Файл: Методические рекомендации по обязательного зачета по учебному предмету Физическая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Методика определения показателей физического состояния

1. При определении массо-ростового показателя необходимо массу тела (вес) в граммах разделить на рост в см

2. Жизненный показатель определяется из соотношения ЖЕЛ (в мл) к массе тела в кг. Снижение показателя свидетельствует о недостаточности ЖЕЛ либо избыточном веса тела.

5. Время восстановления пульса. Считается пульс через 1, 2, 3 минуты отдыха. Результат: через 1мин-отлично; 2мин-хорошо; 3мин-удовлетворительно; 4мин-неудовлетворительно.

7. Гибкость- это способность к выполнению движений с большой амплитудой в различных суставах. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок, состояния суставов.

9. Напольным динамометром определяется сила мышц спины, оценивается соотношение силы мышц стены к массе тела, выраженное в процентах.

Критерии уровня физического состояния:



2. Корригирующая гимнастика- одна из разновидностей профилактико - лечебной гимнастики, которая проводится для профилактики нарушения осанки, опорно – двигательной системы и др. В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом.

3. Пальчиковая гимнастика – является очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Пальчиковые игры, как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явление природы.

4. Утренняя гимнастика – является одним из важных компонентов двигательного режима, её организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

5. Дыхательная гимнастика –это гимнастика, которой просто необходимо научить детей, особенно часто болеющих простудными заболеваниями. Цель дыхательных упражнений- учить детей дышать через нос, развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшить кровообращение в лёгких.

6. Зрительная гимнастика- для укрепления глазных мышц, снятия с них напряжения и активизации кровообращения глаз.

7.Ритмическая гимнастика – является одним из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое прилагает воздействие на организм ребёнка не только движением, но и музыкой.

Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца.
Билет №11

1.Личная гигиена в формировании здорового образа жизни.

2.Малые формы организации двигательной активности.

Ответ:

1.“Гигиена” - это одна из наук о здоровье человека, средствах и методах его сохранения и укрепления.

Личная гигиена” - это соблюдение основных принципов и правил данной науки каждым человеком в процессе его индивидуальной жизни.

Устанавливать жёсткий и единый для всех суточный режим: 

- выполнение различных видов деятельности в строго определенное время;

- правильное чередование трудовой, учебной деятельности и отдыха;

- регулярное, в одни и те же часы, питание:

- регулярные занятия физическими упражнениями;


- полезный досуг, полноценный сон.

Уход за телом:

уход за кожным покровом, волосами и полостью рта.

Уход за кожным покровом. Кожа имеет исключительно важное значение для нормального состояния организма. Человеческая кожа, являясь наружным покровом тела, представляет собой сложный орган, выполняющий множество важных функций, главными из которых являются:

- защита внутренней среды организма;

- выделение из организма продуктов обмена веществ;

- участие в деятельности теплорегуляционных механизмов организма.

Правильный уход за зубами

Уход за волосами

Соблюдение правил личной гигиены является одним из непременных условий, которыми характеризуется поведение культурного человека.
2.Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима

Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. 
Организация режима детей:

- чередование активной и пассивной деятельности;

- увеличение общей и мо торной плотности всех форм физического воспитания;

- использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физическому воспитанию.

Самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т. д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.


Целесообразное оснащение оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, мешочки для метания на дальность).

Формы организации:

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы в парк, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.

Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.

Пальчиковая гимнастика развивает у детей мелкую моторику, что способствует формированию речи и письма.

Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники - это активный отдых.

Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.

Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.

Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно-профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем.

Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики.

Нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

- оздорови тельный бег на воздухе;

- пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами

- гимнастика после дневного сна;

- двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

- индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;

- прогулки-походы в парк;

- корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела;

- использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.

Билет №12

1.Основные правила оздоровительной тренировки.

2.Комплекс упражнений для формирования телосложения.

Ответ:

1.Использование средств физической культуры в оздоровительной тренировке предполагает соблюдение особых требований к организации и методике занятий физическими упражнениями:

- подбор средств и методов должен обеспечивать разносторонний характер физической нагрузки


  - направленность на повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов путём увеличения функциональных возможностей организма;

 -регулярность оздоровительной тренировки;

-умеренность физической нагрузки, особенно на начальном этапе оздоровительной тренировки;

- недопустимость предельных нагрузок, перехода границы утомления (переутомления);

- не соревноваться, а стараться выполнять свой индивидуальный график;

-не полагаться только на субъективное самочувствие при увеличении нагрузок, обязательно применять методы самоконтроля и врачебно-педагогического контроля;

 -не стесняться и не бояться делать кратковременные передышки если в них ощущается необходимость .

самым главным для правильной организации занятий физическими упражнениями является умелое дозирование нагрузки.  

Стандартным блоком, являетсянедельный цикл занятий . 

Для правильного формирования недельной двигательной нагрузки необходимо соблюдение следующих правил:

При трёхразовых нагрузках в неделю целесообразно их располагать так, чтобы они выполнялись через примерно одинаковые интервалы времени (например, в понедельник, среду и пятницу). Желательно также, чтобы они выполнялись в одно и то же время дня, что необходимо для выработки биоритмического механизма регуляции.

Недельная нагрузка должна состоять из строго установленных частных объёмов нагрузки различной направленности. Особенно строго должны дозироваться оздоровительные нагрузки направленные на содействие развитию силы и выносливости. Что же касается других двигательных качеств, то оздоровительное воздействие от их развития осуществляется сопряжённо в процессе упражнений на силу и выносливость, а также в процессе выполнения нагрузок восстановительно-рекреационного характера.

  Дозирование нагрузок необходимо осуществлять таким образом, чтобы суммарный их объём составлял не менее 3-х часов в день для младших школьников, и не менее 2-х часов - для учащихся средних и старших классов.

Необходимо особо остановиться на рассмотрении оздоровительного эффекта, который достигается в процессе специализированной спортивной тренировки. Нагрузки со спортивной направленностью, преследующие , прежде всего, достижение  высоких спортивных результатов в каком-либо виде спорта, несомненно, позволяют значительно повысить уровень двигательных  возможностей.  


В процессе организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями не следует стремиться  к достижению высоких результатов в кратчайшие сроки. Для сохранения высокой активности и желания заниматься следует менять места проведения тренировок, чаще заниматься на открытом воздухе, в парке, сквере, привлекать к тренировке своих товарищей, членов семьи, взяв шефство над младшими братьями и сёстрами. Очень полезно заниматься под музыкальное сопровождение. Это повышает интерес к занятиям и способствует хорошему настроению

Тренировку обязательно следует начинать с разминки, а по завершении использовать гигиенические и восстановительные процедуры (теплый душ, ванна, сауна, массаж). При ощущении недомогания, отклонений в состоянии здоровья, переутомлении необходимо посоветоваться с учителем, тренером, врачом. Необходимо всегда помнить, что эффект тренировок будет наиболее высоким только при комплексном использовании физических упражнений, закаливания, соблюдения гигиенических правил.

Высокая оздоровительная эффективность рационального дозирования физических нагрузок особенно проявляется у школьников с недостаточным уровнем развития физических качеств. 
2.К формам занятий по развитию телосложе­ния можно отнести уроки физической культуры, тренировки в спортивных секциях.

Комплексы упражнений по развитию телосложения делятся на три части.

Первая – это подготовительная часть, в которой выполняют упражнения, которые помогают организму выйти на уровень физической работоспособ­ности, усиливается всестороннее воздействие на мышцы и связки организма. Сюда так же можно отнести упражнения на гиб­кость.

Во второй, основной части выполняют специальных упражнения по развитию телосложения, силы, выносливости, решительности и умения действовать в коллективе.

В зак­лючительной части выполняются упражнения на восстановление организма и возвращение его в спокойное состояние.

При регулярности занятий, можно достичь положительного результата в развитии телосложения.

К комплексу упражнений на развитие телосложения относятся упражнения, формирующие правиль­ную осанку. Данные упражнения можно подразделить на две группы.