Файл: Заведующий кафедрой др юрид наук, профессор Е. Б. Лупарев (подпись) 2019 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) административноправовой режим чрезвычайной ситуации.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Правовой статус функциональных подсистем РСЧС определяется положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России. Исключение составляет сфера предупреждения и ликвидации последствий ЧС, связанных с ядерным оружием, а также функциональные подсистемы единой системы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решениями Правительства РФ, поскольку положения об указанных функциональных подсистемах реагирования и ликвидации утверждаются Правительством РФ по представлениям федеральных органов исполнительной власти, согласованным с МЧС России.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Правовой статус территориальных подсистем РСЧС определяется положениями, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.01.2018 № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года»1 Правительство Российской Федерации определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство РСЧС в соответствии с полномочиями, возложенными на него федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»2 установлен состав сил и средств РСЧС, а также утвержден перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня РСЧС.
Осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России). В связи с этим, «особое место в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России»
3, которые включают:
1) Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);
2) Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский);
3) Поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти;
4) Центр по проведению спасательных операций особого риска (Москва);
5) Авиация МЧС России;
6) Сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО РФ.
Помимо МЧС России, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 7941, в РСЧС входят: МВД России, Минобороны России, Спецстрой России, Минздрав России, Минтруд России, Росгвардия, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минприроды России, Минтранс России, Минкомсвязь России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос».
Основными задачами РСЧС в соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
- осуществление целевых и научно-технических программ, которые направлены на предотвращение чрезвычайных ситуаций и улучшение устойчивости работы организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- анализ и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- обеспечение прав и обязанностей населения при защите от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, которые непосредственно участвуют в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах1.
Несмотря на то, что большая часть задач поставлена перед РСЧС уже почти два десятилетия тому назад, решение многих из них по-прежнему затруднено. Так, по мнению профессора А.Ф. Ноздрачева, «состояние готовности к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций не обеспечивает полной безопасности населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прежде всего из-за недостаточности или малоэффективности мер предупреждающего характера, предпринимаемых органами управления РСЧС. Кроме того, практика ликвидации чрезвычайных ситуаций нередко показывает, что уровень готовности сил и средств РСЧС не всегда соответствует современным требованиям»1.
Основными функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
- подготовка документов стратегического планирования, других документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создание и приведение в действие государственных, региональных и муниципальных программ, которые обеспечивают решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создание и приведение в действие на всех уровнях РСЧС планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- реализация международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Далее хотелось бы отметить, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Постановлением Правительства от 30.12.2003 № 7942 координационными органами единой системы являются:
1) на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций;
2) на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
3) на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
4) на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Здесь же следует сказать о постоянно действующих органах управления единой системой. Ими являются:
1) на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также образованные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций;
2) на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);
3) на региональном уровне - территориальные органы МЧС России - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
4) на муниципальном уровне - создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
5) на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Так, например, в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» структурным подразделением, обеспечивающим комплексную безопасность учреждения, является Управление безопасности КубГУ.
Существует несколько режимов функционирования органов управления и сил РСЧС:
Первый - это режим повседневной деятельности. Данный режим является основным, так как он установлен «по умолчанию» и работает при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
Второй - режим повышенной готовности – когда присутствует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;
И третий - это непосредственно режим самой чрезвычайной ситуации – устанавливается при ее возникновении и ликвидации.
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Так, например, основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС в режиме повседневной деятельности, являются:
- изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- создание и приведение в действие целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
- разработка планов действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
- обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях;
- распространение знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Правовой статус функциональных подсистем РСЧС определяется положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России. Исключение составляет сфера предупреждения и ликвидации последствий ЧС, связанных с ядерным оружием, а также функциональные подсистемы единой системы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решениями Правительства РФ, поскольку положения об указанных функциональных подсистемах реагирования и ликвидации утверждаются Правительством РФ по представлениям федеральных органов исполнительной власти, согласованным с МЧС России.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Правовой статус территориальных подсистем РСЧС определяется положениями, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.01.2018 № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года»1 Правительство Российской Федерации определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство РСЧС в соответствии с полномочиями, возложенными на него федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»2 установлен состав сил и средств РСЧС, а также утвержден перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня РСЧС.
Осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России). В связи с этим, «особое место в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России»
3, которые включают:
1) Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);
2) Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский);
3) Поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти;
4) Центр по проведению спасательных операций особого риска (Москва);
5) Авиация МЧС России;
6) Сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО РФ.
Помимо МЧС России, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 7941, в РСЧС входят: МВД России, Минобороны России, Спецстрой России, Минздрав России, Минтруд России, Росгвардия, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минприроды России, Минтранс России, Минкомсвязь России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос».
Основными задачами РСЧС в соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
- осуществление целевых и научно-технических программ, которые направлены на предотвращение чрезвычайных ситуаций и улучшение устойчивости работы организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- анализ и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- обеспечение прав и обязанностей населения при защите от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, которые непосредственно участвуют в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах1.
Несмотря на то, что большая часть задач поставлена перед РСЧС уже почти два десятилетия тому назад, решение многих из них по-прежнему затруднено. Так, по мнению профессора А.Ф. Ноздрачева, «состояние готовности к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций не обеспечивает полной безопасности населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прежде всего из-за недостаточности или малоэффективности мер предупреждающего характера, предпринимаемых органами управления РСЧС. Кроме того, практика ликвидации чрезвычайных ситуаций нередко показывает, что уровень готовности сил и средств РСЧС не всегда соответствует современным требованиям»1.
Основными функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
- подготовка документов стратегического планирования, других документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создание и приведение в действие государственных, региональных и муниципальных программ, которые обеспечивают решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создание и приведение в действие на всех уровнях РСЧС планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- реализация международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Далее хотелось бы отметить, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Постановлением Правительства от 30.12.2003 № 7942 координационными органами единой системы являются:
1) на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций;
2) на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
3) на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
4) на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Здесь же следует сказать о постоянно действующих органах управления единой системой. Ими являются:
1) на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также образованные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций;
2) на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);
3) на региональном уровне - территориальные органы МЧС России - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
4) на муниципальном уровне - создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
5) на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Так, например, в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» структурным подразделением, обеспечивающим комплексную безопасность учреждения, является Управление безопасности КубГУ.
Существует несколько режимов функционирования органов управления и сил РСЧС:
Первый - это режим повседневной деятельности. Данный режим является основным, так как он установлен «по умолчанию» и работает при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
Второй - режим повышенной готовности – когда присутствует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;
И третий - это непосредственно режим самой чрезвычайной ситуации – устанавливается при ее возникновении и ликвидации.
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Так, например, основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС в режиме повседневной деятельности, являются:
- изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- создание и приведение в действие целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
- разработка планов действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
- обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях;
- распространение знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;