Файл: Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
57
Однако взвешенность законодательства, связанного с обеспечением безопасности государства, может быть обеспечена только при наличии федерального закона о взаимодействии высших органов государственной власти в законодательном процессе.
Согласно п. 15 Положения о Совете Безопасности Российской
Федерации для реализации решений Совета Безопасности могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской
Федерации. При этом вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.
Однако это представляется не совсем верным, не соответствует роли
Федерального закона «О безопасности» как системообразующего нормативного акта в области обеспечении единства политики в рассматриваемой сфере.
«В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации» надзор за исполнением законов представительными
(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, в том числе в сфере обеспечения безопасности, осуществляет прокуратура Российской Федерации. Последняя вправе принимать акты прокурорского реагирования в случаях нарушения законов. В этой связи, мы уже отметили не совсем правомерное, в смысле значимости органов прокурорского надзора в механизме государства, положение законодателя о предоставлении Президенту России права осуществлять контроль за исполнением федеральных конституционных и федеральных законов в сфере обеспечения безопасности государства. Органы судебной власти, как и органы прокуратуры, наряду с другими органами и организациями, образуют систему безопасности Российской Федерации.
Проблемным аспектом при этом является нормативное правовое урегулирование специфики участия судебной власти, а также органов
58 прокуратуры в обеспечении безопасности Российской Федерации» [45, с.
156].
Несмотря на очевидные успехи Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности и грамотную модификацию, и усовершенствование нормативно-правового акта, мы предлагаем внести некоторые тезисы и формулировки в действующий документ.
Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.
Психологическое и ментальное здоровье граждан является важнейшей составляющей сильного и процветающего государства. Пандемия и соответствующие меры по борьбе с ней (самоизоляция, страх болезни и т. д.) подвергли население огромному стрессу, что, в свою очередь, безусловно, повлияло на уровень здоровья российских граждан. Именно поэтому мы предлагаем дополнить данный раздел таким важным пунктом, как поддержка психологического здоровья населения всех возрастов. Этот пункт поможет укрепить психологическую устойчивость граждан к манипулятивным действиям и пропаганде со стороны недружественных государств, что поможет поддерживать мир и спокойствие внутри государства.
Оборона страны. Предлагаем дополнить данный раздел таким важным пунктом, как международное сотрудничество со странами-союзниками в сфере недопущения увеличения количества ядерного оружия в мире и разработки совместных мер с дружественными государствами для создания системы сдержек и противовесов по отношению к государствам, активно наращивающим военную мощь путем политического и экономического притеснения развивающихся стран.
Информационная безопасность. Личные данные и конфиденциальность граждан — важная сфера права Российской Федерации, закрепленная в ст.
23, 24 Конституции Российской Федерации. Поэтому мы считаем, что необходимо также закрепить в документе приоритет нераспространения личных данных граждан Российской Федерации за границей для обеспечения охраны и защиты частной жизни людей.
59
Подводя итоги, хочется отметить, что национальные интересы и безопасность предопределяют цели и задачи, приоритеты и стратегию развития государства и общества. На долгосрочную перспективу для
Российской Федерации они сформулированы и законодательно закреплены указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
В настоящее время сама национальная безопасность понимается в широком смысле и включает в себя состояние защищенности национальных интересов, обеспечение реализации конституционных прав и свобод граждан, достойного качество и уровня их жизни, гражданского мира и согласия.
Обеспечение национальной безопасности является задачей множества государственных органов, в числе которых и возглавляемый Президентом
Совет Безопасности, в задачи которого должно входить содействие главе государства в защите от угроз национальной безопасности. Для философии национальной безопасности важно, чтобы и в дальнейшем устройство системы обеспечении национальной безопасности и ее закрепление в документах стратегического планирования в сфере безопасности строилось на основании многовекового исторического опыта развития российской государственности.
60
Заключение
При анализе понятия национальной безопасности необходимо учитывать, что национальная безопасность является сложной системой взаимосвязанных составляющих, которые определяют многогранность и неоднозначность этого понятия.
Национальная безопасность представляет собой трансформирующееся сложное, многоаспектное, многоуровневое явление.
Она может рассматриваться как общественное явление, как теория и процесс.
Следует принимать во внимание то, что национальная безопасность вбирает в себя все виды безопасности личности, общества и государства и является сложной многоуровневой динамической системой со специфическими структурными элементами (среди которых национальные интересы, ценности, угрозы национальным интересам, средства обеспечения национальной безопасности) и функциональными компонентами. Кроме того, проблему безопасности целесообразно анализировать и решать на трех уровнях – национальном, региональном и международном.
Субъектами национальной безопасности являются граждане; общественные организации и объединения; государство, а точнее, его институты законодательной, исполнительной и судебной власти.
Механизмом, через который государство реализует себя как основной субъект обеспечения национальной безопасности, является государственное управление национальной безопасностью. Субъектом безопасности может выступать отдельный человек, определенные социальные группы, организации, государство, практическая деятельность которых направлена на выявление, предупреждение, послабление, локализацию, ликвидацию угроз.
Обзор существующих подходов по обеспечению национальной безопасности позволяет прийти к выводу, что сегодня предоставляется приоритет концепции «политического реализма». В то же время имеет место тенденция пересмотра этой концепции, в контексте особенностей
61 современного характера развития международных отношений и последствий процессов глобализации. Поэтому в основу стратегических решений политического руководства при выборе путей, средств и способов реализации национальных интересов должен полагаться реализм и прагматизм.
Возникла насущная потребность в разработке единого комплексного системообразующего законодательного акта, который бы обеспечил:
- создание единой стратегии реализации государственной политики в сфере национальной безопасности;
- разработка организационно-правовых механизмов обеспечения национальной безопасности;
- определение правового статуса субъектов отношений, установление их ответственности за соблюдение национального законодательства в этой сфере;
- создание системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения национальной безопасности.
Несмотря на учет ключевых тенденций глобального развития и соответствия международным стандартам нормативно-правого обеспечения национальной безопасности, национальная система планирования и программирования укрепления национальной безопасности требует совершенствования по отдельным направлениям.
Усиление институционального вектора в обеспечении национальной безопасности должно происходить, в первую очередь, путем модернизации действующих и создания новых экономических и социальных институтов, которые будут обеспечивать повышение производительности труда на качественно новой основе н экономический рост. В противном случае экономическая отсталость страны станет необратимой и это будет угрожать существованию нации н государства. Дополнение требует формирования институционально-правового базиса на разных уровнях иерархии управления
62 экономикой, что обеспечивается путем выполнения институтами функций принятия решения, информирование и мотивирование.
В соответствии с Указом Президента РФ «О Концепции национальной безопасности
РФ» в вопросах национальной безопасности институциональное сопровождение осуществляют:
- Президент РФ;
- Государственная Дума РФ;
- Правительство РФ;
- Совет безопасности РФ;
- министерства и другие центральные органы исполнительной власти;
- Центральный Банк РФ;
- суды общей юрисдикции;
- Прокуратура РФ;
- местные государственные администрации;
- Федеральная служба безопасности
РФ,
Государственная пограничная служба РФ и другие военные формирования, образованные в соответствии с законами РФ.
Президент Российской Федерации является важнейшим элементом в системе обеспечения национальной безопасности, так как определяет стратегические направления этого процесса и осуществляет руководство деятельностью всей совокупности государственных органов, участвующих в нём. Иначе говоря, глава государства, который в соответствии с
Конституцией РФ принимает все меры для обеспечения национальной безопасности, является гарантом этой безопасности.
Считаем необходимым сделать следующий вывод: Президент
Российской Федерации – это мощный институт по формированию устойчиво развивающегося общества и обеспечению национальной безопасности государства. И если взглянуть на совокупное развитие государства с 2000 по
63 2022 год, то можно заметить весьма положительные тенденции развития нашей страны в политической, социально-экономической и социокультурной сферах. Многие достижения нашей страны за последние 20 лет являются результатом эффективного государственного управления осуществляемого под руководством Президента РФ.
Подводя итоги, хочется отметить, что национальные интересы и безопасность предопределяют цели и задачи, приоритеты и стратегию развития государства и общества. На долгосрочную перспективу для
Российской Федерации они сформулированы и законодательно закреплены указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
В настоящее время сама национальная безопасность понимается в широком смысле и включает в себя состояние защищенности национальных интересов, обеспечение реализации конституционных прав и свобод граждан, достойного качество и уровня их жизни, гражданского мира и согласия.
Обеспечение национальной безопасности является задачей множества государственных органов, в числе которых и возглавляемый Президентом
Совет Безопасности, в задачи которого должно входить содействие главе государства в защите от угроз национальной безопасности. Для философии национальной безопасности важно, чтобы и в дальнейшем устройство системы обеспечении национальной безопасности и ее закрепление в документах стратегического планирования в сфере безопасности строилось на основании многовекового исторического опыта развития российской государственности.
64
1 2 3 4 5 6
Список используемой литературы и используемых источников
1.
Абдулатипов Р.Г. Правовое обеспечение национальной и федеративной политики
Российского государства
//Российский конституционализм: проблемы и решения: материалы международной конференции. Москва, 1999. С. 79-85.
2.
Артемов В.Ю. Законодательные проблемы защиты информации с ограниченным доступом в компьютерных сетях // Научный журнал
Саратовского государственного педагогического университета: к 170- летнему юбилею. Саратов: САРГПУ, 2016, 2016. Вып. 4. С. 115-125.
3.
Брижков В.М. Теория и практика информационного права: методология кодификации информационного законодательства РФ //
Правовая информатика. 2017. № 1(37). С. 70.
4.
Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ
25 декабря 2014 г. № Пр-2976) // Российская газета от 30 декабря 2014 г. № 298.
5.
Второй (внеочередной)Съезд народных депутатов РСФСР, 27 ноября-15 декабря 1990 г.: стенограф. отчет: в 6 т. Т. 3. М.: Республика, 1992.
6.
Градовский А. Национальный вопрос в истории и литературе //
Собр. соч. – Санкт-Петербург, 1901. Т. 6. 309 с.
7.
Зейналов К.И. Гармонизация межнациональных отношений в стратегии государственной национальной политики Российской Федерации: проблемы и противоречия // Среднерусский вестник общественных наук.
2016. № 4. С.86-89.
8.
Из истории создания Конституции Российской Федерации: конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 -
1993 гг.): в 6 т. Т. 1. / Фонд конституц. реформ; под общ. ред. О.Г. Румянцева.
- М.: Волтерс Клувер, 2015. 1119 с.
1.
Абдулатипов Р.Г. Правовое обеспечение национальной и федеративной политики
Российского государства
//Российский конституционализм: проблемы и решения: материалы международной конференции. Москва, 1999. С. 79-85.
2.
Артемов В.Ю. Законодательные проблемы защиты информации с ограниченным доступом в компьютерных сетях // Научный журнал
Саратовского государственного педагогического университета: к 170- летнему юбилею. Саратов: САРГПУ, 2016, 2016. Вып. 4. С. 115-125.
3.
Брижков В.М. Теория и практика информационного права: методология кодификации информационного законодательства РФ //
Правовая информатика. 2017. № 1(37). С. 70.
4.
Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ
25 декабря 2014 г. № Пр-2976) // Российская газета от 30 декабря 2014 г. № 298.
5.
Второй (внеочередной)Съезд народных депутатов РСФСР, 27 ноября-15 декабря 1990 г.: стенограф. отчет: в 6 т. Т. 3. М.: Республика, 1992.
6.
Градовский А. Национальный вопрос в истории и литературе //
Собр. соч. – Санкт-Петербург, 1901. Т. 6. 309 с.
7.
Зейналов К.И. Гармонизация межнациональных отношений в стратегии государственной национальной политики Российской Федерации: проблемы и противоречия // Среднерусский вестник общественных наук.
2016. № 4. С.86-89.
8.
Из истории создания Конституции Российской Федерации: конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 -
1993 гг.): в 6 т. Т. 1. / Фонд конституц. реформ; под общ. ред. О.Г. Румянцева.
- М.: Волтерс Клувер, 2015. 1119 с.
65 9.
Кардашова И.Б. О проблемах исследования обеспечения национальной безопасности // Административное право и процесс. 2014. № 5.
С. 29-32.
10. Клементьев Д.Ю. Государственная национальная политика
Российской Федерации // Вестник Московского Государственного
Областного Университета. 2015. №1. С. 75-78.
11. Климов О.Н. Национальная безопасность России в условиях глобализации (политологический анализ): автореф. дис. ... канд. полит. наук.
– Москва, 2003. 29 с.
12. Конин
Н.М.
О правовых основах и особенностях государственного регулирования в сфере национальных отношений //
Вестник Саратовской Государственной Юридической Академии. 2017. №3.
С. 94-97.
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
14. Концепция (Основы государственной политики) национальной безопасности РФ // Правительственный курьер. 1997. № 21-22. С. 14.
15. Кортунов С.В. Национальная и международная безопасность:
Концептуальные основы. Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. 307 с.
16. Кузнецов
В.Н.
О социологическом преодолении фундаментального противоречия между свободой человека и его безопасностью // Безопасность Евразии. 2003. № 2. С. 7-52.
17. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. –
Москва: ИНФРА, 2014. 432 с.
18. Лопатин В.В. Русский толковый словарь. М., 1994. 834 с.