Файл: Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39
- ведет переговоры и подписывает международные договоры
Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии
Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности и т. д. [38].
Важнейшим направлением деятельности Президента РФ, наряду с обороной, является обеспечение безопасности государства, поддержание общественного порядка в стране. Он формирует и возглавляет Совет
Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом.
В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президенту РФ предоставлено право вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указы о введении военного и чрезвычайного положения подлежат утверждению
Советом Федерации.
Режим и порядок введения военного и чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами. Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом № 1- ФКЗ (ред. от
01.07.2017) «О военном положении» от 30 января 2002 г., Президенту РФ принадлежат важные полномочия в связи с обеспечением военного положения в стране либо на части ее территории.
Цель введения военного положения - создание условий для отражения или предотвращения агрессии против государства. Период действия военного положения устанавливается указом [39].
Таким образом, обеспечение национальной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации.

40
1   2   3   4   5   6

2.2 Деятельность Президента РФ по обеспечению национальной
безопасности
Основной необходимостью развитого общества и любого демократического государства выступает потребность в безопасности, в защите от нежелательных внешних воздействий и различных внутренних угроз. Верховенство права, стабильная власть, эффективные социальные, политические и экономические факторы роста, высокий уровень культуры и повышения уровня образования граждан выступают гарантом экономической безопасности как важного элемента национальной безопасности любой страны.
Учитывая это, социально-экономическое и общественно-политическое положение РФ на современном этапе предопределяет научное исследование проблем национальной безопасности регионов РФ. Объективными факторами, которые также актуализируют необходимость исследования проблем институционального обеспечения национальной безопасности регионов РФ, является рост ее роли и значения в системе национальной безопасности страны.
Разработка концептуальных положений, методических и практических рекомендаций институционального обеспечения национальной безопасности регионов РФ выражает не только запрос экономической теории, но и потребность хозяйственной практики.
Сущность национальной безопасности заключается в том, что она является базой для любых других направлений, проявлений и ответвлений безопасности государства, благодаря знаниям этого ответвления можно также предусмотреть последствия внешних или внутренних действий с целью уменьшения их возможного негативного или увеличение позитивного влияния на развитие государства.
Важно отметить, что национальная безопасность государства является комплексной системой, которая сама по себе тоже имеет много ответвлений

41
(направлений): сырьево-ресурсная, энергетическая, финансовая, технологическая, продовольственная, социальная, демографическая, экологическая и др. [58, с. 168].
Принципами государственной политики обеспечения национальной безопасности выделим те, соблюдение которых в посттрансфармационный период развития социально-экономической системы создаст надлежащие предпосылки для восстановления и стабилизации экономики:
- внедрение и реализация модернизационных преобразований;
- совершенствование нормативно-методического обеспечения;
- распространение социально ответственного осуществления хозяйственной деятельности;
- повышение качества отношений «государство-бизнес»;
- стимулирование инновационности и эффективного использования ресурсов;
- адаптация субъектов экономики к конкурентной борьбе в условиях глобализации и мегарегионализации мировой экономики;
- введение структурных трансформаций национальной экономики.
«Место РФ, состояние ее национальной безопасности в мировом экономическом пространстве определяется неоднозначно. С одной стороны, страна имеет существенные конкурентные преимущества, а также один из крупнейших в Европе структурно разветвленный промышленный комплекс, перспективнее агропромышленное производство, треть запасов чернозема и
27% черной земли Европы, занимает шестое место в мире по экспорту стали, седьмое - по экспорту новейшего оружия, владеет передовыми аэрокосмическими технологиями, имеет высокий научно-образовательный и технический уровень кадрового потенциала, современную сеть высшей школы. С другой стороны, по базовому показателю международной экономической классификации, объему ВВП на душу населения, Россия относится к странам со средним уровнем развития» [58, с. 169].


42
Общественные институты всегда выражают/защищают чьи-то интересы. Они и субъекты, и объекты институтов хозяйственного порядка.
Будучи составной частью экономического порядка, они олицетворяют экономические отношения и направляют их на достижение целей, реализацию потребностей и интересов [54, с. 57].
Органы обеспечения национальной безопасности, ориентированные на обеспечение национальной безопасности, является одной из решающих доминант устойчивого развития.
Ведь национальная безопасность, будучи синтетической категорией, имеет достаточно широкую интерпретацию, и, прежде всего, в контексте сбалансированного развития предотвращает нарушение воспроизводственных пропорций, дисбаланса связей между различными компонентами системы, обеспечивает устойчивость экономической системы, повышает способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. При этом именно институциональный вектор через правовые, политические, экономические механизмы может обеспечить целостность национальной системы, усилить ее способность сохранять динамическое равновесие, успешно адаптироваться к эндогенным и экзогенным вызовам, эффективно преодолевать кризисные явления.
Интересы государства в области национальной безопасности заключаются в создании благоприятных условий для развития личности, для реализации конституционных прав и свобод граждан, для процветания экономического потенциала страны, в усилении патриотизма и сплоченности людей, в сохранении национального единства и обеспечении незыблемости суверенитета страны.
Под угрозой в области национальной безопасности следует понимать совокупность условий и факторов, которые могут создать прямую или косвенную возможность нанесения ущерба экономическим, военным, политическим, социальным, экологическим ценностям нации и государства.
Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации

43 государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Угрозы, которые наиболее резко сказываются на состоянии российского общества, — это угроза в военной сфере, угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации, угроза безопасности в социальной сфере, террористическая угроза.
Угроза в военной сфере. Россия всё также продолжает наращивать свой военный потенциал, ведь нередко вспыхивают новые политические конфликты, которые сопровождаются применением оружия и военной техники. Есть вероятность наступления боевых действий рядом с границей
РФ или даже на ее территории, что сохраняет необходимость усиления внимания в данной сфере.
Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Численность населения с годами растет, но необходимые для жизни природные ресурсы не успевают восполняться, что приводит к ухудшению природной и экологической ситуации как в стране, так и во всем мире. Нередки случаи, когда заводы и комбинаты выбрасывают ядовитые отходы в воду или воздушное пространство, что, несомненно, негативно сказывается на здоровье населения, поэтому эта угроза стоит достаточно остро в наше время.
Угроза безопасности в социальной сфере. В России всё также растет население, живущее за чертой бедности или получающее лишь прожиточный минимум, которого, в связи с ростом цен, не хватает для нормального существования.
Это ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала страны, что резко негативно сказывается на динамике духовного и экономического развития, поэтому и является угрозой национальной безопасности.


44
Террористическая угроза. Сохраняется и угроза совершения террористических актов, где подвергаются физическому и моральному насилию ни в чем не повинные граждане. Государство также занимается вопросом повышения безопасности в данной сфере с целью создания условий для комфортной жизни населения.
Таким образом, национальная безопасность является неотъемлемой и важнейшей задачей государства. Достойное обеспечение национальной безопасности приведет к стабилизации и развитию общества. Для этого необходимо учитывать в комплексе национальные интересы и основные угрозы национальной безопасности.
В целях обеспечения национальной безопасности и дальнейшей реализации государственной политики по противодействию экстремизму в
Российской
Федерации
Президент
РФ утвердил
«Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», в которой он определил цели, поставил задачи и указал основные направления деятельности государства в этой сфере [43].
В соответствии с Указом Президента РФ «О Концепции национальной безопасности
РФ» в вопросах национальной безопасности институциональное сопровождение осуществляют:
- Президент РФ;
- Государственная Дума РФ;
- Правительство РФ;
- Совет безопасности РФ;
- министерства и другие центральные органы исполнительной власти;
- Центральный Банк РФ;
- суды общей юрисдикции;
- Прокуратура РФ;
- местные государственные администрации;

45
- Федеральная служба безопасности
РФ,
Государственная пограничная служба РФ и другие военные формирования, образованные в соответствии с законами РФ.
Президент РФ как глава государства, гарант государственного суверенитета, территориальной целостности РФ гарантирует соблюдение положений Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, является
Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ и Председателем
Совета безопасности РФ осуществляет общее руководство в различных сферах национальной безопасности РФ.
Президент РФ осуществляет общее руководство политикой обеспечения национальной безопасности страны.
Обеспечение обороны страны и поддержание безопасности является главной задачей любого государства. Президент страны, являясь главой государства, наделен полномочиями в области обороны и безопасности государства. В п.1 ст. 87 Конституции РФ указано, что Президент
Российской
Федерации является
Верховным
Главнокомандующим
Вооруженными Силами Российской Федерации и в случае агрессии против
Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент
Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
В Российской Федерации действует Военная доктрина, утвержденная
Президентом РФ 25.12.2014 №Пр-2976, где более широко раскрыты полномочия главы государства в области военной обороны страны. К примеру, Президент наделено полномочиями по назначению и освобождению от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ, утверждает военную доктрину, он является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами РФ.
В соответствии с данной доктриной глава государства имеет право:
- в любой момент взять на себя командование;


46
- отдавать приказы Министерству обороны страны;
- руководить министром обороны;
- вводить военное положение в случае угрозы и агрессии в отношении нашего государства, но с условием незамедлительного уведомления Совета Федерации и Государственной Думы.
Анализ норм Конституции РФ, где гл. 4 посвящена вопросам определения статуса и основных полномочий Президента РФ, позволяет утверждать, что одной из важнейших функций Президента РФ является именно защита национальной безопасности России.
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики нашей страны, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ст. 80 Конституции РФ).
В научной литературе не сложилось единого подхода в оценке поиска баланса полномочий, которым должен быть наделен глава государства, поэтому большая часть дискуссий сводится к проблеме гиперполномочий и возможных злоупотреблений властью и создания системы контроля и надзора за президентской деятельностью. Тем не менее, есть и часть умеренно-консервативно настроенных исследователей, которые считают, что большой массив полномочий и возвышение главы государства в системе государственного управления это результат сложившейся и характерной для
России модели управления, которая органично вписывается в ментальные, исторические и социокультурные представления народа о государственной власти. В этой связи институт примогенитуры как представление складывающего свои полномочия президента и представляющего народу для избрания своего приемника на пост нового главы государства становится неотъемлемой частью (отличительной чертой) правовой системы России.
Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-Ф3, следующие:

47
- определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;
- утверждает стратегию национальной безопасности Российской
Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
- в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;
- принимает в соответствии с законодательством Российской
Федерации: решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
- решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты: информации и государственной тайны; населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами н федеральными законами [13].
Отметим также, что за последние два десятилетия полномочия президента страны расширились во много раз. Когда действующий глава