Файл: Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства» [35]. Это определение совпадает с определением
«безопасность» в Законе РФ от 5 марта 1992 № 2446-1 «О безопасности», так как совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы.
Однако пришедший на смену Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» [28] не закрепил схожую дефиницию, лишь предлагая при этом использовать как взаимозаменяемые термины
«безопасность» и «национальная безопасность».
Сегодня базовые положения теории национальной безопасности представлены
Стратегией национальной безопасности
Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Здесь под национальной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности национальных интересов Российской
Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны [22].
Как справедливо отмечает И.Б. Кардашова, «в научных работах стало модным представлять различные суждения о национальной безопасности и ее элементах (угрозах, национальных интересах, системе обеспечения и др.), которые зачастую размывают предметную область, что неизбежно влечет за собой возникновение трудностей в дальнейших научных исследованиях и по- прежнему имеет неоднозначное толкование в научных кругах» [9, с. 29].
Так, например, А.А. Стремоухов, А.С. Лунгу под национальной безопасностью предполагают понимать «такое состояние общества

13
(государства), при котором оно, являясь сложной социальной системой, сохраняет свою целостность, устойчивость и способность к эффективному функционированию и развитию, а также возможность надежной защиты своих интересов от любых внутренних и внешних воздействий как антропогенного, так и техногенного характера» [51, с. 81].
По мнению А.Б. Логунова «сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз.
Содержание национальной безопасности образуют понятия «национальный интерес», «угроза национальной безопасности», «система обеспечения национальной безопасности» [17, с. 15].
О.Н. Климов в понятии национальной безопасности акцентирует внимание на «состоянии защищенности» жизненно важных интересов и обеспечении устойчивого развития объектов безопасности [11, с. 13].
М.П. Хрипковым национальная безопасность определяется как
«функциональная деятельность, обеспечивающая не только жизнедеятельность общества и государства, но и их дальнейшее развитие»
[57, с. 9].
В.А. Труханов считает, что «система национальной безопасности – это защита национального бытия через реализацию интересов, ценностей и целей» [52, с. 17].
Таким образом, национальная безопасность представляет собой трансформирующееся сложное, многоаспектное, многоуровневое явление.
Она может рассматриваться как общественное явление, как теория и процесс.
Основными чертами современных концепций национальной безопасности являются следующие:
- понятие «национальная безопасность» утрачивает значение отраслевого определения и вобрало в себя все виды родового определения безопасности, теперь содержание безопасности


14 определяют не столько военные, сколько социально-экономические, экологические и культурные факторы;
- понятие «национальная безопасность» не идеологизированое и носит междисциплинарный характер; осознание международной безопасности;
- убеждение, что понятие национальной безопасности включает в себя основные потребности и права человека;
- уменьшение веса силовых методов решения проблем;
- высокая оценка роли транснациональных общественных движений
[47, с. 190].
Суть национальной безопасности можно четко выразить схематично: национальный интерес-угроза (опасность, вызов) - защита (обеспечение национальной безопасности). Эти же категории и связи между ними отражают структуру национальной безопасности и являются ее составляющими элементами.
Соответственно, каждая из этих категорий существует в определенной сфере человеческой жизнедеятельности, то есть, национальные интересы могут быть политические, социально-экономические, военные, информационные, культурные, демографические, экологические и тому подобное.
Так же угрозы носят политический, экономический или иной характер. защита от угроз или обеспечение национальной безопасности осуществляется также в соответствующих сферах жизнедеятельности в соответствии с характером угрозы. Все эти элементы организуются в единство процессом взаимодействия субъекта и объекта национальной безопасности.

15

1.2 Правовые основы национальной безопасности в РФ
Обеспечение национальной безопасности РФ, безопасности ее национальных интересов предполагает приоритетное развитие системы нормативно-правового регулирования отношений в этой сфере противодействия угрозам этих интересов и упорядочения соответствующего правотворческого процесса.
Система правового регулирования национальной безопасности включает массив правовых норм, которые регулируют отношения в данной сфере, правоотношения, возникающие на основе применения правовых норм, и соответствующие правоприменительные акты.
«Правовые нормы составляют базу обеспечения национальной безопасности и определяют эффективность деятельности государства, общества и отдельных граждан по защите национальных интересов России.
В состав этой базы включаются и нормы международных договоров
России, Федеральные законы РФ, акты Президента РФ, постановления правительства, нормативные акты органов государственной власти, регулирующих отношения в данной сфере» [3, с. 70].
Необходимость правового обеспечения курса на демократические преобразования в обществе и государстве, определяет реформирование всей правовой системы России и прежде всего ее законодательства, поскольку действующее законодательство России имеет существенные недостатки.
Перед Россией возникла необходимость принятия большого ряда нормативно-правовых актов, отвечающих европейским стандартам.
Как отмечает Ю. Максименко в своей диссертации, анализ состояния нормативно-правового регулирования национальной безопасности РФ осуществляется по трем факторам. Национальную безопасность РФ составляют три структурных элемента:
- национальная безопасность в сфере прав и свобод человека и гражданина;

16
- национально-психологическая безопасность;
- национально-техническая безопасность.
Учитывая разнообразие нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере национальной безопасности РФ, считаем необходимым проанализировать концептуальные из них [2, с. 117].
Практическая реализация Стратегии осуществляется на федеральном и региональном уровенях.
Рассмотрим подробнее Федеральный уровень, который включает в себя:
- Конституцию Российской Федерации [13];
- Закон РФ от 25. 10. 1991 г. № 1807-1 «О языках народов РФ» [25];
- ФЗ от 24. 05.1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» [26];
- ФЗ от 30. 04. 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [27];
- Стратегию государственной национальной политики РФ до 2025 г., которая утверждена Указом российского Президента от 19.12.2012 г. № 1666 [23].
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» безусловно играет важную роль в системе нормативно-правовых актов Российской
Федерации.
Данный документ максимально охватывает все сферы нашего государства, которые нуждаются в непосредственной защите и сохранении как от внешних угроз, так и от внутренних факторов. Данный нормативно- правовой акт не является принципиально новым документом для системы права Российской Федерации, так как с 31.12.2015 до 02.07.2021 действовал
Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».


17
Мы считаем принципиально важным отследить линию модификации данного документа для оценки прогресса или деградации Российской
Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности страны. Данный анализ поможет выявить, какие проблемы удалось решить, какие новые угрозы возникли перед нашим государством и какие будущие задачи предстоит решить.
Начнем анализ с того, что в общих положениях в новом документе появились строки о том, что «только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России», что подчеркивает усиленное внимание государства к развитию Российской Федерации в духе правового и демократического государства.
Кроме того, важно отметить, что во многих положениях документа именно человек и его права ставятся на первое место и именно они являются причиной для повышения обороноспособности и наращивания боевой мощи
Российского государства. Так, например, в предыдущей версии причины наращивание силового потенциала страны не были раскрыты в подобном ключе, хотя таковым и подразумевались, что могло натолкнуть некоторые слои политической элиты на негативные высказывания в сторону документа.
В документе прослеживается миротворческий курс нашего государства, направленный на сотрудничество с
Организацией
Объединенных Наций (ООН) и ее Советом Безопасности. Ведь в условиях современных глобальных проблем, таких как пандемия короавируса, экологические катастрофы, трансформация и нестабильное положение мировой экономики, локальные войны и конфликты и т. д., необходимо объединять усилия и действовать сообща.
В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия, с рассмотрения которых стоит начать изучение темы национальной безопасности:

18
- «национальная безопасность» – состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны;
- «стратегические национальные приоритеты» – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
- «система обеспечения национальной безопасности» – совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов;
- «силы обеспечения национальной безопасности» – Вооруженные
Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная или правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ;
- «обеспечение национальной безопасности» – реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности [23].


19
Таким образом, Стратегия национальной безопасности напрямую связывает безопасность Российской Федерации с состоянием (здоровьем) ее общества.
Еще в середине ХIХ века К. Маркс писал, что «безопасность есть высшее социальное понятие гражданского общества» [20, с. 401].
С ним соглашался виднейший российский государствовед А.Д.
Градовский, утверждавший, что «…государство, не дающее гражданам ничего, даже безопасности, несомненно, вызовет сначала равнодушие, потом вражду народа; оно разложится и погибнет или от внешнего врага, поддерживаемого апатией масс, или от внутренних раздоров…» [6, с. 31].
По мнению разработчиков Стратегии, «Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам; деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской
Федерации…» [23].
Не случайно, характеризуя положение России в современном мире, разработчики новой Стратегии обращают особое внимание на «практику
США свержения легитимных политических режимов; провоцирование внутригосударственных нестабильности и конфликтов; поддержку
Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на
Украине…» и ряд других факторов [23].
Данные обстоятельства обусловливают и стратегические цели государственной и общественной безопасности, изложенные в Стратегии, а это: защита основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе и т.д. [12, с. 95].
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан, по мнению

20 разработчиков Стратегии, являются: развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения.
А.Я. Неверов указывает, что «даже самый поверхностный анализ положений новой Стратегии показывает, что приоритетом в обеспечении безопасности государства становится личность, человек, его права и свободы, духовные и нравственные приоритеты, правовая и социальная защищенность, уровень жизни и благополучие граждан» [21, с. 92].
Как никогда сегодня актуально утверждение академика В.Н.
Кузнецова, отмечающего, что «…в современных условиях национальная безопасность России не ограничивается понятиями государственной безопасности или безопасности государства и не измеряется мощью только военного потенциала. Национальная безопасность – это то, что обеспечивает перспективы развития страны на длительный исторический период, стабильность и благополучие общества и его граждан» [16, с. 47].
Рассматривая стратегию государственной политики, следует отметить, что данная стратегия, которая утверждена до 2025 г. состоит из комплекса приоритетов [23].
Также в данной стратегии существует целый механизм по реализации национальной госполитики России. На основе стратегии госполитики РФ до
2025 г. принято Постановление №718 от 20 августа 2013 г., в котором утверждена программа Федерального значения под названием «Укрепление единства российской нации».
Данная федеральная программа в полном комплексе учитывает интересы населения страны. В ней отмечены в том числе угрозы нацбезопасности РФ. В итоге так начали осуществление деятельности, направленной на практическую реализацию различных положений данной
Стратегии [7, с. 94].