. 5) На языке мёд, а под языком лёд. 6) Лентяю даже несовестно на глаза людям показаться. 7) Девка спесива не скажет спасибо. 8) Видел дурак во сне кисель, да ложки не было, лёг спать с ложкой – не видел киселя. 9) Лоб – что лопата, а ума маловато.
Задания 1-3.
-
Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?
-
Характер человека. -
Человеческие пороки: зависть, лень, злоба, глупость, трусость, высокомерие. -
Бытовые заботы. -
Превратности судьбы: горе, беда, несчастье.
-
Выделенные слова распределите в два столбика: в левый столбик – со звонкими и глухими согласными в корне слова, в правый – непроизносимыми согласными в корне слова.
3. В каком слове есть непроверяемая непроизносимая согласная в корне?