Файл: Трудовые конфликты и пути их решения.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- исследование причин конфликта;

- описание хода конфликта;

рассмотрение возможностей разрешения конфликта;

- выявление основных ошибок, допущенных конфликтующими сторонами.

Так, Москвин В.А. описывает продолжительный трудовой конфликт, происходивший на заводе «Форд Фокус» в г. Всеволжске в 2005-2008 годах. Как мы видим, данный социально-трудовой конфликт имел большую продолжительность .

По мнению автора, отсутствие запланированных компанией результатов по продажам данных автомобилей в России имеет одной из причин данный конфликт. Как считает Москвин В.А., материалы книги окажут пользу людям, принимающим решения, таким как руководители компаний, профсоюзов, специалисты по работе с персоналом. Исследование трудовых конфликтов - это междисциплинарная проблема.

Как считает автор, реализация технологически сложных проектов является одной из самых острых проблем в России, и в будущем эта проблема останется столь же актуальной, поскольку через 10-15 лет в России возникнут проекты 6го технологического уклада. Он так же, как и специалисты статистических бюро, отмечает рост забастовочного движения в России. Также, по его мнению, подобная забастовка может иметь негативные последствия для экономики России в целом, а также для инвестиционного климата в стране.

Конфликт между администрацией и рабочими на заводе «Форд» в городе Всеволжске Ленинградской области стал широко известен, это была первая в новейшей истории России забастовка на иностранном предприятии. Причиной забастовки стало отсутствие достижения согласия между администрацией завода в отношении заработной платы. Работники завода требовали повышения заработной платы на 35%, в то время как администрация была согласна лишь на 11%.

Представители Ford в России заявили, что запланированная профсоюзом на 20 ноября забастовка не решит поставленных задач. Об этом заявил директор завода Ford во Всеволожке Тео Штрайт. Согласно заявлению, запланированная профсоюзом на 20 ноября забастовка не сможет привести к удовлетворению выдвигаемых требований: коллективный договор, подписанный в начале этого года, действует до конца февраля 2008 г. Что касается будущего договора, то стороны должны приступить к обсуждению его условий с 26 ноября .


ноября забастовка была начата, и по данных профсоюза, лидером которого являлся Алексей Этманов, в ней приняли участие около 1500 человек; был остановлен конвейер, на котором ежедневно производились 300 автомобилей. Также сотрудники блокировали работу организации всеми доступными им способами.

Администрация завода придерживалась аргумента, что заработная плата в регионе не соответствует требованиям, выдвигаемым сотрудникам (то есть средняя зарплата по региону ниже требуемой сотрудниками Ford Russia). Как озвучил свою позицию профсоюзный комитет, данная позиция руководства ЗАО «Форд Моторс Компани» была оскорбительной по отношению с сотрудникам предприятия. Также по мнению профсоюзного комитета, в будущем прибыль компании должна была значительно повыситься, в связи с чем требованием повышения заработной платы было обоснованным.

Итак, мы видим, что причиной конфликта в данной ситуации выступили условия труда, а именно, размер заработной платы. В качестве аргументов повышения заработной платы сторона работников выдвигала следующие аргументы:

1. Экономическая состоятельность компании, то есть возможность выплачивать сотрудникам запрашиваемую заработную плату

2. Ожидаемая экономическая выгода, которую компания получит, в том числе, при помощи труда сотрудников.

В качестве контраргументов, на основании которых администрация компании выдвигала следующие:

1. Ни на одном предприятии в данном регионе не выплачивалась заработная плата, запрашиваемая сотрудниками компании, то есть не было прецедента выплаты столь высокой для данного региона заработной платы;

2. С рабочими компании был заключен коллективный договор до конца февраля 2008 года; администрация компании была не настроена серьезно менять условия договора до истечения срока его действия;

3. Администрация завода не желала менять условия договора под давлением, а именно, под угрозой забастовки.

29 ноября на работу вышли сотрудники, которые решили не принимать участия в забастовке . Разумеется, производство автомобилей резко упало - до 66 в сутки при норме в 300. 14 декабря лидер профсоюза предложил временно приостановить забастовку по причине того, что средства профсоюза, выделенные на обеспечение забастовки, заканчивались. За весь период забастовки были недовыпущены порядка 5000 автомобилей, чтобы компенсировать нехватку автомобилей, была увеличена поставка автомобилей итальянской сборки, что, разумеется, сократило прибыль.



Негативными последствиями конфликта для компании оказались:

1. Падение производства автомобилей в период забастовки рабочих, а следовательно, недополученная выгода. Эксперты оценили ежедневные потери от простоя в 3-6 млн. долларов;

2. Снижение лояльности работников предприятия к компании, а значит, теоретически, снижение качества и скорости работы, а также такие последствия как снижение имиджа компании в связи с негативными отзывами сотрудников в глазах других потенциальных сотрудников, а также деловых партнеров, и даже откровенное вредительство, призывы к которому были размещены в интернете (призывы саботировать работу компании, и также конкретные действия, направленные на саботаж). Также вредительством можно считать размещение в сети сотрудниками компании VIN-кодов автомобилей, выпущенных в период забастовки, что можно считать шагом, направленным на подрыв репутации компании, доверия к продукции («в минувшие выходные в интернете появился список VIN-кодов автомобилей, сошедших с конвейера в дни забастовки, когда работала смена рабочих, отказавшихся бастовать. Бастующие заявили, что качество сборки автомобилей вызывает у них сомнения. Это связано с тем, что у конвейера, по мнению бастующих, зачастую стоят малоопытные сотрудники или те, кто не имеет представления о данном участке работы, но вынужден заменять двоих-троих сотрудников, которые не желают работать. Сообщается также, что дилерам уже поступают звонки от «ждунов» - записавшихся в очередь на Ford Focus. Те заранее требуют, что бы им достался "полноценно собранный" автомобиль. Впрочем, позже появилась информация, что никаких списков в Сеть никто не выкладывал . Таким образом, из этого пункта (снижение лояльности сотрудников), следуют и некоторые другие:

1. Снижение качества продукции;

2. Ухудшение имиджа продукции и самой компании в глазах потребителей;

3. Ухудшение имиджа компании в глазах партнеров как результат срывов сроков поставки;


4. Штрафы в связи со срывами сроков поставки продукции;

5. Удорожание продукции в связи с повышение заработной платы рабочим и, как следствие, меньшие объемы рынка, меньшие объемы продаж;

Негативные последствия забастовки для сотрудников компании:

1. Отсутствие заработной платы для каждого сотрудника, участвовавшего в забастовке, за период забастовки;

2. Снижение лояльности руководства компании к бастующим сотрудникам и, как следствие, возможное нежелание руководства компании улучшать условия труда, идти навстречу просьбам сотрудников;

3. Ухудшение репутации компании и снижение объемов продукции, что потенциально ведет к увольнению части сотрудников.

Негативные последствия для потребителей:

1. Срывы поставок продукции и, как следствие, невозможность получить вовремя свой заказанный автомобиль;

2. Беспокойства, связанные с сомнениями в качестве приобретенного автомобиля;

3. Потенциальные покупатели лишились возможности сэкономить, купив качественный автомобиль в средней ценовой категории, т.к. в итоге цена автомобиля выросла.

Негативные последствия для государства:

1. Недополученные налоги в связи со снижением количества выпущенной продукции в дни забастовки, а также впоследствии в связи с уменьшением количества заказов из-за уменьшения доверия к продукции, удорожания продукции;

2. Средства, потраченные на обеспечение контроля за тем, чтобы забастовка проходила в рамках законов и подзаконных актов Российской Федерации;

3. Ухудшение инвестиционного климата страны, и, как следствие, не открытые производства, недополученные налоги.

Интересно, что А. Этаманов, возглавивший профсоюз «Форда», получил возможность стать лидером профсоюза и обрел известность во многом благодаря именно администрации завода, которая направила своего сотрудника, выросшего с должности электрика-сварщика до мастера цеха, на международную профсоюзную конференцию в Бразилии. Также стоит отметить, что забастовка в феврале 2007 года была признана незаконной, т.к. трудовой спор не был зарегистрирован профсоюзом в установленном законом порядке, однако, несмотря на решение суда, забастовка была продолжена.


Таким образом, мы видим, что администрация завода косвенно сама стала причиной возникновения забастовки, дав образование будущему лидеру профсоюза, а также столкнулась с нежеланием сотрудников решать спор в правовом порядке.

Администрация завода оказалась в сложной ситуации, так как даже выполнение требований бастующих по повышению заработной платы на треть не гарантировало бы отсутствия дальнейших требований и забастовок, так как в своих требованиях профсоюз апеллировал к заработной плате коллег в странах Европы и Америки, а также использовал такие формулировки как «обеспечение достойного уровня жизни». Однако даже при требуемом повышении заработной платы с 21.5 тысяч рублей до 28 сотрудники могли увеличивать свои требования, т.к. определение «достойный уровень жизни» является весьма расплывчатым.

Также мы видим, что решение конфликта шло не совсем в правовом русле в соответствии с законами РФ: «Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (статья 406 настоящего Кодекса) либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (статья 408 настоящего Кодекса), или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена» .

Как мы можем судить, не было попыток разрешения этого спора, также не было трудового арбитража, при отсутствии согласия руководства завода выполнить требования сотрудников те немедленно перешли к забастовке, при том, что администрация неоднократно настаивала на решении спора именно в его обсуждении.

По мнению автора, заинтересованных сторон, относящихся к конфликту, значительно больше, чем может показаться на первый взгляд, а именно, это:

- государство,

- местная власть,

компания Ford Motor,

- российские автопроизводители в общеотраслевом масштабе,

- потребители продукции,

иностранные инвесторы в России,