Файл: Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт права
(наименование института полностью)
Кафедра «Конституционное и административное право»
(наименование)
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
(код и наименование направления подготовки / специальности)
Государственно-правовая
(направленность (профиль) / специализация)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
на тему «Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности»
Обучающийся
Р.Р. Халиков
(Инициалы Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель к.ю.н., доцент, А.А. Мусаткина
(ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии), Инициалы Фамилия)
Тольятти 2022
2
Аннотация
Тема исследования «Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности».
Работа посвящена исследованию правовых основ деятельности
Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности.
Роль и место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти проявляется в том, что Президент является гарантом
Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Для решения возложенных на Президента Российской Федерации функций и задач, главе государства необходимо максимально консолидировать и взаимодействовать со всеми элементами системы органов государственной власти. В связи с чем, рассмотрение проблемных вопросов места Президента
Российской Федерации в системе органов государственной власти, имеет большое теоретическое и практическое значение.
Целью исследования является анализ правовых и управленческих аспектов деятельности Президента РФ в целях обеспечения национальной безопасности в РФ. Задачами исследования являются: проанализировать теоретические основы реализации политики в области национальной безопасности; охарактеризовать нормативно-правовую основу государственной политики в области обеспечения безопасности в России; выявить особенности института Президентства Российской Федерации; охарактеризовать способы и методы обеспечения национальной безопасности в РФ и проблемы ее реализации.
Структурно работа состоит из введения, трех разделов, разделенных на четыре подраздела, заключения, списка используемой литературы и используемых источников. Основной текст работы изложен на 70 страницах.
3
Содержание
Введение .................................................................................................................. 4 1 Теоретические и правовые основы национальной безопасности в
Российской Федерации ........................................................................................... 7 1.1 Понятие национальной безопасности и характеристика важнейших ее аспектов ..................................................................................................... 7 1.2 Правовые основы национальной безопасности в РФ ....................... 15 2 Президент Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности ......................................................................................................... 27 2.1 Правовые основы деятельности Президента в РФ в области обеспечения национальной безопасности ................................................ 27 2.2 Деятельность Президента РФ по обеспечению национальной безопасности ............................................................................................... 40 3 Правовые проблемы, связанные с полномочиями Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности и пути их устранения .................... 53
Заключение ............................................................................................................ 60
Список используемой литературы и используемых источников ..................... 64
4
Введение
Роль и место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти проявляется в том, что Президент является гарантом
Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Для решения возложенных на Президента Российской Федерации функций и задач, главе государства необходимо максимально консолидировать и взаимодействовать со всеми элементами системы органов государственной власти. В связи с чем, рассмотрение проблемных вопросов места Президента
Российской Федерации в системе органов государственной власти, имеет большое теоретическое и практическое значение.
В.В. Путин сделал серьезную заявку на формирование новой национальной политики. Так в статье «Россия: национальный вопрос» формулирует концепцию национальной политики в России и предлагает механизмы, с помощью которых Россия может реагировать на вызовы, связанные с национальным вопросом: «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином
России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности» [48].
В 2018 году президент России Владимир Путин подписал указ о внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики страны на период до 2025 года.
Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность предопределили выбор темы исследования.
Деятельности Президента Российской Федерации посвящали свои труды многие ученые, среди которых можно выделить следующих: С.А.
5
Авакьян, Т.К. Агузаров, И.Д. Ахмедов, А.В. Безруков, С.В. Блатин, А.Б.
Блинов, А.К. Гаджиев, В.В. Гончаров, В.В. Гриб, В.Г. Громов, В.З. Гущин,
А.В. Зуйков, И.В. Ирхин, П.А. Кабанов, Г.И. Калинин, К.А. Ковалева, Н.А.
Колоколов, А.А. Кондрашев, А.А. Копина, Е.А. Кравцова, В.И. Крусс, Н.В.
Лебедева, В.Д. Мазаев, А.Ф. Малый, Г.В. Минх, М.Г. Мирзоев, А.О. Мовчан,
В.Е. Морозов, Л.А. Нудненко, О.Н. Ордина, А.М. Осавелюк, С.А. Осетров,
Е.А. Павлова, В.Н. Прокофьев, И.В. Решетникова, Н.А. Савченко, Г.В.
Синцов, В.В. Таболин, Г.А. Трофимова, В.А. Туровская, М.П. Фомиченко,
Е.В. Хромов, А.Н. Чертков, О.Н. Яшина и другие.
Целью исследования является анализ правовых и управленческих аспектов деятельности Президента РФ в целях обеспечения национальной безопасности в РФ.
Задачами исследования являются:
- проанализировать теоретические основы реализации политики в области национальной безопасности;
- охарактеризовать нормативно-правовую основу государственной политики в области обеспечения безопасности в России;
- выявить особенности института Президентства Российской
Федерации;
- охарактеризовать способы и методы обеспечения национальной безопасности в РФ и проблемы ее реализации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с выполнением Президентом Российской Федерации функций и задач, определяющие его роль и место в обеспечении национальной безопасности.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с выполнением Президентом Российской Федерации функций и задач, определяющие его роль и место в обеспечении национальной безопасности, а также правоприменительная практика в данной области
6
Методологической основой исследования послужила совокупность общенаучных (диалектического, системно-структурного, аналитического, синтетического) и специальных методов познания: историко-юридического, формально-логического, сравнительно-правового, статистического.
Теоретическую основу исследования составили труды А.Н. Аверина,
А.В. Гетмана, К.И. Зейналова, В.Ю. Зорина, Д.Ю. Клементьева, И.И.
Ларинбаева, С.В. Пантелеевой, В.В. Уханкина, Ю.П. Шабаева, Т.П. Шикера и других.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, трех разделов, разделенных на четыре подраздела, заключения, списка использованной литературы и используемых источников.
7
1 Теоретические и правовые основы национальной безопасности в
Российской Федерации
1.1 Понятие национальной безопасности и характеристика
важнейших ее аспектов
В современном мире во всех сферах общественной жизни происходят глобальные процессы трансформации. Усиливающийся кризис в мире, а именно рост уровня социального неравенства стремление транснациональных корпораций вытеснить друг друга и занять преобладающее положение, рост экстремистских настроений, разрастание серьезных политических конфликтов между государствами — всё это приводит к дестабилизации общества и становится всё более опасно как на национальном, так и на мировом уровне.
Поэтому очень важно обеспечивать внутреннюю стабильность государства, наращивать экономический, духовный, политический и военный потенциал. Решение этих задач неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности.
Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства в целом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ
«О безопасности» координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления [28].
Национальная безопасность обеспечивается путем достижения целей и решения задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных
8 приоритетов, реализация которых направлена, в конечном счете, на защиту национальных интересов.
В первую очередь национальная политика - это разновидность осуществляемой государством политики [55, с. 50].
И.Р. Хисматуллина считает, что «принято было называть на протяжении ряда десятков лет «национальной политикой» - это политика, проводимая государством в отношении представителей различных национальностей» [56, с. 46].
Исследователь Д.Ю. Клементьев считает, что «национальная политика государства представляет собой продуманную целостную систему долгосрочных по времени применения мер, ориентированных на то, чтобы можно было успешно сохранить самоидентичность государства и его составляющих, с учетом мировоззренческих и прочих ценностей, существующих у представителей разных народов» [10, с. 75].
Многие годы российские специалисты в различных областях научного знания не переставали писать и говорить о безопасности.
В то же время, понятие «национальная безопасность» в отечественной науке часто подменялось понятиями «международная безопасность»,
«государственная безопасность» (как безопасность государства) или просто
«безопасность».
Разностороннее раскрытие сущности и содержания понятия
«национальная безопасность» с учетом всех присущих этой категории признаков является необходимым для адекватного исследования данной проблематики. Особенно это актуально для российской научной мысли, которая делает лишь первые шаги в этом направлении.
Прежде всего, следует определиться с сутью понятия «национальная безопасность».
Русский толковый словарь определяет безопасность в общеупотребительном понимании этого слова как «отсутствие любой угрозы» [18, с. 128].
9
Оксфордский толковый словарь гласит: безопасность - это «1) свобода или защита от опасности или тревоги; 2) меры, принятые для обеспечения безопасности страны, лица, ценности» [18, с. 129].
В современной литературе существует два направления в определении понятия «нация».
«Первое направление придерживается трактовки этого понятия, которое связывает нацию с определенным народом и включает в число ее существенных признаков общность самосознания и социальной структуры.
Второе направление предлагает рассматривать нацию как общность по принадлежности к определенному государству, которая состоит из трех компонентов: личности, общества и самого государства как совокупности институтов правления» [55, с. 48].
В современной научной литературе и документах большинство определений понятия «национальная безопасность» характеризуется через
«состояние или положение объекта безопасности, когда для него отсутствует опасность, то есть изменений свойств в худшую сторону, или состояние, обеспечивающее достаточную экономическую или военную мощь нации для сопротивления угрозам ее существования, исходящими как из других государств, так и изнутри собственной страны» [55, с. 49].
Так, Концепция национальной безопасности РФ 1997 года определяла
«национальную безопасность» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [14, с. 14].
Авторы исследования «Военная безопасность России и влияние на нее геополитических факторов» считают, что «национальная безопасность... характеризует состояние политических институтов, что обеспечивает их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества» [19, с. 7].
В этом определении национальная безопасность рассматривается исключительно на уровне политических институтов. То есть кризисное
10 состояние политических институтов, по такому определению, может провоцировать угрозы во всех составляющих безопасности - в экономической, экологической, демографической ситуациях и тому подобное.
Кроме того, национальная безопасность определяется как «часть государственной политики, имеет целью создание внутренних и международных политических условий, благоприятных для сохранения или укрепления жизненно важных национальных ценностей.
Понятие национальной безопасности зависит от похода к понятию
«безопасность».
В.А.
Спиридонова отмечает, что
«сам термин
«безопасность» в научной литературе весьма многозначен, до сих пор не выработано четкого определения данного понятия, и, что более важно, отсутствует целостная концепция его понимания» [50, с. 209].
С.В. Кортунов рассматривает безопасность как «социально- политическое явление» [15, с. 6].
Т.А. Мартиросян считает, что «безопасность – многогранное понятие, охватывающее, во-первых, наличие и взаимодействие внешних факторов, условий, минимально необходимых для благополучного существования и прогрессивного развития объекта безопасности, сохранения целостности, восстановления жизнедеятельности и работоспособности при возникновении опасностей и угроз и, во-вторых, совокупность отдельных свойств самого объекта, отражающих его способность активно функционировать в указанных выше условиях, а также сохранять собственную целостность и восстанавливать жизнедеятельность и работоспособность при реализации опасностей и угроз» [17, с. 362].
А.В. Петрянин, О.А. Петрянина полагают, что «безопасность следует определить как обеспеченное арсеналом легитимных сил, средств и инструментов состояние общественных отношений, при котором реализуются социально значимые потребности человека и гражданина
(личности), надежно защищены от внутренних и внешних угроз его личные
11 права и свободы, обеспечивается развитие материальных и духовных ценностей общества, гарантируется территориальная целостность и суверенитет, а также функционирование и развитие конституционного строя правового государства» [46, с. 176].
Р.Г. Абдулатипов утверждает, что «у нас не сложились иные традиции: нациями мы называли этнические образования. У нас стоит проблема выбора: нация как этнос или нация как государство» [1, с. 83].
«Если ранее наиболее распространенным было определение нации как исторически устойчивой общности людей, возникающей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, то сейчас все большее признание приобретает определение нации как единства гражданского общества и государства» [1, с. 43].
А.А. Стремоухов отмечает: «Общество как составная часть нации собственно и подчеркивает полиэтничность всякой нации. Стержнем нации является государство. Содержательно понятие нации близко к понятию страны» [51, с. 81].
Иными словами, национальная безопасность – это:
- способность экономики страны к выживанию в самых различных внешних и внутренних условиях;
- способность экономики к развитию даже при имеющихся внутренних и внешних угрозах экономики;
- способность учитывать непредсказуемые и трудно прогнозируемые факторы существования национальной экономики.
Впервые на законодательном уровне термин «национальная безопасность» был использован в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г.
№ 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу) [34], а его определение дано в первом Послании Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» [35].