ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания 1-3.
-
К какому типу речи относится данный текст ?
-
повествование с элементами описания -
описание с элементами повествования -
рассуждение -
повествование
-
Подберите и запишите 2-3 синонима к слову ЩЁГОЛИ . -
Каково лексическое значение слова РЕСПЕКТАБЕЛЬНОСТЬ (последнее предложение текста)?
-
красота -
надёжность -
почтенный вид, отвечающий высоким требованиям -
уважение
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Великан
-
Великан сидит, как слон,
Всю скамейку занял он.
-
– Извини, подвинься,
Тут для всех места.
-
– Извини-подвинься! -
Скамейка занята! – -
Так ответил великан,
Всем известный грубиян.
-
Не водитесь с грубияном,
Будь он даже великаном. (Л. Яхнин)
Задания 1-3.
-
В каком предложении текста выражена его основная мысль ?
-
1 2) 2 3) 4 4)7
-
Письменно объясните, почему из двух одинаковых выражений ИЗВИНИ, ПОДВИНЬСЯ и ИЗВИНИ-ПОДВИНЬСЯ одно вежливое, а другое грубое. -
В каком значении употреблено слово ИЗВЕСТНЫЙ в данном тексте ?
-
знаменитый, прославленный -
п ользующийся всеобщим вниманием -
тот, которого все знают с наихудшей стороны -
общепризнанный
-
Прочитайте и отгадайте загадки, выполните задания 1-3.
1) Скатерть бела всю землю одела. 2) Красное коромысло через реку повисло. 3) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. 4) Не волк, а воет. 5) Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. 6) Живёт – лежит, умрёт – побежит. 7) День и ночь идёт девица, ей нельзя остановиться.
Задания 1-3.
-
К какой тематической группе относятся слова-отгадки?
-
Времена года. -
Явления природы. -
Время суток. -
Предметы домашнего обихода.
-
Спишите только те загадки, в которых есть антонимы. -
Какое слово является разговорным?
-
коромысло -
воет -
сперва -
зачастил
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Мы с Генкой поспорили. Он утверждает, что математика тяжелее риторики, а я считаю, что наоборот.
Генка разозлился:
– А я вот сейчас тебе докажу!
Взял он учебник риторики и – бах! Меня по голове. А потом говорит:
– Это я научный эксперимент провожу. А теперь сравнивай. – И стукнул меня учебником математики. – Ну и что, – спрашивает, – тяжелее?
– Математика, – отвечаю.
Когда я пришёл домой, бабушка спросила:
– Ты чего такой грустный, не заболел?
– Да нет, – говорю, – это просто у меня голова от математики раскалывается.
–Ох уж эти учителя, – запричитала бабушка, – совсем детей замучили. Не могли придумать что-нибудь полегче.
– Есть и полегче, – успокоил я её, – риторика. (И. Бутман)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает тему данного текста ?
-
Доказательство. -
Спор двух мальчиков. -
Математика тяжелее. -
Школьные учебники.
-
В прямом или переносном значении употреблены слова ТЯЖЕЛЕЕ и ПОЛЕГЧЕ в данном тексте? Напишите аргументированный ответ на вопрос. -
Каково лексическое значение слова ЭКСПЕРИМЕНТ ?
-
опыт -
разбор -
досмотр -
опрос
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Клички
У меня вошло в привычку
Всем давать смешные клички:
Зайцев – Заяц, Котов – Кот,
Булкин Борька – Бутерброд.
Кличек – целая страница:
Пончик, Ржавчина, Певица…
Я придумывал, старался,
Даже кое с кем подрался.
А потом вдруг – нате, здрасте,
От Петровой слышу Насти:
– Эй, Валерка-Попугай,
Дай списать мне, помогай!
Что за глупая привычка
Всем подряд давать по кличке?! (Н. Стожкова)
Задания 1-3.
-
Какова основная мысль данного текста ?
-
Давать клички своим друзьям, одноклассникам – это значит быть дурно воспитанным человеком. -
Давать клички товарищам – это смешное занятие. -
Забавно, когда мы обращаемся к одноклассникам по кличке, но когда к тебе обращаются по кличке, то это неприятно. -
В школе всегда обращаются друг к другу по кличкам – и в этом нет ничего страшного.
-
Напишите кратко, как следует толковать выражение НАТЕ, ЗДРАСТЕ . -
Какое слово является синонимом к слову КЛИЧКИ ?
-
фамилии -
титулы -
термины -
прозвища
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
На уроке русского языка мы изучали синонимы. После объяснения темы Надежда Александровна привела пример: «бегемот – гиппопотам»…
Потом она спросила Женю:
– Так что же такое синонимы?
Женя радостно ответил:
– Это такие звери! (Н. Обухова)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста ?
-
Логический вывод. -
На уроках надо быть внимательным. -
Смешной случай на уроке русского языка. -
Синонимы.
-
Напишите, что такое СИНОНИМЫ , и проиллюстрируйте ответ примерами из текста и своими примерами. -
Какое слово является антонимом к слову РАДОСТНО ?
-
весело -
восторженно -
радостно -
печально
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка... Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! (Н. Сладков)
Задания 1-3.
1. К какому стилю речи относится данный текст?
1) разговорный
2) научный
3) художественный
4) деловой
2. Выпишите из текста антонимы и укажите, какими частями речи они выражены.
3. В каком значении употреблено слово СТРАННЫЙ (предложение№1)?
1) вызывающий недоумение, ужас, страх
2) удивляющий своей необычностью
3) чудной
4) редкий
-
Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» и выполните задания 1-3.
– Здорово, парнище!
– Ступай себе мимо.
– Уж больно ты грозен,
Как я погляжу!
Откуда дровишки?
– Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу. (Н. Некрасов)
Задания 1-3.
1. Каково лексическое значение устаревшего слова ВЕСТИМО ?
1) определённо
2) общепризнанно
3) может быть
4) само собой разумеется, известно
2. Напишите, какие слова в этом небольшом поэтическом отрывке позволяют нам «увидеть» характер парнишки.
3. Какое слово относится к просторечной лексике?
1) мимо 2) здорово 3) дровишки
4) отец
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам... Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Деревья сливаются в большие чернеющие массы; на синем небе робко выступают первые звёздочки. (И.С. Тургенев)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает тему данного текста?
-
Ночь окутывает лес. -
Вечерний лес. -
Наступление ночи. -
Лес.
-
Выпишите из текста в столбик слова и словосочетания, которые относятся к тематической группе «Краски неба». -
В каком словосочетании прилагательное употреблено в переносном значении?
-
алый свет -
вечерней зари -
румяное небо -
(на) синем небе
-
Прочитайте стихотворение из передачи «Радионяня» и выполните задания 1-3.
Месяц
На виду полночных рос
Кто на тёмном небе рос?
Ясный лунный месяц.
Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
Первый зимний месяц.
Задания 1-3.
1. Что представляет собой, с точки зрения выразительности речи, название данного стихотворения?
-
многозначное слово -
эпитет -
метафора -
олицетворение
2. Письменно в краткой форме объясните лексическое значение каждого из выделенных в тексте слов.
3. Какое из перечисленных слов является синонимом к слову МЕСЯЦ (в значении «небесное светило»)?
1) солнце 2) луна 3) серп 4) звезда
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Не стану лучше или хуже,
Всё тот же буду, не иной,
От счастья пламенеть на стуже,
От горя стынуть в летний зной. (Н. Грибачев)
Задания 1-3.
-
В каком значении употреблено слово ПЛАМЕНЕТЬ в данном тексте?
1) блистать
2) быть охваченным пламенем
3) быть охваченным сильным чувством
4) выделяться своим ярко-красным цветом
-
Выпишите из текста антонимичные пары слов и письменно дайте аргументированный ответ на вопрос: «Могут ли слова разных частей речи входить в одну антонимичную пару?» -
Какое слово является синонимом к слову ИНОЙ ?
1) другой 2) прежний 3) настоящий 4) новый
-
Прочитайте стихотворение «Норка» А.Шибаева и выполните задания 1-3.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину
Вошла.
Норку в норке
Не нашла.
Если в норке
Нету норки.
Может, норка
Возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка – здесь.
А норки нет? (А. Шибаев)
Задания 1-3
1. Как называются слова, которые обыгрываются в данном тексте?
1) антонимы 2) омонимы 3) синонимы
4) многозначные слова
2. Напишите кратко, как следует толковать выражение ПРОПАЛ И СЛЕД .
3. Какая пара слов из данного текста является антонимами?
-
вылезла – пошла -
вошла – пошла -
пошла – не нашла -
вылезла - вошла
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Гроза побесновалась, повыла, погрохотала и сникла. Стала уходить, стихать, отдаляться, и скоро полыхала и рокотала уже за дальним чёрным гребнем хребта. Теперь уже там кто-то, прикрываясь от ветра, чиркал и чиркал гигантские спички, а они у него не загорались: вспыхивали и гасли.
И дождь уже не сыпал, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк. (Н. Сладков)
Задания 1-3.
1. К какому типу речи относится данный текст?
1) повествование
2) описание с элементами повествования
3) рассуждение
4) повествование с элементами описания