Файл: Заведующий кафедрой др юрид наук, профессор Е. Б. Лупарев (подпись) 2019 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) административноправовой режим чрезвычайной ситуации.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
- ведение статистической отчётности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
В режиме повышенной готовности:
- усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
- уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
- приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
-восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
В режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
- проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
- организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой системы, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации устанавливается один из следующих уровней реагирования на чрезвычайную ситуацию:
- объектовый уровень реагирования;
- местный уровень реагирования;
- региональный (межмуниципальный) уровень реагирования;
- федеральный уровень реагирования;
- особый уровень реагирования1.
Следует отметить, что при отмене режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при устранении обстоятельств, послуживших основанием для установления уровня реагирования, эти уровни отменяются.
Силы и средства, привлекаемые для ликвидации чрезвычайной ситуаций, определяются ее характером. Так для ликвидации чрезвычайно ситуации:
- локального характера осуществляется силами и средствами организации;
- муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;
- межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации1.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Так, например, Федеральная служба судебных приставов (далее – ФССП России) в соответствии с пп. 9 п. 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316, организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны, мероприятий по повышению устойчивости работы центрального аппарата ФССП России и территориальных органов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Организация работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в ФССП России осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ2 и другими правовыми актами Российской Федерации.
Перечень мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности ФССП России3:
– подготовка руководящего состава, сил и средств гражданской обороны, обучение работников способам защиты от ЧС;
– оповещение работников ФССП России об опасностях и ЧС, о порядке действий в сложившейся обстановке;
– создание и поддержание в готовности: системы управления; оповещения и связи; сил и средств ГО; имущества ГО.
– проведение эвакуационных мероприятий работников ФССП России при ЧС;
– поддержание общественного порядка при возникновении ЧС.
Руководство при чрезвычайных ситуациях в ФССП России осуществляет директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации.
В 2017 году был разработан проект положения об организации и ведении гражданской обороны (далее - ГО)1 в ФССП России. Положение определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в центральном аппарате ФССП России, ее территориальных органах и подведомственном федеральном государственном казенном учреждении «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», а также основные мероприятия по гражданской обороне в ФССП России.
Под гражданской обороной в данном проекте понимается «комплекс мероприятий по подготовке к защите и защите федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, территориальных органов ФССП России и работников организации (далее - работники ФССП России), материальных и иных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»2.
Проектом предусматривается подготовка к ведению ГО в ФССП России, которая заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите работников ФССП России, материальных и иных ценностей при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Также следует отметить, что в целях оперативного решения задач ГО, защиты от чрезвычайных ситуаций в центральном аппарате ФССП России, территориальных органах и организации должны создаваться органы управления ГО:
- подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО;
- эвакуационные комиссии;
- комиссии по повышению устойчивости функционирования.
Интересным является положение о том, что при выполнении мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций руководители ГО в пределах своих полномочий должны организовывать взаимодействие с:
- МЧС России и его территориальными органами;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления);
- территориальными органами Минздрава России;
- МВД России.
Основными функциями и полномочиями ФССП России в области ГО являются:
- принятие и доведение до территориальных органов и организации нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов ФССП России в области ГО;
- организация планирования и выполнения мероприятий ГО, включая подготовку необходимых сил и средств, в центральном аппарате ФССП России, территориальных органах и организации;
- организация устойчивого и безопасного функционирования центрального аппарата ФССП России, территориальных органов и организации при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация финансирования мероприятий ГО в центральном аппарате ФССП России, территориальных органах и организации в порядке, установленном федеральным законодательством;
- направление в установленные сроки в МЧС России доклада о состоянии ГО в ФССП России за истекший год, материалов в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сводных статистических данных о пожарах в ФССП России и других отчетных документов в области ГО.
Мы рассмотрели основные, на наш взгляд, положения данного Проекта. Хотелось бы отметить, что в данный момент он, к сожалению, так и не был подписан. Можем предположить, что в ближайшее время эта ситуация изменится. Проект определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, что также включает в себя действия ФССП России в режиме чрезвычайной ситуации, в центральном аппарате ФССП России и ее территориальных органах, а также основные мероприятия по гражданской обороне в ФССП России, регламентация которых, несомненно, необходима для обеспечения точного порядка действий работников ФССП России при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В заключении хотелось бы отметить, что взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на всех уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций заключается в скоординированной и целенаправленной их деятельности. Защита населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе единой государственной политики предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Более того, в функционировании РСЧС «встроен» дополнительный очень важный принцип - обеспечение беспрерывной постоянной готовности сил и средств, органов управления на всех уровнях, эффективная и своевременная ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
На сегодняшний день в российском государстве, во-первых, сформировалось, единая правовая нормативная база, которая определяет правовую сторону данной сферы, а во-вторых, установилась структура организации определенно действующей системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, от которой зависит как оперативность и своевременность специальных соответствующих мероприятий, так и эффективность в целом.
2.2 Административная ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Одним из аспектов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности является выполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)1 (статья 20.6) за невыполнение требований норм и правил в сфере регулирования общественных отношений, возникающих при чрезвычайных ситуациях, установлена ответственность. За невыполнение обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Для должностных лиц за непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций - установлен административный штраф в размере от десяти до двадцати тысяч рублей.