Файл: Главное управление образованияГомельского областного исполнительного комитетаГосударственное учреждение образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 дополнения), и утверждается в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утверждённой постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 №4 (с изменениями и дополнениями)
5 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ САМОКОНТРОЛЯ
2.1. Цель – установление соответствия функционирования и развития учреждения образования требованиям образовательных стандартов общего среднего образования, учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, иным требованиям, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства, регламентирующими деятельность УОСО, с установлением причинно-следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного процесса.
2.2. Задачи самоконтроля: получить объективную информацию о состоянии преподаваемых учебных предметов, воспитательной, методической работы и других направлений деятельности учреждения образования; выявлять соответствие организации образовательного процесса нормативны правовым актам и инструктивно-методическим документам в сфере образования; анализировать достижения и выявлять трудности в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития учреждения образования, выработать предложения по совершенствованию образовательного процесса; стимулировать профессиональное развитие педагогов, оказывая методическую поддержку; повышать ответственность и заинтересованность педагогических работников в соблюдении научно и нормативно обоснованных требований к содержанию, формам и методам обучения и воспитания; определить результативность мер по тому или иному вопросу, принятых руководителем или его заместителями; изучить и обобщить положительный опыт работы для его широкой трансляции, а также подготовки педагогов к процедуре аттестации.
5
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 №4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (с изм. и доп.) гл.4,п.52

22 3. ФУНКЦИИ САМОКОНТРОЛЯ
Основными функциями самоконтроля являются: диагностирующая
(выявление уровня готовности, отслеживание изменений), мотивационная
(согласование интересов каждого и объединение их в общий компонент или направление для достижения цели), мониторинговая (система сбора фактической информации, её сравнение с прогнозируемыми результатами для своевременной корректировки), коррекционная (внесение корректив в деятельность посредством принятия управленческих решений и других мер), оценочная (характеристика объективной реальности, основанная на максимальной конкретизации фактов), воспитательная (побуждение к непрерывному развитию, творческой деятельности, повышению профессионального мастерства).
4. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
4.1. Основанием для проведения планового самоконтроля является перспективный график контроля за состоянием преподавания учебных предметов (разрабатывается на 5 лет и утверждается директором УОСО.
Каждый учебный предмет планируется к контролю не реже 1 раза в 5 лет), план самоконтроля на учебный год. Мероприятия самоконтроля, запланированные на конкретный учебный год, доводятся до членов педагогического коллектива перед началом учебного года (посредством размещения электронного проекта плана самоконтроля в локальной сети
УОСО, рассмотрения на педагогическом совете
УОСО).
После ознакомления педагогов с планом работы УОСО на учебный год и его утверждением приказом директора (план самоконтроля составная часть этого плана), мероприятия самоконтроля являются обязательными для исполнения;
4.2. Основанием для проведения оперативного контроля является необходимость установления фактов, проверки сведений о нарушениях, указанных в обращении учащихся, их законных представителей, других граждан, урегулирования конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса, а также заявление педагогического работника на аттестацию (однако при эффективном управлении заместителем по ВР аттестационными процессами педагога социального, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования и определении перспектив этой деятельности – аттестация педагогических работников может стать целью планового контроля).
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ
5.1.
Направления самоконтроля определяются руководителем учреждения образования исходя из необходимости обеспечения его функционирования в режиме развития в рамках законодательства и в соответствии с инструктивно методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь:


23 5.1.1. Организации учёта детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;
5.1.2. Реализации утверждённых образовательных программ и учебных планов, соблюдения утверждённых учебных графиков;
5.1.3. Организации безопасного режима образовательного процесса, учебно-методического и информационного, материально-технического, санитарно-гигиенического, психологического обеспечения;
5.1.4. Качество образовательного процесса (состояние преподавания учебных предметов, реализация нового предметного содержания, развитие учебной и познавательной активности учащихся, эффективность использования современных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях, реализация внутрипредметных и межпредметных связей на учебных занятиях как условие достижения предметных и метапредметных результатов обучения учащихся, обеспечение доступности получения учащимися, имеющими высокую или повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, имеющими трудности в обучении общего среднего образования и др.);
5.1.5. Качество результатов образования (соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся, текущего контроля результатов учебной деятельности, степень сформированности у учащихся специальных предметных и метапредметных умений и навыков, результативность работы с высокомотивированными, одаренными учащимися; динамика здоровья учащихся; удовлетворение образовательных запросов учащихся и их законных представителей и др.);
5.1.6. Состояние методической работы с кадрами (эффективность повышения квалификации, самообразования, результативность работы методических формирований, аттестация, удовлетворенность методической работой и др.);
5.1.7. Качество воспитательной работы (эффективность организации воспитательной работы в классе, уровень воспитанности учащихся, эффективность работы СППС, инновационных форм, методов и приёмов в воспитательной работе, эффективность и результативность профориентационной работы в УОСО (классе), использование электронных образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе; удовлетворенность учащихся и родителей содержанием воспитательных мероприятий, качество проведения классных и информационных часов, эффективность и результативность образовательного процесса в объединениях по интересам, участия я


24 районных, областных, республиканских мероприятиях воспитательной направленности и др.);
5.1.9. Выполнения управленческих решений, решений педагогического совета, совета учреждения образования.
5.1.10. Ведения документации (классные журналы; тетради для контрольных, лабораторных и практических работ; дневники).
6. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ САМОКОНТРОЛЯ
6.1. При обеспечении самоконтроля используются два вида: фронтальный контроль – осуществляется с целью глубокого, всестороннего одновременного изучения объекта управления; тематический контроль – направлен на углубленное изучение отдельного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, методического формирования или отдельного педагога на различных ступенях общего среднего образования; в системе воспитания.
6.2. При планировании мероприятий самоконтроля используются следующие формы: персональный, классно-обобщающий, тематически- обобщающий, предметно-обобщающий, комплексно-обобщающий, обзорный.
6.3. Основными методами реализации мероприятий самоконтроля являются: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, устная или письменная проверка обученности учащихся, изучение документации, анализ посещенных учебных занятий, воспитательных мероприятий, заседаний методических объединений, интервьюирование и др.
7. ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЯ
И
ПРОВЕДЕНИЕ
САМОКОНТРОЛЯ
7.1. Самоконтроль осуществляет директор учреждения образования или по его поручению заместители директора (в соответствии с курируемым направлением деятельности согласно должностной инструкции). К проведению самоконтроля могут привлекаться руководители методических объединений, педагоги-психологи, педагоги социальные, другие специалисты учреждения образования в соответствии с приказом директора по организации самоконтроля и оговоренной в приказе программой самоконтроля.
7.2. Если к осуществлению самоконтроля кроме представителей администрации учреждения образования привлекаются иные специалисты, директор издает приказ о цели, датах начала и окончания предстоящих мероприятий самоконтроля, создании комиссии и её составе, разработке программы самоконтроля, сроках предоставления итоговых материалов, формах их рассмотрения.


25 7.3. Заместитель директора, курирующий направление самоконтроля, разрабатывает программу самоконтроля, которая конкретизирует изучаемые вопросы, обеспечивая их комплексный анализ, для подготовки итогового документа по результатам самоконтроля, распределяет обязанности членов комиссии (в случае ее создания). Программа самоконтроля утверждается директором, доводится до сведения членов комиссии самоконтроля и до других педагогических работников.
7.4. Продолжительность тематического или фронтального самоконтроля не должна превышать 7–14 дней с посещением не более 5 учебных занятий, других мероприятий у одного педагогического работника.
Сроки самоконтроля могут быть изменены (готовится соответствующий приказ) в случае отсутствия (по уважительной причине) педагога, в отношении которого осуществляется самоконтроль, или члена комиссии по самоконтролю.
7.5. При проведении планового самоконтроля не требуется дополнительно предупреждать учителя
(в отношении которого осуществляется контроль), при условии наличия в плане самоконтроля учреждения образования на учебный год информации о сроках проведения самоконтроля, содержании, цели, объекте, виде, форме, методах и ответственных исполнителях.
7.6. При проведении оперативного самоконтроля педагогический работник (в отношении которого он осуществляется) предупреждается не менее чем за полтора астрономических часа до посещения. В экстренных
(чрезвычайных) случаях директор и его заместители могут осуществлять мероприятия контроля в отношении конкретного специалиста учреждения образования без предварительного предупреждения.
7.7. Члены комиссии по самоконтролю имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету самоконтроля.
7.8. Опросы, анкетирование, тестирование учащихся проводятся по согласованию с педагогом-психологом учреждения образования (или при его непосредственном участии в разработке соответствующих вопросов и проведении).
7.9. Осуществляющий самоконтроль работник учреждения образования несет ответственность за: качественную подготовку к проведению мероприятий контроля деятельности педагогического(их) работника(ов) (далее – коллег); тактичное отношение к коллегам во время проведения мероприятий самоконтроля;

26 доведение информации по итогам самоконтроля до коллег(и) в отношении которого(ых) он осуществлялся до вынесения результатов на обсуждение; исполнение мероприятий самоконтроля в отведенные (приказом директора) сроки; объективность сведений, выводов, касающихся деятельности коллег, в отношении которого(ых) осуществлялся самоконтроль; соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в работе коллег, в отношении которых осуществлялся контроль, при условии устранения их в процессе самоконтроля; подготовку итоговой информации по результатам самоконтроля (в соответствии с определённой программой самоконтроля, сферой изучаемой деятельности конкретного члена комиссии).
7.10.
При обнаружении в ходе самоконтроля нарушений законодательства Республики Беларусь в области образования о них сообщается директору учреждения образования.
7.11. Педагогический работник, результаты деятельности которого изучаются, должен быть своевременно ознакомлен с выводами и рекомендациями по итогам контроля.
8. ДОКУМЕНТЫ В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ
8.1. Процесс самоконтроля в учреждении образования сопровождается определённой документацией.
8.2. Для организации самоконтроля готовятся следующие документы в учреждении образования:
Положение о самоконтроле; план самоконтроля на текущий учебный год; приказ об организации самоконтроля (если самоконтроль осуществляет директор и его заместители приказ не пишется, при условии соответствия планированию на текущий учебный год); программа самоконтроля (при условии создания комиссии по самоконтролю).
8.3. По итогам проведения самоконтроля в учреждении образования готовятся документы: аналитическая информация или справка по итогам контроля; протоколы заседаний органов самоуправления учреждения образования, совещаний и т.д., где рассматривался вопрос, тексты докладов, выступлений, прилагаемые к протоколам заседаний; приказ об итогах самоконтроля.
8.4. Документация по результатам самоконтроля хранится в учреждении образования в течение 5 лет.


27 9. РЕЗУЛЬТАТЫ САМОКОНТРОЛЯ
9.1. Результаты самоконтроля оформляются в форме информации или справки о результатах контроля
*
(в названии указывается конкретный объект и содержание контроля. Например, «Информация по итогам контроля деятельности классных руководителей V классов по эффективности и результативности проведения информационных часов»). Содержание итогового материала должно содержать подтверждающие факты с указанием точных сроков, полных сведений о цели, дате контроля (посещения), ФИО, должности, квалификационной категории педагогического работника, в отношении которого осуществлялся самоконтроль, количестве учащихся в классе и т.д., а также отражать практику педагогической деятельности
(ссылки на конкретные факты), выводы и рекомендации. В содержании информации (справке) по итогам контроля необходимо также указать результаты всех использованных для самоконтроля методов (анкетирование, наблюдение, посещение занятий и т.д.), которые по совокупности свидетельствуют об объективности изложенных фактов.
9.2. Информация о результатах проведенного самоконтроля доводится до педагогических работников учреждения образования в течение 7 дней с момента завершения изучения.
9.3. Педагогические работники после ознакомления с результатами самоконтроля должны поставить подпись под информацией (справкой) по итогам самоконтроля. Они вправе сделать запись о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным вопросам и выводам, а также обратиться в комиссию по разрешению споров первичной профсоюзной организации учреждения образования.
9.4. Итоги самоконтроля в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел могут обсуждаться на заседании педагогического совета, совещании при директоре, заместителе директора, оперативном совещании педагогического коллектива, заседании методического объединения, методического совета (при его наличии).
9.5. Директор учреждения образования по результатам самоконтроля издаёт соответствующий приказ, посредством которого: организует обсуждение итоговых материалов самоконтроля коллегиальным органом или в индивидуальной форме; назначает сроки проведения повторного контроля с привлечением определенных специалистов;
*
Целесообразно учреждению образования самостоятельно определить и записать в Положении о самоконтроле как будет называться этот документ «информация по итогам контроля…» или «справка по итогам контроля…», обеспечив единообразие названия документа по итогам самоконтроля.