Файл: Практикум для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 136 12 01 Проектирование и производство сельскохозяйственной техники.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На переднем конце коленчатых валов закреплены шестерня привода масляного насоса (на всех дизелях, кроме ЯМЗ-240Б) и распределительная шестерня (кроме СМД-62 и ЯМЗ-240Б), шкив клиноременной передачи привода вентилятора и водяного насоса, маслоотражатель.
На хвостовике имеется фланец для крепления маховика 1 и маслоотражателя, который препятствует выносу масла из картера. На заднем конце коленчатого вала дизеля СМД-62 установлена шестерня привода механизма газораспределения, а на фланце имеется шлицевое отверстие для ВОМ.
Продольное перемещение коленчатого вала ограничивается полукольцами 2 из сталеалюминиевой ленты. Их располагают по обе стороны заднего (Д-240, А-41, СМД-62) или среднего (Д-144) коренного подшипника. Полукольца фиксируются от проворачивания выступами, входящими во фрезерованные канавки крышки коренного подшипника (Д-240) или штифтами, запрессованными в нее (А-41).
Коренные подшипники скольжения, как и шатунные, представляют собой тонкостенные биметаллические вкладыши, полуцилиндрической формы, покрытые внутри антифрикционным сплавом. Они взаимозаменяемы. В верхних вкладышах коренных подшипников имеются сквозные отверстия, которые при их установке совпадают со сверлениями в блок-картере. По этим каналам масло из главной магистрали подводится к подшипникам. Верхний вкладыш коренного подшипника вставляют в гнездо стенки или перегородки блок-картера, а нижний – в съемную крышку.
Нижние крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы. Их прикрепляют к блок-картеру с помощью шпилек с гайками или болтами (Д-240). Гайки и болты равномерно затягивают динамометрическим ключом и фиксируют замковыми шайбами.
На коренных шейках 5 (рис. 11, а) дизеля ЯМЗ-240Б установлены роликоподшипники качения без внутренних колец. Беговыми дорожками для роликов служат коренные шейки коленчатого вала. Наружные кольца подшипников 3 запрессованы в расточки блок-картера и от осевого перемещения удерживаются стопорными кольцами. В осевом направлении коленчатый вал фиксируется двумя бронзовыми кольцами, установленными в выточки, корпуса упорного подшипника, прикрепленного к переднему торцу блок-картера. Подшипники качения применяют также в двигателе П-10УД и его модификациях.
Для уменьшения действия центробежных сил инерции неуравновешенных масс кривошипов и снижения износов коренных подшипников на щеках коленчатого вала дизеля Д-240 укрепляют съемные противовесы 19 (см. рис. 10, а) или щеки выполняют заодно с противовесом (СМД-62). На дизеле А-41 для уравновешивания сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс установлен механизм уравновешивания. Он состоит из двух шестерен-грузов, установленных в корпусе. Одна из них входит в зацепление с зубчатым венцом, напрессованным на четвертую щеку коленчатого вала. Частота вращения шестерен грузов в 2 раза превышает частоту вращения коленчатого вала. Дисбалансные шестерни-грузы расположены таким образом, что при их вращении в противоположные стороны создаются центробежные силы, вертикальные составляющие которых направлены противоположно инерционным силам неуравновешенных возвратно-поступательно движущихся масс и изменяются пропорционально им, а горизонтальные – взаимно уравновешиваются. Силы инерции уравновешиваются примерно на 70%, что уменьшает вибрацию дизеля. Корпус механизма уравновешивания прикреплен к блок-картеру двумя пустотелыми болтами и зафиксирован штифтами.
Для уменьшения крутильных колебаний коленчатого вала к торцу его носка 6 (см. рис. 11, а) в дизеле ЯМЗ-240Б прикреплен жидкостный гаситель крутильных колебаний (рис. 11,б). Внутри стального корпуса 10 герметично закрытого крышкой 9, на бронзовой втулке 8 расположен чугунный маховик 7. В выточке 7 корпуса находится вязкая жидкость (полиметилсилоксан). При вращении коленчатого вала эта жидкость под действием центробежных сил отбрасывается в зазоры 11 между корпусом 10 и маховиком 7. Жидкостное трение, возникающее между этими деталями, поглощает энергию крутильных колебаний.
Маховик, накапливая при такте расширения кинетическую энергию, выводит поршни из мертвых точек, уменьшает неравномерность вращения коленчатого вала и облегчает работу дизеля при разгоне машинно-тракторного агрегата (МТА) и преодолении кратковременных перегрузок.
Увеличение числа цилиндров уменьшает неравномерность вращения коленчатого вала, поэтому чем больше цилиндров, тем меньше масса маховика. Маховик 7 (см. рис. 10) представляет собой массивный чугунный диск, прикрепленный болтами и зафиксированный установочными штифтами на фланце коленчатого вала (Д-240, СМД-62, А-41). В дизеле ЯМЗ-240Б ступица маховика напрессована на конический хвостовик коленчатого вала. На обод маховика напрессован зубчатый венец для привода коленчатого вала от электростартера или пускового двигателя.
На кожухе маховика предусмотрено сверление под шпильку, с помощью которой проверяют и устанавливают угол опережения впрыскивания топлива в дизеле Д-240 и установку поршня первого цилиндра в в. м. т. в дизеле А-41. Для этого вывертывают шпильку и вставляют ее ненарезанным концом в то же отверстие до упора в маховик. Когда 'шпилька войдет в отверстие маховика, положение коленчатого вала будет соответствовать данным требованиям.
На картере маховика дизеля СМД-62 расположен указатель «в. м. т.», который при нажатии на него входит в лунку на маховике при положении поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке.
Ход выполнения работы:
1. Ознакомление с устройством кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания.
2. Ознакомление с устройством остова блок-картера и головки цилиндра двигателя.
Оформление отчета
Отчет
по лабораторной работе № 3
«Остов и кривошипно-шатунный механизм дизеля»
1.Цель работы: …
2.Оборудование, приспособления, инструмент: …
3.Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания.
4. Устройство остова блок-картера и головки цилиндра двигателя.
5. Выводы.
Лабораторная работа № 4
«Механизм газораспределения»
Цель работы: изучить устройство и принцип действия механизма газораспределения и декомпрессионного механизма.
Оборудование, приборы и материалы:
1. Макет четырехтактного дизельного двигателя внутреннего сгорания Д-240 в разрезе.
2. Макет газораспределительного механизма ДВС.
3. Плакаты дизельного и бензинового двигателей внутреннего сгорания.
4. Учебный кинофильм.
Теоретическая часть
Механизм газораспределения обеспечивает наполнение цилиндров в определенные периоды времени воздухом или горючей смесью и своевременный выпуск из них отработавших газов.На всех тракторных дизелях применен газораспределительный механизм с подвесными клапанами, расположенными в головке цилиндров, схема действия которого и взаимное расположение деталей одинаковые, а вот конструкция и размеры отдельных деталей различны.
В рядных двигателях распределительный вал расположен в блок-картере сбоку oт цилиндров, в V-образных–в развале цилиндров.
Газораспределительный механизм работает следующим образом.
От коленчатого вала через косозубую шестеренную передачу приводится во вращение распределительный вал 27 (рис.1). При повороте распределительного вала его кулачок набегает на толкатель 1 и перемещает его вверх. Толкатель передает движение через штангу 2 регулировочному винту 3 короткого плеча коромысла 8. Последнее, поворачиваясь на валике 11, длинным плечом нажимает на стержень клапана и, преодолевая силу пружин, открывает его. Стержень клапана движется в направляющей втулке 16. Закрывается клапан под действием пружин 14.
В течение одного рабочего цикла четырехтактного дизеля впускной и выпускной клапаны открываются по одному разу.
Периоды от момента открытия клапана до момента его закрытия, выраженные в градусах поворота коленчатого вала называют фазами газораспределения. Наблюдается также период перекрытия клапанов, т. е. период, когда впускной и выпускной клапаны одновременно открыты.
Рисунок 1. Газораспределительный механизм дизеля Д-240.
1– толкатель, 2– штанга, 3– регулировочный винт, 4– болт–штуцер трубки подвода масла, 5– пробка валика коромысел, 6– шайба, 7– контргайка регулировочного винта, 8– коромысло, 9– стойка валика коромысел, 10– пружина валика коромысел, 11– валик коромысел, 12– опорная шайба пружин, 13– сухарь, 14– наружная и внутренняя пружина клапана, 15–
нижняя опорная шайба пружины клапана, 16– направляющая втулка клапана, 17– клапан, 18– тарелка клапана, 19–болт для привода счётчика моточасов, 20– замковая шайба, 21– упорная шайба, 22– шестерня распределительного вала, 23– фланец, 24– упорное кольцо, 25– опорная шейка распределительного вала, 26– кулачок выпускного клапана, 27– распределительный вал, 28– кулачок впускного клапана.
Даже небольшие отклонения от принятых фаз газораспределения, вызванные рассогласованием работы кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма, значительно снижают мощность и экономичность дизеля. Фазы газораспределения устанавливают совмещением меток на шестернях распределения (рис. 2).
Распределительный вал состоит из опорных шеек 25, на которых вал вращается в блок-картере, кулачков 26 и 28, управляющих движением клапанов. Кулачки располагаются на валу в определенном порядке под разными углами в соответствии с порядком работы цилиндров. Форма и взаимное расположение кулачков вала зависят от фаз газораспределения.
Рисунок 2. Шестерни распределения дизелей
а- Д-240, б- СМД-62
1- шестерня привода насоса гидроусилителя руля, 2- шестерня распределительного вала, 3- промежуточная шестерня, 4- шестерня привода топливного насоса, 5- шестерня коленчатого вала, 6- шестерня привода масляного насоса
Устройство и работа распределительного вала, передаточных
деталей, впускных и выпускных клапанов
Подшипниками пятиопорного распределительного вала дизеля А-41 и трехопорных распределительных валов Д-240, Д-144 служат втулки, запрессованные в расточки блок-картера. Распределительный вал дизеля СМД-62 установлен на четырех опорах, диаметры которых различны. Задняя опора наибольшего диаметра имеет бронзовую втулку, остальные расточены в приливах блок-картера. Кулачки и опоры вала термически обработаны. От продольных перемещений распределительный вал 27 дизеля Д-240 удерживается упорным кольцом 24, привернутым к блок-картеру двумя винтами. Осевое перемещение распределительного вала в А-41 ограничивается с одной стороны втулкой, с другой- фланцем, закрепленным на блок-картере. Продольное перемещение вала 0,1...0,5 мм обеспечивается регулировочными шайбами, устанавливаемыми под фланец.