Файл: Билет 1 Гипогалактия, ее причины, профилактика, лечение Причины гипогалактии (отсутствия молока).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 535

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для физического развития недоношенных детей характерны более высокие темпы прироста массы и длины тела на первом году жизни (за исключением первого месяца). К 2—3 мес они удваивают первоначальную массу тела, к 3—5 — утраивают, к году — увеличивают в 4—7 раз. При этом крайне незрелые дети по абсолютным показателям роста и массы тела значительно отстают («миниатюрные» дети), 1—3 «коридор» цен-тильных таблиц. В последующие годы жизни глубоконедоношенные дети могут сохранять своеобразную гармоническую «задержку» физического развития.

Темпы нервно-психического развития недоношенных детей в первые 1,5 года обычно замедленны, и степень этой задержки зависит от степени недоношенности — это своеобразная «норма» для незрелых детей. При отсутствии поражения нервной системы даже крайне незрелые дети к 2—3 годам по уровню психомоторного развития не отличаются от доношенных, хотя у многих из них сохраняются эмоциональная лабильность, утомляемость и быстрая истощаемость нервных процессов. Полноценное развитие недоношенных детей во многом зависит от социально-экономических и медико-организационных факторов.

Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми в условиях поликлиники предполагает дифференцированный контроль за их физическим и нервно-психическим развитием, показателями периферической крови, а также систематические осмотры специалистами (невропатолог, ортопед, окулист, по показаниям — хирург, аллерголог и т. п.), индивидуальные оздоровительные и закаливающие процедуры в зависимости от наличия нарушений развития, подбор адекватной профилактики рахита и анемии, индивидуального прививочного календаря.

Недоношенных детей на первом году жизни обычно наблюдают по схеме, предусмотренной для детей 2-й и 3-й групп здоровья. В их реабилитации преимущественное значение имеют физические методы: различные комплексы массажа, гимнастики, упражнения в воде. В связи с высоким риском развития ранней (ги-порегенераторной) и поздней (железодефицитной) анемии у недоношенных детей необходим ежемесячный анализ показателей красной крови.

Большинство недоношенных детей не получают в родильном доме вакцину БЦЖ. Вопрос о начале вакцинации решается строго индивидуально начиная с 2-месячного возраста. Как правило, вследствие перинатальных поражений ЦНС и частого развития анемии недоношенные дети получают вакцину БЦЖ (или БЦЖ-М) после 6 мес; последующие прививки в зависимости от состояния здоровья ребенка проводят в комплексе (противополиомиелитная + АДС-М) или раздельно; коклюшный компонент (вакцина АКДС) у недоношенных применяют крайне редко вследствие наибольшей реактогенности.


Время начала прививок определяют с участием невропатолога. Учитывая возможный риск аллергических реакций, оценивают полноценность иммунного ответа. Прививки детям с измененной реактивностью часто проводят «под защитой» антигистаминных препаратов, препаратов кальция (при экссудативном диатезе) или на фоне витаминно-метаболической коррекции (бен-фотиамин, рибофлавин, пантотенат кальция и липоевая кислота) — детям со сниженными возможностями имунного ответа.

На всех этапах наблюдения недоношенного ребенка необходима активная совместная работа врача и родителей. В первые дни и недели его жизни мать, как правило, нуждается в психотерапевтической коррекции, «снятии» послеродового стресса. Для этого в отделении 2-го этапа должен работать психолог или психотерапевт (индивидуальные или групповые сеансы психотерапевтической коррекции). Мать (иногда и отец) должна контактировать с ребенком, находящимся в стационаре («кенгуру», общение с ребенком, находящимся в инкубаторе, колыбельные песни), на заключительном этапе выхаживания мать обучается уходу, массажу, упражнениям в воде. Врач детской поликлиники и патронажная медицинская сестра контролируют условия домашней жизни ребенка, своевременность медицинских вмешательств (посещения специалистов, анализы, прививки), занятия по стимуляции психоэмоционального и речевого развития. Соответствующая щадящая домашняя обстановка и регулярные занятия с родителями, сенсорная стимуляция (игрушки, колыбельные песни), тренировка элементарных навыков являются обязательными условиями для полноценного развития недоношенных детей.

Патологические процессы у недоношенных детей имеют особенности, обусловленные незрелостью их организма. Эти особенности изложены в соответствующих разделах, посвященных конкретным заболеваниям.

  1. 1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


Дискинезии желчевыводящих путей. Клиника, диагностика, дифференциальное лечение.

Функциональное расстройство двигательной функции желчного пузыря, сфинктера Одци, приводящее к застою желчи.

Этиология и патогенез. Наблюдается при расстройстве нейрогуморальных регуляторных механизмов. Нередко дискинезия желчных путей является следствием невроза, возникает у детей со множественными очагами вторичной инфекции, при лямблиозе, глистной инвазии, после перенесенного вирусного гепатита, дизентерии, при неправильном режиме дня (малоподвижный образ жизни, переутомление в школе), нарушенном режиме питания (нерегулярные или редкие приемы пищи с большими интервалами), насильственном кормлении, конфликтных ситуациях в школе, семье.

Клиническая картина. Основной симптом — боли в животе. При неосложненной форме дискинезии температурная реакция, воспалительные изменения в желчи и крови отсутствуют. Наблюдающийся субфебрилитет и другие воспалительные проявления могут быть связаны с очагами хронической инфекции в организме. Формы дискинезии многообразны: гиперкинетическая, гипертоническая и гипотоническая. При гиперкинезии и гипертонии преобладают схваткообразные боли в животе, у девочек пре- и пубертатного возраста нередко сопровождаются усиленным сердцебиением и болями в области сердца. При гиперкинетической форме наблюдается быстрое опорожнение желчного пузыря: сразу или через 3—5 мин после введения стимулятора (33 % раствор сернокислой магнезии в старшем возрасте, 25 % — в младшем). В норме у здорового ребенка пузырный рефлекс возникает через 10—15 мин после введения стимулятора. В отдельных случаях при гиперкинетической форме имеет место спонтанное опорожнение пузыря. Обычно наблюдаются небольшие порции пузырной желчи светло-коричневого цвета. Рентгенологически также отмечается ускоренное опорожнение желчного пузыря (полное опорожнение за 30 мин). В норме у здорового ребенка через 30 мин после приема желчегонного завтрака (желток куриного яйца) желчный пузырь сокращается в поперечнике наполовину.

При гипертонической форме дискинезии наблюдается более позднее получение пузырного рефлекса после введения раздражителя — через 25—45 мин и позже. Иногда пузырный рефлекс удается вызвать лишь после повторного введения сернокислой магнезии.
Количество желчи либо уменьшено, либо определяется по нижней границе нормы. Желчь концентрирования, темно-коричневого или темно-оливкового цвета. В отдельных случаях пузырную желчь получить не удается.

Наиболее часто (в 60—70 % случаев) встречается гипотоническая форма дискинезии. В большинстве случаев эта форма наблюдается при более длительных сроках заболевания и сочетается с воспалительными изменениями в желчных путях. Боли чаще носят тупой, длительный характер. При пальпации болезненность определяется в зоне Шоффара, правом подреберье, эпигастральной области. Наблюдается чаще замедленное получение пузырного рефлюкса. Количество пузырной желчи больше, чем в норме, цвет темно-коричневый. При холеграфии наблюдается удлинение латентного периода.

Лечение. Устранение явлений вегетодистонии, организация режима дня и питания, санация сопутствующих очагов инфекции.

При гипертонической и гиперкинетической формах дискинезии рекомендуются местно тепловые процедуры, седативные препараты (бром, валериана, транквилизаторы), спазмолитические препараты (но-шпа, папаверин, эуфиллин). Папаверин назначают курсами по 2—3 нед ребенку 10—12 лет — гк < 0,02 г 3 раза в день, но-шпу — по 1 или Vi таблетки 3 раза в день под контролем самочувствия и показателей артериального давления. При выраженном болевом синдроме рекомендуется проводить парентеральные курсы но-шпы, папаверина, платифиллина по 7—14 дней. При выявлении с помощью УЗИ или холеграфии перегибов, перетяжек желчного пузыря спазмолитические препараты назначают повторными курсами по 10—14 дней в месяц в течение 3—4 мес, в дальнейшем по показаниям — курс в квартал.

Желчегонные (холеретики): холензим, аллохол, хо-логон, синтетические препараты: оксифенамид, цик-валон, никодин (возрастные дозы, см. Холецистохолангит) — по 2 нед в месяц в течение 6 мес. Показано физиотерапевтическое лечение: электрофорез новокаина, сернокислой магнезии, папаверина; ультразвук, диатермия, индуктормия, аппликации парафина или озокерита. Тюбаж (метод слепого зондирования) не показан. ЛФК назначается после снятия явлений обострения.

При гипотонической форме нарушения двигательной функции желчного пузыря рекомендуются ней-ротропные средства, преимущественно стимулирующего действия (кофеин, свежезаваренный чай), тюбажи по Демьянову 2—3 раза в неделю (на курс 10—12 процедур) или 1—2 дуоденальных зондирования следует сочетать с приемом холеретиков по 2 нед в месяц в течение 6 мес; лечебная физкультура тонизирующего типа с постепенным увеличением нагрузки, физиотерапевтические процедуры, витамины.


Учитывая, что гипотоническая форма обычно сочетается с воспалением желчного пузыря и желчных протоков, следует проводить антибактериальную терапию и физиолечение: электрическое поле УВЧ, индуктотермия, СМТ (синусоидальные модулированные токи), микроволновая терапия на область печени (см. Холецистохолангит) с последующим курсом электростимуляции желчного пузыря, аппликации парафина или озокерита.


  1. Кишечные инфекции у детей. Дифференциальный диагноз (шигеллезы, сальмонеллезы, эшерихиозы).

Дифференциальный диагноз.

Сальмонеллез у детей следует дифференцировать от дизентерии, эшерихиоза, стафилококкового энтероколита, вирусного гастроэнтерита, тифопаратифозных за­болеваний, сепсиса, в редких случаях — от инвагинации, аппенди­цита, гриппа и др.

Дизентерию отличают от сальмонеллеза кратковременная лихорадка, наличие колитического синдрома (тенезмы, спазм сигмовидной кишки, податливость или зияние анального отверствия, скудный стул с патологическими примесями). При сальмонеллезе колитический синдром (периодически повторяющиеся боли в жи­воте, примесь крови в стуле, уплотнение сигмовидной кишки и др.) в отличие от дизентерии встречается реже, стул обычно бывает обильным, водянистым, цвета болотной тины, зловонным, тенезмы, зияние ануса не характерны. Кроме того, длительная лихорадка, повторная, но нечастая рвота, токсикоз с эксикозом, вздутие жи­вота, увеличение печени и селезенки, отмечающиеся при сальмо­неллезе, совершенно не свойственны дизентерии.

Эшерихиозы клинически трудно дифференцировать от сальмонеллеза. Диагноз решается после получения результатов бактериологического и серологического исследований.

Для стафилококкового энтероколита в отличие от сальмонеллеза характерно наличие других очагов стафилококко­вой инфекции у ребенка (омфалит, пиодермия и др.) или у матери (мастит, панариций, эндометрит и др.). При этом дисфункция ки­шечника возникает на фоне длительной субфебрильной температу­ры тела.

Ротавирусный гастроэнтерит характеризуется ост­рым началом болезни, кратковременным повышением температуры тела (2—3 дня) и повторной рвотой. Стул быстро становится водя­нистым, брызжущим, пенистым с примесью небольшого количества слизи, но без прожилок крови. Весьма характерны вздутие живота, урчание по ходу кишечника, боли в эпигастральной области. Тече­ние болезни бывает кратковременным — не более 5—7 дней. Одна­ко у детей раннего возраста нередко развивается и токсикоз.