Файл: Трудовые конфликты и пути их решения.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хохлова О.М. анализирует динамику развития социально-трудовых конфликтов в России. Как она замечает, обострение социально-трудовых отношений произошло еще в Российской империи конца 19 века. В конце 20- х годов начались крестьянские восстания, одновременно происходила борьба со всеми слоями общества, которые не принимали правящий режим. В 1924 году произошли 151 стачка средней продолжительностью в 2.6 дней . При помощи профсоюзов было доступно законное воздействие на руководство предприятий, однако профсоюзы были слишком зависимы от государства не могли отстоять интересны работников. В период НЭПа (конец 20-х - начало 30-х годов) 2/3 трудовых конфликтов разбирались при помощи третейских судов, хотя они и не имели четкой законодательной основы . До начала 30-х годов, несмотря на аресты и увольнения, продолжались забастовки. Разумеется, весь этот период трудовые конфликты носили деструктивный характер и не вели ни к каким положительным последствиям. И.В. Сталиным эти сложности объяснялись тезисом о неизбежном росте и обострении классовой борьбы.

Во второй половине 50-х годов - начале 60-х обострились конфликты, касающиеся механизма оплаты труда, в то время как в 70-х и начале 80-х преобладали конфликты, вызванные неудовлетворительной организацией и условиями труда, а также размерами заработной платы и формами ее начисления. В этот период конфликты находили выражение в коллективных заявлениях руководству предприятий, в государственные органы, в СМИ.

С 1987 система подавления трудовых конфликтов со стороны работников перестала активно использоваться государственными органами ввиду их слабой эффективности, поэтому конфликты стали выливаться в забастовки для отстаивания своих интересов.

Возникновение рыночных отношений в стране в процессе перестройки не уменьшило количество конфликтов, напротив, их число увеличилось, так как возникло множество противоречий, вызванных переходом к новой системе, которая была не отрегулирована, или регулировалась старой правовой базой, которая не учитывала новые реалии, и, соответственно, не могла помочь в полноценном решении возникающих проблем .

Каковы были причины социально-трудовых конфликтов в этот период?

1. Снижение скорости проведения экономической реформы;


2. Снижение уровня материального благосостояния сотрудников, вызванное высокой инфляцией при сохранении существующих заработных плат;

3. Задержка заработной платы;

4. Отсутствие по-настоящему нейтральных посредников для разрешения конфликтных ситуаций между руководством и сотрудниками;

5. Сохранение директивного подхода на производстве, при котором интересы сотрудников мало учитывались или не учитывались вовсе.

Как результат, для урегулирования этой ситуации 1 июля 1991 года был введен в действие закон «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров». Согласно этому документу, трудовые споры могли решаться:

1. Комиссиями по трудовым спорам;

2. Профсоюзными комитетами предприятий;

. Районными (городскими) народными судами.

Однако, несмотря на принятие этого документа, количество трудовых конфликтов увеличивалось, и к концу 90-х годов они приняли особенно угрожающих характер (голодовки, перекрытие стратегических транспортных магистралей, захваты администрации). Постепенно рыночная экономика развивалась, и ситуация сталанормализоваться.



1.3

Причины социально-трудовых конфликтов и специфика их проявления в трудовых организациях



Впервые конфликт был рассмотрен как социальное явление в работе А. Смита «Исследование о природе и причине богатства народов» . Как следует из этой работы, причиной конфликта является деление общества на классы и экономическое соперничество между классами.

Массовые трудовые конфликты могут проявляться внешне как: митинги, собрания, забастовки, демонстрации и т.д.

По заключению Здравомыслова А.Г., существует четыре источника конфликтных ситуаций:

1. Богатство,

2. Власть,

. Престиж,

. Достоинство

По мнению ученого, любая организация проходит через ряд внутренних конфликтов в своем развитии, и существование организации невозможно без внутренней напряженности и столкновения между позициями, существующими в ней.

Специалист в области управления персоналом Кричевский Р.Л. условно выделил три группы причин возникновения трудовых конфликтов:

.Причины, порожденные трудовым процессом;

2.Причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений;

3. Личное своеобразие членов коллектива.

Другой автор, Гришина Н.В., выделила следующие причины (факторы) конфликтов на предприятиях, которые были выведены в результате изучения межличностных конфликтов в ряде предприятий:

1. Факторы, которые препятствуют достижению основной цели трудовой деятельности - получению определенных продуктов;

2. Факторы, которые препятствуют достижению вторичных целей трудовых деятельности - высокого заработка, хороших условий труда и отдыха;

3. Несоответствие поступков сотрудника нормам и ценностям, принятым в коллективе.

Также, по данным Гиришной, женщины склонны чаще участвовать в конфликтах, которые связаны с их личными потребностями (например, отпуск, зарплата), а мужчину склонны чаще участвовать в конфликтах, связанных с трудовой деятельностью (трудовые функции, организация труда).

Научно-мониторинговым центром «Трудовые конфликты» при Санкт- Петербургском гуманитарном университете профсоюзов был подготовлен краткий обзор социально-трудовых конфликтов, происходивших в Российской Федерации в 2015 году. В соответствии с данным обзором, 2015 год характеризуется для РФ как кризисный по степени общей напряженности трудовых отношений: «В течение года Научно- мониторинговым центром зарегистрировано 156 значимых социально- трудовых столкновений, которые сопровождались забастовками, остановками работы, митингами и другими протестными действиями. Информация о них вышла за пределы предприятий, эти столкновения влияли на социальную обстановку в регионах.


Напряженность в сфере трудовых отношений в последние три года росла: в 2015 году зафиксировано конфликтов на 11% больше, чем в 2014 году, и на 23% больше, чем в 2013-м. Заметной сезонности или цикличности мы не отмечаем, но первые девять месяцев 2015 года стали наиболее конфликтным периодом.

Список регионов с самым большим количеством трудовых споров претерпел некоторые изменения. К числу хронических “антилидеров”, которыми являлись Свердловская область, Приморский край, Москва, Санкт-Петербург и Челябинская область, добавились Республика Хакасия, Иркутская область и Забайкальский край. Нужно отметить, что географическая локализация конфликтных предприятий определяется распределением производительных сил, заложенным еще в советское время, но ведущую роль все же играет отраслевая принадлежность предприятия.

Кризисные отрасли остались прежними - обрабатывающие производства (изготовление машин и оборудования), строительство (промышленные объекты, транспортная инфраструктура), транспорт. Во второй половине прошлого года возросла напряженность в бюджетных отраслях (здравоохранение, образование, культура). Конфликты в 2015 году возникали также в отраслях, где ранее они не фиксировались: научные исследования и разработки, гостиничный бизнес, операции с недвижимостью. Вместе с тем трудовые споры в “новых” сферах не стали заметным трендом, были единичными».

Также в данном обзоре описаны причины возникновения трудовых конфликтов в 2015 году: «Анализируя содержание требований работников, можно отметить, что в последние три года непрерывно растет число конфликтов, обусловленных полной невыплатой зарплаты (60% всех СТК), сокращением штата и увольнениями (22% и 9%), снижением уровня оплаты труда и отсутствием индексации (4%). Средняя длительность конфликтов, связанных с невыплатой заработка, в последние два года уменьшилась (с 38 дней в 2013 году до 21 дня в 2015), что свидетельствует о более эффективной работе надзорных органов и оперативном вмешательстве органов власти… Среди наиболее весомых причин конфликтов - недостаток собственных средств у предприятий. Этот фактор в различных отраслях имел разные истоки: в автомобильной промышленности главную роль играло резкое снижение продаж автомобилей на рынке; в производстве машин и оборудования сказалось уменьшение доступной денежной массы для кредитования. В некоторых базовых отраслях (добыча полезных ископаемых, первичная металлообработка) решающее значение имели колебания цен на сырье и переделы на мировых рынках. Общим трендом можно назвать нараставшую в течение года депрессию на внутреннем рынке, совпадавшую с глобальными тенденциями».


Большая часть конфликтов произошла на крупных предприятиях численностью свыше 250 человек (79 процентов всех конфликтов в социально-трудовой сфере). Существенно меньше - на средних предприятиях численностью от 100 до 250 человек (11 процентов).

Стоит отметить, что в данном исследовании речь идет о массовых трудовых конфликтах между работниками и управляющими предприятиями, такие конфликты как межличностные конфликты между сотрудниками, конфликты между руководством предприятия, а также конфликты между сотрудниками и руководством не учитываются в данном исследовании.

По мнению специалистов центра социально-трудовых прав, в России на данный момент не существует реальной статистики трудовых конфликтов. Сотрудники центра выбрали объектом своего изучения трудовые конфликты в период кризиса, начавшегося в 2008 году . По их мнению, данные Федеральной службы государственной статистики необъективны, так как, к примеру, в 2008 было зарегистрировано 4 забастовки, в то время как в базу данных в 2008 г. попали 47 случаев, когда трудовой конфликт протекал в форме полной или частной остановки работы (то есть в 12 раз больше). По мнению авторов, «причина таких расхождений в том, что органы государственной статистики регистрируют только те трудовые конфликты, которые соответствуют закону, т.е. протекают в форме коллективного трудового спора. Процедура организации коллективного трудового спора сложна и запутанна, она подразумевает многочисленные согласования, арбитраж и необходимость признания региональными властями соответствия процедуры спора требованиям закона. Именно поэтому реальные забастовки проходят не в соответствии с законодательными процедурами, а поэтому не учитываются статистическими органами».

В соответствии с таблицей распространенности конфликтов по отраслям экономики можно увидеть, что наиболее проблемными отраслями после кризиса 2008 года были машиностроение и металлообработка, сфера транспорта и связи. Наименьшее количество конфликтов было зарегистрировано в сфере электроэнергетики, сельского хозяйства, легкой промышленности, здравоохранения, соцобеспечения, физкультуры, управления.