Файл: Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
Для обеспечения эффективности реализации данной Стратегии в 2013 г. приняли Закон № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» [29].
Этот закон при этом закрепил собой реальную «возможность реализации региональными органами власти различных рычагов для урегулирования тех или иных проблем, наблюдаемых в области межнациональных отношений».
На период времени с 2017 по 2025 гг. действует своя Госпрограмма РФ
«Реализация госполитики РФ» [24]. Эта программа объединяет разные виды подпрограмм. Всего их здесь 8.
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
- прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
- определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
- правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
- разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
- применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
- разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, боевой и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
22
- организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
- координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
- финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
- международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
- осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской
Федерации [28].
Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.
Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.
Региональная составляющая реализуемой национальной политики в том числе в области национальной безопасности на территории Самарской области включает в себя:
- Постановление Правительства Самарской области от 24 декабря
2013 года № 803 «Об утверждении государственной программы
23
Самарской области «Реализация государственной национальной политики в Самарской области (2014 - 2022 годы)» [30];
- Устав Самарской области (ред. от 29.12.2020) от 18 декабря 2006 года № 179-ГД [53];
- Постановление Правительства Самарской области от 14.04.2020
№253 «О внесении изменений в постановление Правительства
Самарской области от 24.12.2013 № 803 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Реализация государственной национальной политики в Самарской области
(2014-2022 годы)» [31].
Главные направления:
- «обеспечение на территории данной области в достаточной мере равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере национальной политики;
- постепенное укрепление единства и общности представителей разных этносов, проживающих на территории области в настоящее время;
- постепенное усовершенствование сферы госуправления в области в области практической реализации госполитики в национальной сфере;
- обеспечение в достаточной мере межэтнического согласия, улучшение отношений, складывающихся между различными этносами в области;
- содействие дальнейшему развитию в регионе этнокультурного многообразия народов Российской Федерации и принятие для этого всех необходимых мер;
- постепенное совершенствование взаимодействия между собой различных органов госвласти региона, а также органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в области;
24
- обеспечение всех необходимых социально-экономических условий для успешной реализации в области госполитики в национальной сфере;
- осуществление необходимого информационного обеспечения практической реализации в регионе госполитики РФ в сфере национальных отношений;
- поддержка русского языка в качестве государственного, а также языков народов России, проживающих в области;
- развитие в дальнейшем системы образования в национальной сфере, осуществление патриотического воспитания молодежи области;
- формирование всех необходимых условий, которые необходимы для успешной культурной и социальной адаптации и интеграции мигрантов, которые приезжают в регион и проживают здесь короткое или продолжительное время;
- осуществление международного сотрудничества в данной сфере»
[30].
Данная политика в виде стратегии направлена на обеспечение возможности взаимовыгодного сотрудничества между различными исполнительными органами, а также между местными органами власти.
Так же, требуется помощь различных институтов гражданского общества, чтобы обеспечить как можно лучше все необходимые условия для укрепления межэтнического согласия в Самарской области. Сейчас эта задача очень актуальна.
Возникла насущная потребность в разработке единого комплексного системообразующего законодательного акта, который бы обеспечил:
- создание единой стратегии реализации государственной политики в сфере национальной безопасности;
25
- разработка организационно-правовых механизмов обеспечения национальной безопасности;
- определение правового статуса субъектов отношений, установление их ответственности за соблюдение национального законодательства в этой сфере;
- создание системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения национальной безопасности.
Субъектами национальной безопасности являются граждане; общественные организации и объединения; государство, а точнее, его институты законодательной, исполнительной и судебной власти.
Механизмом, через который государство реализует себя как основной субъект обеспечения национальной безопасности, является государственное управление национальной безопасностью. Субъектом безопасности может выступать отдельный человек, определенные социальные группы, организации, государство, практическая деятельность которых направлена на выявление, предупреждение, послабление, локализацию, ликвидацию угроз.
Итак, при анализе понятия национальной безопасности необходимо учитывать, что национальная безопасность является сложной системой взаимосвязанных составляющих, которые определяют многогранность и неоднозначность этого понятия.
Следует принимать во внимание то, что национальная безопасность вбирает в себя все виды безопасности личности, общества и государства и является сложной многоуровневой динамической системой со специфическими структурными элементами (среди которых национальные интересы, ценности, угрозы национальным интересам, средства обеспечения национальной безопасности) и функциональными компонентами.
Кроме того, проблему безопасности целесообразно анализировать и решать на трех уровнях - национальном, региональном и международном.
Правовая основа национальной политики государства - это российская
Конституция [13]. В ней закреплены принципы нацполитики государства,
26 среди которых можно выделить следующие: «запрет на ограничения граждан и людей в правах в зависимости от национального признака; вне зависимости от их национальной принадлежности языка - равенство прав людей; разжигание межнациональной розни и т.д.» [13].
Необходимо указать, что наибольшее значение для системы национальной безопасности РФ имеют поправки к статьям 67 и 79
Конституции РФ, которые расширили содержание суверенных прав РФ и укрепили суверенитет страны, задали вектор развития внешней политике
Российской Федерации.
Принятие поправок к Конституции РФ значительно укрепило правовую базу системы национальной безопасности страны, поправки позволяют конкретнее, чем раньше определить содержание системы национальной безопасности, а в дальнейшем – развивать законодательство в этой сфере с целью более четкой её реализации.
27
1 2 3 4 5 6
2 Президент Российской Федерации в системе обеспечения
национальной безопасности
2.1 Правовые основы деятельности Президента в РФ в области
обеспечения национальной безопасности
С распадом СССР в декабре 1991 года, Россия начала построение новой модели государства, которая кардинально отличалась от существовавшей модели советского периода. Важнейшей задачей того времени стало формирование такой системы органов государственной власти, которая смогла бы обеспечить устойчивое и прогрессивное развитие страны. Главное место в этой системе власти было отведено Президенту России.
В Российской Федерации с 1990-х годов активно развивается институт президентства. И учитывая, что указанный институт еще достаточно молод по меркам мировой истории, уже сейчас сделано много важных шагов по формированию эффективных полномочий президента страны и определению его роли в системе судебной, исполнительной и законодательной властей.
Необходимо дать определение термину институт президентства - это система конституционно-правовых норм, регулирующих порядок выборов и вступления в должность президента (инаугурацию), полномочия президента, определяющие его положение в системе органов государственной власти, окончание или досрочное прекращение президентских полномочий, замещение и отстранение от занимаемой должности.
В мае-июне 1990 года происходил I Съезд народных депутатов, на котором в рамках работы Конституционной комиссии было предложено, что лидером нового созданного государства должен быть Президент.
Заметим, что вообще все конституционные проекты, представленные
Конституционной комиссией, предполагали наличие президентского поста в государстве, а существующие вопросы и разногласия между ее членами
28 имели отношение только к статусу, функциям, организации и положению будущего Президента в механизме государственной власти РСФСР [8, с. 376]
На II Съезде народных депутатов, который происходил в декабре 1990 года, сторонниками Бориса Ельцина была обоснована необходимость принятия высшей должности Президента страны и внесение сопутствующих данному высшему посту изменений в Конституцию.
Главными аргументами необходимости принятия поста Президента
РСФСР были: наличие аналогичных постов в Советском Союзе (Горбачев
М.С.) и в республиках; необходимость укрепления исполнительной власти и государственной дисциплины; институт президентства должен был стать тем стержнем, который объединит республики входящие в состав РСФСР; принятие поста Президента должно было повлиять на скорость подписания
Союзного договора; в новых реалиях функционирования многопартийной системы институт президентства принес бы для государства возможность иметь должностное лицо, которое не зависит от разных политических партий
[5, с. 45].
Было принято решение, что Президент будет управлять властью, основываясь на строгом разделении властных функций. Роль управляющего теперь принадлежало Правительству - Совету Министров, избираемого парламентом и подотчетное ему.
17 марта 1991 года был проведен первый референдум РСФСР, на котором стоял вопрос о необходимости введения президентского поста
РСФСР, который избирается народом, путем голосования. На данном референдуме проголосовало 76,4% избирателей, из которых ответили «да»
69,85% голосовавших, доля проголосовавших против составила - 21,4% [49].
В связи с этим, верховный Совет 24 апреля 1991 года издал и принял законы «О Президенте РСФСР» [32] и «О выборах Президента РСФСР» [33].
III Съезд народных депутатов завершился принятием постановления о установлении даты выборов Президента РСФСР - 12 июня 1991 года, на которых получив 57,3 % голосов победил Борис Ельцин.