Файл: Значение и содержание отчета о прибылях и убытках 3 Практическое задание 12.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вариант №10

Содержание





Значение и содержание отчета о прибылях и убытках 3

Практическое задание 12

Список литературы 22


Значение и содержание отчета о прибылях и убытках



Финансовые результаты представляют собой разницу между совокупным доходом, который получает организация, и ее валовыми (совокупными) расходами, то есть всей суммой затрат, которые несет организация в ходе производства и реализации продукции. Финансовые результаты выступают той категорией, которая известна с давних времен, получила новые содержания в условиях современного развития государства, формирования реальной самостоятельности субъектов рыночной экономики. Выступая основной движущей силой рыночной экономики, ими обеспечиваются интересы государства, собственников и персонала субъекта хозяйствования.

В условиях рыночной экономики роль финансовых результатов деятельности организации в качестве важнейшей экономической категории рынка возрастает. Их максимизация выступает целью любой организации в условиях рыночной экономики, он становится решающим источником производственного и социального развития субъекта. Финансовым результатом обеспечивается принцип самофинансирования организаций.

Финансовые результаты служат источником для выделения средств для финансового обеспечения мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, а также для стимулирования организации к достижению более высоких показателей ее деятельности. Грамотное, эффективное управление формированием и распределением финансовых результатов, включая эффективные процедуры их учета и анализа, в условиях современной экономики предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения данного управления, знания основ учета и главных механизмов формирования финансовых результатов, использования современных методов их анализа и прогнозирования. В связи с этим очень важным является грамотно организованный отчет о финансовых результатах, а также проведение их анализа.

В форме «Отчет о финансовых результатах» показаны все доходы, расходы и прибыль (убыток) предприятия за определенный период. В форме содержатся следующие сведения за отчетный и предыдущий периоды:


1) о прибыли (убытках) от продаж товаров, продукции, работ, услуг (из выручки за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей отнимают себестоимость товаров, продукции, работ, услуг, расходы коммерческие и управленческие расходы, если по учетной политике предприятия они выделяются из производственной себестоимости и относятся на счета реализаций);

2) сведения об прочих доходах и расходах, о прибыли (убытках) до налогообложения, текущем налоге на прибыль и иных обязательных платежах, о чистой прибыли отчетного периода [4, с.165].

В основном, отчет о финансовых результатах составляется по данным счетов:

- счет 90 «Продажи»;

- счет 91 «Прочие доходы и расходы»;

- счет 99 «Прибыли и убытки»;

- счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяют по счету 90 «Продажи». Данный счет предназначается для обобщения сведения о доходах и расходах, которые связаны с обычными видами деятельности субъекта хозяйствования, а вместе с тем для установления финансового результата по ним.

На счете 90 отражение находят, в частности, выручка и себестоимость по следующим видам:

- готовой продукции, полуфабрикатам собственного изготовления и товарам;

- работам и услугам промышленного и непромышленного характера;

- покупным изделиям (которые приобретены с целью дальнейшей комплектации);

- строительно-монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским и тому подобным видам работ;

- услугам связи и по грузо- и пассажирским перевозкам;

- транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

- предоставлению за плату во временное пользование собственного имущества по договору аренды, предоставлению за уплату прав, которые возникают из патентов на изобретения, образцы промышленные и прочих видов интеллектуальной собственности, участию в уставных капиталах иных субъектов хозяйствования и т.п. [6, с.107].

Перечень расходов, которые учитываются для определения прибыли в финансовом учете, установлен ПБУ 10/1999 «Расходы организации» [11]. При этом расходами признаются обоснованные затраты (экономически оправданные затраты, оценка которых выражается в стоимостной форме) и документальным образом подтверждены (затраты, которые подтверждены документацией, оформленной согласно законодательству РФ).



С целью сбора сведений о финансовом результате используют счет 99 «Прибыли и убытки» (раздел VIII инструкции по применению плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов от 31 октября 2000 г. № 94н) [3]. В течение отчетного года в конце каждого месяца на данный счет попадают итоговые сведений как по обычным видам деятельности (со счета 90 субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»), так и по прочим доходам и расходам субъекта хозяйствования (со счета 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»). Вместе с тем по дебету счета 99 принимают к учету суммы условного расхода по налогу на прибыль и постоянные налоговые обязательства (пункт 21 ПБУ 18/02), налоговые санкции и платежи в бюджет.

Если в конце отчетного года у субъекта хозяйствования на счете 99 будет сальдо по дебету, то это значит, что расходы были выше доходов, и получен в итоге убыток. Реформируя баланс, его списывают в дебет счета 84 [5, с.143].

Если по результатам деятельности субъекта хозяйствования в бухгалтерском учете за отчетный год был получен убыток, то необходимым является установление условной суммы дохода по налогу на прибыль (согласно пункту 20 ПБУ 18/02). Таким образом в учете будет показана «сумма, которая является способной оказать воздействие на размер налога на прибыль дальнейших отчетных периодов» (согласно пункту 1 ПБУ 18/02) [10, с.129].

Устанавливают условный доход таким образом: размер бухгалтерского убытка умножают на ставку налога на прибыль (20%). В бухгалтерском учете его показывают по дебету счета 68 субсчета «Расчеты по налогу на прибыль» и кредиту счета 99 субсчет «Условный доход по налогу на прибыль».

За отчетный год конечный финансовый результат деятельности субъекта хозяйствования, то есть чистая прибыль или чистый убыток, складывают из результатов:

  • по обычным видам деятельности,

  • от прочих доходов и расходов, в том числе и от чрезвычайных.

Каждый месяц на сальдо по кредиту счета 90 «Продажи» посредством сопоставления всех оборотов по счету 90 «Продажи» происходит формирование прибыли от операций по продаже за текущий месяц. То есть производится сопоставление кредитового оборота по субсчету 90-1 и дебетовых оборотов по субсчетам 90-2 и 90-3 [5, с.144].

 Если после того, как было произведено сопоставление оборотов по счету 90 «Продажи», будет выявлена прибыль (сальдо по кредиту счета 90), то результат будет списан с дебета счета 90 (субсчет 90-9) в кредит счета 99 «Прибыли и убытки» с целью учета за год прибыли субъекта хозяйствования по итогу на счете 99.


 Если же по результатам произведенного сопоставления всех оборотов по счету 90 будет получен убыток, то есть сальдо по дебету счета 90, то убыток будет списан с кредита счета 90 (субсчет 90-9) в дебет счета 99.

 В конце отчетного года все субсчета по счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж») будут закрыты посредством внутренних записей по субсчету 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»:

 Дебет счета 90-1 Кредит счета 90-9 – отражено закрытие субсчета 90-1,

 Дебет счета 90-9 Кредит счета 90-2 (90-3, 90-4) – отражено закрытие субсчет 90-2 (90-3, 90-4).

После данных записей в бухгалтерском учете субъекта хозяйствования обороты по дебету и кредиту по субсчетам счета 90 «Продажи» будут равными и сальдо по счету 90 «Продажи» в общем и по всем его субсчетам на 01 января следующего отчетного периода будут равняться нулю.

При переходе субъекта хозяйствования с начала отчетного периода согласно принятой учетной политики на порядок признания им коммерческих и управленческих расходов полностью в себестоимости реализованных товаров (продукции, работ, услуг) как расходов по обычным видам деятельности не списанные в прошлом отчетном периоде коммерческие расходы и издержки обращения должны быть включены в себестоимость реализованных продукции, товаров, работ, услуг в полном объеме на начало отчетного периода (Д-т 90 «Продажи» и К-т 44 «Расходы на продажу») или субъектом хозяйствования может быть принято решение о равномерности включения указанных сумм в себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг в течение определенного временного периода (к примеру, квартал, полугодие). В данном случае, та сумма издержек, которая осталась на начало отчетного периода, могут списать сначала полностью в Д-т 97 «Расходы будущих периодов» с К-т 44, а далее с К-т 97 в Д-т 90, либо же отнести частями непосредственным образом с К-т 44 в Д-т 90 в течение установленного срока по списанию.

Согласно пункту 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» коммерческие и управленческие расходы могут полным образом включать в себестоимость проданной продукции, если они будут признаны как расходы по обычным видам деятельности субъекта хозяйствования [11].

Управленческими расходами признаются общехозяйственные расходы субъекта хозяйствования [5, с.145].

В современных условиях в качестве одного из самых актуальных вопросов совершенствования экономики России выступает приведение существующей в стране системы бухгалтерского учета и отчетности согласно требованиям рыночной экономики и международным стандартам. В современных условиях хозяйствования крупнейшие субъекты экономики России, которые активным образом сотрудничают с иностранными инвесторами и партнерами, уже составляют свою отчетность согласно требованиям международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО). Но при этом основная масса российских субъектов хозяйствования по-прежнему предоставляет отчетность согласно российским стандартам бухгалтерского учета (далее – РСБУ) [6, с.167].


Отличие в порядке составления Отчета по правилам российского стандарта бухгалтерской отчетности и международных стандартов финансовой отчетности заключается в том, что международном стандарте финансовой отчетности №1 «Представление финансовой отчетности» (пункт 88) предписывается представление анализа расходов с применением классификации, которая базируется либо на характере произведенных расходов, либо на их назначении внутри субъекта хозяйствования, согласно тому, какое из указанных представлений выступает более надежным и полезным для понимания отчетности. При этом происходит поощрение представления указанного анализа непосредственным образом в Отчете о финансовых результатах. Российским стандартом бухгалтерского учета (пунктом 21 ПБУ 10/99 «Расходы организации») предусматривается раскрытие в Отчете только сведений о расходах, которые имеют отношение к установлению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг, а иные сведения могут быть раскрыты только в Приложении к Бухгалтерскому балансу и в Пояснительной записке. Согласно международному стандарту финансовой отчетности №1, идет разбивка расходов на подклассы с той целью, чтобы выделить такие составляющие финансовых результатов деятельности субъекта хозяйствования, которые могут отличаться по такого рода характеристикам, как: частота, потенциал прибыли или убытка, предсказуемость.

Представление данного анализа является возможным в одной из двух форм, каждой из которых, собственно, и определяется формат Отчета о финансовых результатах.

Первую из них называют методом «по характеру затрат», ею предусматривается объединение расходов в Отчете о финансовых результатах по их целевому назначению. При этом не существует перераспределения расходов согласно их назначению внутри субъекта хозяйствования.

Вторую форму анализа называют методом «по назначению затрат» или «по себестоимости продаж», ею предусматривается классификация расходов по их назначению как части себестоимости продаж или, к примеру, затрат на сбыт или на ведение деятельности по управлению субъектом хозяйствования. При это существует обязательный порядок раскрытия себестоимости продаж.

Согласно международному стандарту финансовой отчетности №1, выбор между методом «по назначению затрат» и методом «по характеру затрат» находится в зависимости от факторов исторического и отраслевого характера, а вместе с тем от характера деятельности субъекта хозяйствования. В связи с тем, что у каждого метода представления имеются собственные преимущества для разного рода субъектов хозяйствования, международным стандартом финансовой отчетности №1 требуется от руководства выбирать тот метод, который предоставит возможность обеспечения наиболее относимого и надежного представления финансовой отчетности.