ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Концептуализация понятия «трудовой конфликт»
Причины социально-трудовых конфликтов и специфика их проявления в трудовых организациях
Глава 2. Социологический анализ трудовых конфликтов на современных российских предприятиях
2.1 Субъекты трудовых конфликтов и социологический анализ стратегий субъектов трудовых конфликтов
2.2 Динамика социально-трудовых конфликтов, экономические и социальные последствия
Мы видим, что причины возникновения трудовых конфликтов часто имеют свои корни в нестабильности экономики в целом, а не в нежелании пойти навстречу сотрудникам со стороны администрации, что, впрочем, не уменьшает права сотрудников отстаивать свои интересы, но снижает их шансы на удовлетворение своих требований.
В числе других негативных тенденций автор обзора отметил следующие:
1. Растет количество социально-трудовых конфликтов, протекающих вне поля трудового законодательства. Для решения экономических вопросов все чаще применяются рычаги общественно-политического давления, в споры активно включаются органы власти. Наиболее эффективными инструментами оказываются:
- вмешательство прокуратуры;
- угроза уголовного преследования недобросовестных работодателей;
- забастовка.
2. Возрастает число социально-трудовых конфликтов на предприятиях, где нет профсоюзов. Нарушения законодательства и прав работников на таких предприятиях приобретают вопиющие масштабы, а конфликты протекают в острой форме.
3. Работодатели в бюджетной сфере (управленцы, нанятые органами муниципальной и региональной власти) чаще, чем в частном секторе, прибегают к произволу, срывают выполнение коллективных договоров и соглашений или уклоняются от их заключения, оказывают давление на работников, грубо игнорируют нормы трудового законодательства. Здесь все чаще встречается правовой нигилизм, корыстное доведение до банкротства, социальная безответственность.
4. Собственники предприятий, нанятый ими менеджмент, как правило, не стремятся к снижению потерь и издержек от социально-трудовых конфликтов, в том числе от забастовок, приостановок работы и митингов, наносящих прямой ущерб.
Автор также делает вывод: «Очевидно, что решение упомянутых проблем должно стать заботой социальных партнеров и законодателей в ближайшем будущем, так как самопроизвольное развитие этих (и сходных с ними) тенденций приведет к укреплению неправовых инструментов регулирования трудовых отношений, снижению предпринимательской активности и количества рабочих мест, будет способствовать анархии в сфере труда. Последствия экономического кризиса могут быть преодолены в течение двух-трех лет, а вот деградация социально-трудовых отношений будет препятствовать подъему экономики гораздо дольше. На восстановление доверия между участниками рынка труда может уйти пятилетие. Сторонам социального диалога стоит проанализировать опыт урегулирования социально-трудовых конфликтов, накопленный в 2013 - 2015 годах, и вписать положительно зарекомендовавшие себя механизмы в систему социального партнерства, исходя из циклической повторяемости кризисов».
Прогноз: Анализ причин, состава участников, динамики конфликтов и общей экономической ситуации в регионах и отраслях позволяет прогнозировать рост числа социально-трудовых конфликтов на 10 - 15% в первом полугодии и в четвертом квартале текущего года. Территориальное размещение конфликтов останется без существенных изменений. Основными очагами напряженности будут Сибирский, Центральный и Уральский федеральные округа, весьма вероятен рост числа конфликтов в Северо- Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. В отраслевом разрезе особо заметных изменений не произойдет, наиболее конфликтными останутся предприятия обрабатывающей промышленности, металлургии, пищевой промышленности, транспортные. Источником конфликтов останется бюджетная сфера, где весьма вероятен рост протестных выступлений.
Конфликты в экономике будут протекать в более острой форме, забастовки станут проводиться чаще. Количество участников социально- трудовых конфликтов умеренно возрастет. Потери рабочего времени от митингов, забастовок, отказов от исполнения трудовых обязанностей в целом по экономике в этом году могут приблизиться к 100 тыс. человеко-дней.
Для объективности оценки ситуации с СТК в Российской Федерации стоит привести данные и другого обзора. Например, таким объективным источником можно считать центр экономических и политических реформ: «Количество трудовых конфликтов и протестов резко выросло в марте, следует из мониторинга Центра экономических и политических реформ. Проблемы в экономике только усугубят недовольство, уверены эксперты».
«Под трудовыми конфликтами эксперты ЦЭПР подразумевают задержку и снижение заработной платы, ожидаемые и фактические массовые увольнения, сокращения рабочего времени, а также протестные выступления забастовки, пикеты, митинги. Мониторинг проводился на основе сообщений в СМИ».
Мы видим, что применялся количественный анализ документов. «В марте ситуация с трудовыми конфликтами обострилась, зафиксировали эксперты. В ЦЭПР выявили 97 новых конфликтных случаев, из них перешедших в трудовые протесты - 26. За два предыдущих месяца - январь, февраль 2016 года - было выявлено всего 132 конфликтных случая, из них 18 протестов. Всего с января 2016 года зафиксировано 229 конфликтных случаев (из них собственно трудовых протестов - 44) в 69 регионах. Первый мониторинг трудовых конфликтов ЦЭПР представил в конце марта. Эксперты отмечают, что кризис (рост цен, девальвация рубля и т.д.) серьезно ударил по экономически активному населению. По данным Минтруда, которые приводят в ЦЭПР, численность безработных граждан, зарегистрированных в службах занятости, с января по март увеличилась на 7%. Согласно данным Росстата за февраль 2016 года, уровень безработицы составил 5,8%, численность безработных в феврале 2016 года по отношению к февралю 2015 года выросла на 0,4% (19 тыс. человек). Среди безработных большинство - жители городов (65,9%), существенная доля молодежи до 25 лет (22,5%). Положение работающего населения ухудшает и растущая задолженность по зарплате. К концу первого квартала 2016 года задолженность по заработной плате, согласно данным Росстата, имелась почти перед 80 тыс. работников. По последним данным государственной статистики, которые были опубликованы 18 апреля, задолженность за месяц увеличилась на 35,4%, достигнув 4,471 млрд руб.»
Как можно заметить, здесь указаны те же самые причины и тенденции СТК, которые были отмечены в предыдущем обзоре (ухудшение экономической ситуации, рост числа конфликтов).
Прогноз также является неблагоприятным: «В ЦЭПР прогнозируют, что задержки зарплат будут и в бюджетных учреждениях, а также ожидают новые волны "оптимизации" штатов. Оптимизация - это заведомо непопулярная мера, поэтому она неизбежно приведет не только к массовым сокращениям в бюджетном секторе, но и к ухудшению доступности услуг, оказываемых бюджетными учреждениями населению».
«Рост трудовых протестов, ухудшение экономической ситуации на крупных предприятиях и в отдельных секторах экономики и регионах фиксируют и в профсоюзах. "Мы знаем о стихийных выступлениях, голодовках, спонтанных пикетах, в некоторых случаях были попытки занятия предприятий в поддержку своих требований",-рассказал РБК председатель Конфедерации труда России (КТР), член президентского совета по правам человека Борис Кравченко. По его словам, работодатели в массовом порядке пытаются пересмотреть условиях коллективных договоров, которые регулируют в том числе процедуру массовых сокращений, изменения условий труда и его оплаты».
Подтверждаются данные о том, что решение конфликтов проходит вне трудового поля РФ: «Но цивилизованно выразить свой протест работники не могут - забастовку по существующей процедуре организовать практически невозможно, утверждает Кравченко. Это, по его словам, будет раздражать людей еще больше и мешает находить цивилизованный выход из конфликтных ситуаций».
Обстановка за первые три месяца 2016 года подтверждает неблагоприятный прогноз: «Всего за три месяца текущего года число трудовых конфликтов, зафиксированных в 69 регионах РФ, приблизилось к трем сотням».
2.3
Технологии разрешения трудовых конфликтов: возможности и ограничения
СТК в России регулируют Трудовой Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". На данный момент в РФ существует около общероссийских профсоюза, в которых состоят порядка 20 миллионов трудящихся. В данных профсоюзах имеются: профсоюзные группы, цеховые профсоюзные организации, иные профсоюзные подразделения. Профсоюзы подразделяются по отраслям, например: Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности, Профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, Профсоюз работников органов безопасности, Профсоюз работников здравоохранения.
Председатель ФНПР Михаил Шмаков считает забастовку неэффективным методом разрешения СТК . Наиболее эффективными способами разрешения трудовых конфликтов он считает обращения в суд и в прокуратуру (в этом оба аналитика согласны). Также он отмечает уменьшение обращений сотрудников предприятий к руководству самих предприятий на фоне увеличения количества обращений в местные органы власти, Рострудинспекцию, Правительство РФ, обращений к Президенту России Владимиру Путину. Он считает забастовку крайней мерой, к которой сотрудники НФПР прибегают только в том случае, когда были применены другие меры и они не дали должного результата. По его мнению, «до сих пор некоторые профсоюзные организации относятся к забастовке как к действию, лежащему за гранью трудового законодательства». Он считает причиной редкого обращения к забастовке несовершенство забастовочного законодательства, которое делают процедуру легального объявления и проведения забастовки слишком сложной, в результате чего забастовка может не состояться в принципе (например, собственник может отказаться фиксировать перечень минимально необходимых работ, использовать обращение к посредникам для оттягивания официального начала забастовки). В результате возможна отмена забастовки в результате усилий работодателя, что, по мнению М. Шмакова, может приводить к антигуманным мерам протеста, таким как голодовки. К этому можно добавить, что в качестве последствий подавленного конфликта могут проявляться и другие действия явного или неявного саботажа со стороны работников, например, так называемая «итальянская забастовка», когда работники выполняют свою работу строго в соответствии с инструкцией, в результате чего работа может остановиться.
Помимо того, что забастовку сложно начать, она также невыгодна для субъектов СТК - работников и работодателей, т.к. и те, и другие теряют в процессе забастовки деньги, а работодатели теряют в том числе и престиж фирмы, т.к. в Росси традиционно принято с большим сочувствием относиться к работникам, нежели к руководству фирмы. Также потери в виде недополученных налогов и ухудшения инвестиционного климата в стране переживает и государство.
Рубин, автор многочисленных работ по проблемам конфликтов и переговоров, предлагает различать следующие возможные способы урегулирования конфликтов: доминирование, когда одна сторона пытается навязать другой свою волю физическими или психологическими средствами; капитуляция - одна сторона безоговорочно уступает победу другой; уход - одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте; переговоры
стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение; вмешательство третьей стороны - индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилиия, направленные на продвижение к соглашению.
Дарендорф сводит все формы преодоления конфликта к трем основным возможностям: подавление и «отмена» конфликта как «любая попытка в корне ликвидировать противоречия» (и то и другое оценивается автором как не эффективные способы), а также «регулирование конфликтов», которое фактически и является подлинно эффективной формой работы с конфликтами. Дарендорф предлагает такую последовательность в применении различных форм урегулирования конфликтов .
П. Карневал и Д. Пруитт считают, что частое обращение к силовым методам разрешения конфликтов определяется следующими основными факторами: трудности в коммуникации сторон, непонимание друг друга; низкий уровень доверия между сторонами; убежденность, что с помощью борьбы можно до биться большего, чем с помощью переговоров; ответная реакция на силовые действия противостоящей стороны.
2.4 Анализ социально-трудового конфликта на заводе Ford в России
Существуют очень хорошие описания трудовых конфликтов, в которых проведено глубокие исследования, включающее в себя: