Файл: Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48 государства пришел к управлению в 2000 году, многих полномочий или механизмов их реализации тогда не существовало.
С течением времени вносились соответствующие изменения в федеральное законодательство и даже в Конституции Российской Федерации, что сформировало такие полномочия главы государства, какие они есть на сегодняшний день. При этом важно отметить, что во многом наделение главы государства таким рядом полномочий является оправданным, потому что
«свежи в памяти» события 90-х годов, когда происходил прямой раскол государства и, в сущности, у президента страны не было действенных инструментов по решению многочисленных возникающих проблем.
Особое внимание необходимо уделить анализу полномочий, которые были даны Президенту Российской Федерации в связи с поправками, внесенными в Конституцию Российской Федерации в 2020 год.
Так, первую поправку следует отметить в гл. 4 ст. 80, в которой добавили формулировку «поддерживает гражданские мир и согласие в стране».
Такая формулировка полномочий позволяет расширять полномочия главы государства в части обеспечения национальной безопасности страны.
Далее в данной статье также появляется формулировка «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти».
В данной формулировке были заменены органы государственной власти на систему публичной власти.
На наш взгляд, это достаточно весомое изменение, потому что ранее президент в России обеспечивал в большей степени работу органов государственной власти, а теперь у него появились полномочия и по обеспечению деятельности органов местного самоуправления, которые входят в единую систему публичной власти страны. Весомые изменения также были внесены в статью 83. Так, например, президент теперь получает право уволить премьер-министра. При этом, при назначении теперь
49 государственная дума не дает согласие, а утверждает председателя правительства, тем самым, в сущности, отдельное полномочие президента страны было даже уменьшено.
Роль Президента страны по предотвращению возникновения угроз национальной безопасности выражается в следующем.
Во-первых, президентский контроль за факторами, угрожающими экономической безопасности Российской Федерации, прогнозирование и мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности страны, являются важнейшими элементами механизма обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Во-вторых, создание характеристик и мер для финансовой защищенности
РФ.
Существует потребность детально создавать высококачественные и количественные характеристики для обозначения состояния экономики, за пределами которой находится экономическая безопасность страны.
В-третьих, реализация национальной безопасности должна проводиться с такими мероприятиями, как: разбор выводов по финансово- экономическим вопросам с точки зрения финансовой безопасности России; осуществление производства по задействованию комплекса механизмов предотвращения и преодоления угроз экономической безопасности; разработка сложных государственных механизмов выхода из опасной зоны.
Вся совокупность обозначенных механизмов обеспечения национальной безопасности и снижения влияния внутренний и внешних угроз национальной безопасности напрямую контролируется администрацией Президента Российской Федерации. В данной ситуации важную роль выполняют полномочные представители президента страны в федеральных округах, которые контролируют проведение указанных мероприятий в каждом федеральном округе.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные полномочия распределяются на несколько направлений.
50
Первое связано с установлением фундаментальных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности.
Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально- экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер (ст. 4, п. 1 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ). В связи с этим Президент РФ определяет основы государственной политики в области обеспечения безопасности, утверждает стратегию национальной безопасности
Российской
Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности.
Второе направление - это формирование и определение компетенции тех органов государственной власти, которые заняты обеспечением безопасности, например, Национальная гвардия, ФСБ, СВР, МВД и другие.
Как уже показывалось выше, функционирование подобных органов регламентируется не только федеральными законами, но и Указами
Президента РФ.
В Указах детализируются основные цели, задачи и направления деятельности данных органов в сфере обеспечения национальной безопасности страны. Ко всему, Президент комплектует Совет Безопасности
РФ и руководит его работой.
Третье направление включает вопросы подготовки, принятия и реализации оперативных решений по обеспечению безопасности в пределах определенной законом компетенции, т.е. введение особых режимов военного и чрезвычайного положений на территории Российской Федерации, применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности, определение комплекса мер по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, направленных на противодействие терроризму н экстремизму, установление гарантий защиты информационной
51 безопасности, а также населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного н техногенного характера в Российской Федерации.
Механизмы реализации полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности закреплены в Конституции Российской Федерации (ст. 80).
Обширный перечень механизмов реализации полномочий Президента закреплен в Конституции РФ (ст.ст. 83-90). Среди них:
- назначает Председателя Правительства РФ и руководит
Правительством РФ, обладает правом председательствовать на заседаниях правительства Российской Федерации;
- утверждает структуры федеральных органов исполнительной власти;
- представляет Совету Федерации кандидатуру на должность
Председателя Конституционного и Верховного судов РФ и их заместителей;
- назначает и освобождает от должности Генерального прокурора
РФ;
- назначает выборы Государственной Думы и распускает ее, вносит в
Государственную Думу законопроекты;
- Президент РФ осуществляет внешнюю и внутреннюю политику
Российской Федерации;
- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами
Российской Федерации.
В качестве механизма реализации закрепленных конституционных полномочий Президент Российской Федерации (ст. 90) издает указы и распоряжения. Их исполнение обязательно на всей территории Российской
Федерации.
Важным механизмом реализации полномочий Президента РФ являются его Послания Федеральному Собранию РФ, а также поручения федеральным
52 и региональным органам исполнительной власти, которые приобретает силу законов.
Таким образом, Президент Российской Федерации является важнейшим элементом в системе обеспечения национальной безопасности, так как определяет стратегические направления этого процесса и осуществляет руководство деятельностью всей совокупности государственных органов, участвующих в нём. Иначе говоря, глава государства, который в соответствии с Конституцией РФ принимает все меры для обеспечения национальной безопасности, является гарантом этой безопасности.
Подводя итоги, считаем необходимым сделать следующий вывод:
Президент Российской Федерации – это мощный институт по формированию устойчиво развивающегося общества и обеспечению национальной безопасности государства. И если взглянуть на совокупное развитие государства с 2000 по 2022 год, то можно заметить весьма положительные тенденции развития нашей страны в политической, социально- экономической и социокультурной сферах. Многие достижения нашей страны за последние 20 лет являются результатом эффективного государственного управления осуществляемого под руководством
Президента РФ.
53
1 2 3 4 5 6
3 Правовые проблемы, связанные с полномочиями Президента РФ
в области обеспечения национальной безопасности и пути их
устранения
Национальная безопасность Российской Федерации – это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской
Федерации.
Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
Рассмотрим некоторые проблемы правового регулирования обеспечения национальности безопасности и полномочий Президента РФ в данной области.
Одним из главных явлений, которое обсуждается в мире и представляет собой особо опасный характер для национальной безопасности страны, является терроризм.
Среди преступлений террористической направленности можно выделить:
- террористический акт;
- содействие террористической деятельности;
- публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;
- прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности;
54
- организация террористического сообщества и участие в нем;
- организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации;
- несообщение о преступлении;
- захват заложника;
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
- организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
Политика государств должна жестко противостоять терроризму, никаких уступок не давать, оказывать противодействие странам, поддерживающим терроризм, предоставлять помощь другим государствам в рамках международного законодательства.
Существование рисков и угроз для национальной безопасности обусловлено наличием неустранимого влияния на страну множества факторов внешней и внутренней среды. Управление риском основывается на принципе снижения вероятности проявления какого-либо конкретного риска.
Обеспечение национальной безопасности России на достаточном уровне обуславливает необходимость непрерывного контроля за внешними и внутренними угрозами, в том числе противодействие терроризму. Это важная государственная задача, для исполнения которой органы власти мобилизуют различные ресурсы, проводят контеррористические операции, функционирует
Национальный антитеррористический комитет, а
Росфинмониторинг препятствует финансированию терроризма. Также для решения проблемы терроризма необходим комплексный межведомственный подход, ориентированный на нейтрализацию и устранение факторов, порождающих социальную, в том числе межнациональную и криминальную, напряженность и различные проявления экстремизма.
В целях реализации Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31
55 декабря 2015 г. № 683, совершенствуется государственная инновационная и промышленная политика, система государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов, которые получают приоритетное развитие науки и образования, и должны создаваться условия интеграции науки, образования и промышленности.
Острая проблема террористических актов по всему земному шару в начале XXI века стояла ребром и перед Российской Федерацией, но благодаря грамотной политике в сфере обеспечения национальной безопасности удалось существенно снизить проявление данного явления, что подчеркивается в новом документе. Ведь нужно помнить о мировых угрозах недавнего прошлого.
Важно также отметить, что экономическая безопасность является базисом успешной и процветающей страны. Тенденция по снижению зависимости от импорта в ключевых отраслях экономики нашего государства напрямую повлияла на усовершенствование различных отраслей производства России, а также на повышение качества производимой продукции и появление новых рабочих мест для российских граждан.
Полагаем, что первоочередной задачей должно быть обеспечение широких масс населения рабочими местами и нацеленность Российской Федерации на формирование гарантий повышения минимального размера оплаты труда, при государственной поддержке малого и среднего бизнеса. Такой вектор развития данного направления будет в дальнейшем способствовать укреплению российской экономики.
Немаловажную роль играет и защита прав интеллектуальной собственности.
«В сфере конституционной безопасности действующее законодательство необоснованно дает Президенту России право, а не наделяет обязанностью, как главы государства, реализовывать ряд важных полномочий, связанных с обеспечением верховенства Конституции России.
Не вполне правомерно, что законодательство предоставляет Президенту
56 право осуществлять контроль за исполнением не только Конституции
Российской Федерации, но и федеральных конституционных и федеральных законов, в том числе в сфере обеспечения безопасности. Такая законодательная регламентация в определенной степени принижает значимость органов прокурорского надзора в механизме государства» [45, с.
155].
В настоящее время законодательно неурегулированным остается вопрос и о том, какими конкретно полномочиями должен обладать
Президент России, если органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления не принимаются (либо исполняются, но ненадлежащим образом) правовые акты, направленные на реализацию требований федеральных законов, правовых актов Президента и Правительства, в том числе и по вопросам обеспечения безопасности государства.
Вместе с тем отдельные аспекты этого вопроса регламентируются на уровне подзаконных нормативных правовых актов (см. напр.: п. 5 Положения об Администрации Президента Российской Федерации [40], п. 6 Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе [41], п. 5 Положения о Контрольном управлении
Президента Российской Федерации [42] и др.).
Существует необходимость внесения изменений в действующее законодательство о безопасности, регламентирующее порядок информирования Президента России и Правительства России об угрозах безопасности Российской Федерации и мерах по обеспечению безопасности
России, а также о политическом, социальном и экономическом положение в федеральном округе.
Проблема состоит и в том, что в сфере обеспечения безопасности
Российского государства вопросы взаимодействия
Президента,
Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации регламентируются отдельными актами указанных органов.