Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, суть которых раскрывается как спектр задач семейного воспитания и выстраивается на основе единого поведения в воспитании.
Работа учителя по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах школьного обучения, делает родителей равноответственными участниками образовательного процесса. Деятельная позиция родителей и педагога в процессе воспитания детей позволяет быть заинтересованными друг в друге, стать союзниками в вопросах становления личности младшего школьника, что позволит им увидеть ребенка в разных ситуациях, лучше узнать его. Семейное и школьное воспитание дополняют друг друга в своем воздействии на личность ребенка. Взаимодействие учителя начальных классов с семьей обучающихся – это содружество, объединение, основанное на единстве взглядов, интересов.
Существуют различные формы взаимодействия школы с родителями: традиционные, нетрадиционные; коллективные (собрания, конференции, открытые уроки, семинары), групповые (деловые игры, психо-технические упражнения, педагогические дискуссии, семейные клубы), индивидуальные (беседы, консультации). Использование инновационных методов позволяет расширить диапазон взаимодействия педагогов и родителей.
Анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы позволил нам выделить педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей: - согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания; - формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятной эмоциональной обстановки; - личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (учителя, родителей); - повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания младших школьников; - организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей); - налаживание информационной связи между учителем и семьей.
Нами было проведено экспериментальное исследование современных подходов к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся на базе Средней общеобразовательной школы № 17 (г. Орехово-Зуево). В исследовании участвовали 20 семей учащихся – контрольная и экспериментальная группы (по 10 семей в каждой группе).
Констатирующая диагностика показала, что в основном у родителей обеих групп преобладает низкий уровень педагогической культуры, характеризующийся недостатками: непоследовательность в воспитательных воздействиях на ребенка, поверхностные представления о возрастных особенностях ребенка младшего школьного возраста, несистематический характер требований к ребенку;
противоречивое отношение родителей к взаимодействию с учителем, непонимание сути процесса совместного воспитания и неготовности помогать школе в становлении личности. Проанализировав взаимодействие родителей и учителей начальных классов, мы пришли к выводу, что родители не слишком заинтересованы в педагогическом взаимодействии с учителями.
Была разработана и апробирована программа по организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся, включающая следующие направления работы: а) семинары для родителей, дискуссионный клуб; б) групповое консультирование по вопросам воспитания; в) открытые уроки; г) мини-тренинги детско-родительских отношений; д) индивидуальные консультации и работа в малых группах; е) совместные мероприятия: учитель – учащиеся – родители.
После проведения работы по организации взаимодействия учителя с семьями обучающихся начальных классов нами была проведена повторная диагностика. Как показали результаты контрольного этапа исследования в контрольной группе показатели остались практически неизменными, в экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика.
Контрольная диагностика показала, что после проведенной программы уровень педагогической культуры родителей повысился: увеличилось количество семей с высоким уровнем. Родители стали понимать необходимость воспитания социально-активной и духовно-нравственной, личности, верно выбирать направление и содержание воспитательной работы, отчетливо представлять те основные качества личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития. Заметна положительная динамика в отношении родителей к взаимодействию с учителем. Большинство родителей стало проявлять понимание сути процесса совместного воспитания и готовность помогать школе в становлении личности. Вывод: чем лучше налажен диалог между педагогом и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания и обучения подрастающего поколения.
Таким образом, повторная диагностика отразила изменения во взаимодействии учителей и родителей. Родители стали предлагать помощь, принимать участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в школе. Увеличилось число родителей, которые считают, что школа готовит обучающихся к самостоятельной жизни, воспитывает людей с активной жизненной позицией, дает навыки участия в общественной жизни. Учитель стал использовать разнообразные способы связи с родителями, привлекать родителей к взаимодействию по воспитанию и обучению детей.
Наша программа взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся показала положительный результат: родители стали активнее взаимодействовать со школой и более заинтересованы в роли школы в воспитании детей. Для учителя воспитание стало так же важно, как и обучение: заметно увеличилось взаимодействие между педагогом и родителями, что благотворно повлияло на сотрудничество по обучению и воспитанию детей.
Наше исследование позволило сделать вывод: объединение усилий учителя начальных классов и родителей – обязательное условие успешного решения образовательных задач. Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в многообразных формах совместной деятельности.
Были выявлены и сформулированы наиболее эффективные методы и формы работы классного руководителя с родителями младших школьников, что приводит к сплочению детского коллектива, плодотворной работе родителей и вовлечение их в школьную жизнь учащихся. Показатель успешности в данном вопросе – умение классного руководителя сделать родителей учеников союзниками педагогических намерений, выбрать подходящие методы и формы работы с родителями: традиционные (родительские собрания, общеклассные конференции, индивидуальные консультации) и нетрадиционные (тематические консультации, родительские вечера, родительские чтения, тренинги и др.). Во взаимодействии педагога с родителями важно взаимопонимание, т.к. классный руководитель – это связующее звено между школой и семьей, и правильно построенные отношения между этими двумя субъектами образовательного процесса являются гарантией успешного учебно-воспитательного процесса.
Для педагога важно поддерживать контакт с родителями учеников, прислушиваться к просьбам, т.к. индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и помогает ему в выборе правильного подхода к детям. Построение отношений между классным руководителем и родительским коллективом значимый фактор. Педагог должен уметь заинтересовать родителей в школьной деятельности класса, потому как участвуя в мероприятиях, проводимых школой (классное родительское собрание, консультация для родителей, открытые уроки, праздники»), родители повышают свою педагогическую культуру, происходит сближение семьи, что позволяет родителям выполнять свои обязанности как воспитателей своих детей.
Наше исследование привело к выводу: объединение усилий классного руководителя и родителей – обязательное условие успешного решения образовательных задач. Взаимосвязь учителя начальных классов с семьями обучающихся должна реализовываться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в различных формах совместной деятельности. Происходит объединение учителя, детей и родителей: родители принимают инициативное участие в жизни детей, лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, лучше узнают ребенка, что позволяет подобрать определенные средства воспитания и обучения; дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя увереннее, спокойнее и комфортнее.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для развития детей необходимо воспитывать их как в семье, так и в школе, основываясь на принципах взаимосвязи и взаимодополнения в воспитательной деятельности между учителем и родителями, используя как традиционные, так и инновационные подходы взаимосвязи. Суть взаимодействия учителя и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств, только в процессе взаимодействия педагога и родителей можно результативно решать проблему развития личности ребенка. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Семья и школа – два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
Таким образом, проблема исследования решена, достигнуты поставленные цели и задачи, гипотеза подтверждена. Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающе-воспитательной работе педагогами образовательных учреждений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Научная и учебная литература
Работа учителя по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах школьного обучения, делает родителей равноответственными участниками образовательного процесса. Деятельная позиция родителей и педагога в процессе воспитания детей позволяет быть заинтересованными друг в друге, стать союзниками в вопросах становления личности младшего школьника, что позволит им увидеть ребенка в разных ситуациях, лучше узнать его. Семейное и школьное воспитание дополняют друг друга в своем воздействии на личность ребенка. Взаимодействие учителя начальных классов с семьей обучающихся – это содружество, объединение, основанное на единстве взглядов, интересов.
Существуют различные формы взаимодействия школы с родителями: традиционные, нетрадиционные; коллективные (собрания, конференции, открытые уроки, семинары), групповые (деловые игры, психо-технические упражнения, педагогические дискуссии, семейные клубы), индивидуальные (беседы, консультации). Использование инновационных методов позволяет расширить диапазон взаимодействия педагогов и родителей.
Анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы позволил нам выделить педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей: - согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания; - формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятной эмоциональной обстановки; - личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (учителя, родителей); - повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания младших школьников; - организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей); - налаживание информационной связи между учителем и семьей.
Нами было проведено экспериментальное исследование современных подходов к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся на базе Средней общеобразовательной школы № 17 (г. Орехово-Зуево). В исследовании участвовали 20 семей учащихся – контрольная и экспериментальная группы (по 10 семей в каждой группе).
Констатирующая диагностика показала, что в основном у родителей обеих групп преобладает низкий уровень педагогической культуры, характеризующийся недостатками: непоследовательность в воспитательных воздействиях на ребенка, поверхностные представления о возрастных особенностях ребенка младшего школьного возраста, несистематический характер требований к ребенку;
противоречивое отношение родителей к взаимодействию с учителем, непонимание сути процесса совместного воспитания и неготовности помогать школе в становлении личности. Проанализировав взаимодействие родителей и учителей начальных классов, мы пришли к выводу, что родители не слишком заинтересованы в педагогическом взаимодействии с учителями.
Была разработана и апробирована программа по организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся, включающая следующие направления работы: а) семинары для родителей, дискуссионный клуб; б) групповое консультирование по вопросам воспитания; в) открытые уроки; г) мини-тренинги детско-родительских отношений; д) индивидуальные консультации и работа в малых группах; е) совместные мероприятия: учитель – учащиеся – родители.
После проведения работы по организации взаимодействия учителя с семьями обучающихся начальных классов нами была проведена повторная диагностика. Как показали результаты контрольного этапа исследования в контрольной группе показатели остались практически неизменными, в экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика.
Контрольная диагностика показала, что после проведенной программы уровень педагогической культуры родителей повысился: увеличилось количество семей с высоким уровнем. Родители стали понимать необходимость воспитания социально-активной и духовно-нравственной, личности, верно выбирать направление и содержание воспитательной работы, отчетливо представлять те основные качества личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития. Заметна положительная динамика в отношении родителей к взаимодействию с учителем. Большинство родителей стало проявлять понимание сути процесса совместного воспитания и готовность помогать школе в становлении личности. Вывод: чем лучше налажен диалог между педагогом и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания и обучения подрастающего поколения.
Таким образом, повторная диагностика отразила изменения во взаимодействии учителей и родителей. Родители стали предлагать помощь, принимать участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в школе. Увеличилось число родителей, которые считают, что школа готовит обучающихся к самостоятельной жизни, воспитывает людей с активной жизненной позицией, дает навыки участия в общественной жизни. Учитель стал использовать разнообразные способы связи с родителями, привлекать родителей к взаимодействию по воспитанию и обучению детей.
Наша программа взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся показала положительный результат: родители стали активнее взаимодействовать со школой и более заинтересованы в роли школы в воспитании детей. Для учителя воспитание стало так же важно, как и обучение: заметно увеличилось взаимодействие между педагогом и родителями, что благотворно повлияло на сотрудничество по обучению и воспитанию детей.
Наше исследование позволило сделать вывод: объединение усилий учителя начальных классов и родителей – обязательное условие успешного решения образовательных задач. Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в многообразных формах совместной деятельности.
Были выявлены и сформулированы наиболее эффективные методы и формы работы классного руководителя с родителями младших школьников, что приводит к сплочению детского коллектива, плодотворной работе родителей и вовлечение их в школьную жизнь учащихся. Показатель успешности в данном вопросе – умение классного руководителя сделать родителей учеников союзниками педагогических намерений, выбрать подходящие методы и формы работы с родителями: традиционные (родительские собрания, общеклассные конференции, индивидуальные консультации) и нетрадиционные (тематические консультации, родительские вечера, родительские чтения, тренинги и др.). Во взаимодействии педагога с родителями важно взаимопонимание, т.к. классный руководитель – это связующее звено между школой и семьей, и правильно построенные отношения между этими двумя субъектами образовательного процесса являются гарантией успешного учебно-воспитательного процесса.
Для педагога важно поддерживать контакт с родителями учеников, прислушиваться к просьбам, т.к. индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и помогает ему в выборе правильного подхода к детям. Построение отношений между классным руководителем и родительским коллективом значимый фактор. Педагог должен уметь заинтересовать родителей в школьной деятельности класса, потому как участвуя в мероприятиях, проводимых школой (классное родительское собрание, консультация для родителей, открытые уроки, праздники»), родители повышают свою педагогическую культуру, происходит сближение семьи, что позволяет родителям выполнять свои обязанности как воспитателей своих детей.
Наше исследование привело к выводу: объединение усилий классного руководителя и родителей – обязательное условие успешного решения образовательных задач. Взаимосвязь учителя начальных классов с семьями обучающихся должна реализовываться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в различных формах совместной деятельности. Происходит объединение учителя, детей и родителей: родители принимают инициативное участие в жизни детей, лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, лучше узнают ребенка, что позволяет подобрать определенные средства воспитания и обучения; дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя увереннее, спокойнее и комфортнее.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для развития детей необходимо воспитывать их как в семье, так и в школе, основываясь на принципах взаимосвязи и взаимодополнения в воспитательной деятельности между учителем и родителями, используя как традиционные, так и инновационные подходы взаимосвязи. Суть взаимодействия учителя и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств, только в процессе взаимодействия педагога и родителей можно результативно решать проблему развития личности ребенка. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Семья и школа – два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
Таким образом, проблема исследования решена, достигнуты поставленные цели и задачи, гипотеза подтверждена. Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающе-воспитательной работе педагогами образовательных учреждений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) (1–4 классы).
Научная и учебная литература
-
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – С-Пб.: Питер, 2021. – 400 с.: ил. – (Мастера психологии). -
Аникина И., Базина Т., Ахапкина А. Воспитательное пространство: социокультурная среда и традиции семьи // Народное образование. – 2021. – № 7. – С. 48–53. -
Антипова Е.В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей // Вектор науки ТГУ. – 2022. – № 1(8). – С. 34–37. -
Анчокова М.К. Общественный смотр знаний – одна из форм работы с родителями // Начальная школа – 2020. – № 10. – С. 9–12. -
Арнаутова Е.П. Педагог и семья: Пособие. – М.: Владос, 2020. – 264 с. – (Истоки).
-
Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и родителей // Воспитательная работа в школе. – 2020. – № 1. – с. 85–88. -
Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. – 2021. – № 9. – С. 86–89. -
Брюхова В.М. Партнерство семьи и школы. – М.: Чистые пруды, 2019. – 32 с. -
Бушмина З.П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства // Начальная школа. – 2020. – № 5. – С. 85–88. -
Воликова Т.В. Учитель и семья школьника. – изд. 4-е стереотип. – М.: Педагогика, 2020. – 220 с. -
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Семья – субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. – М.: Проспект, 2021. – 426 с. -
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2020. – 678 с. -
Гаранина Е.Ю. Семьеведение: Учеб. пос. / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. – 4-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2021. – 384 с. -
Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. // Начальная школа. – 2019, № 3. – С. 59–61. -
Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – 377 с. – (Высшее образование). -
Гребенщиков И.В. Школа и семья. – М.: Просвещение, 2019. – 96 с. -
Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 2020. – 140 с. -
Григорьев Д.В., Кожурова О.Ю. Школа и семья: социальное партнерство в воспитании. // Классный руководитель. – 2022. – № 3. – С. 85–88. -
Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Воспитание в современной школе. – М. Просвещение, 2019. – 82 с. -
Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие. / под ред. Л.И. Виноградовой. – М: Просвещение, 2022. – 207 с.: табл. – (Воспитание в современной школе). -
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. 1–4 классы. – М.: Вако, 2020. – 336 с.
-
Дубинин С.Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка // Среднее профессиональное образование. – 2019, № 5. – С. 29–32. -
Дуброва В.П. Взаимодействие педагогов и родителей. – М.: Феникс, 2020. – 57 с. -
Ефременко В.В., Мищенко В.И. Основы психологии и педагогики: Учебно-метод. пос. – М.: Перо, 2022. – 232 с. -
Елисеева Т.П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях // Классный руководитель. – 2021. № 5. – С. 65–72. -
Загладина Х.Т. Формирование гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы // Воспитание школьников. – 2022. – № 4. – С. 10–14. -
Западаева М.Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект // Социальная педагогика. – 2022. – № 3. – С. 112–119. -
Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2021. – 507 с. -
Исаев Е.И. Педагогическая психология: Учебник. – М.: Юрайт, 2020. – 347 с. – (Высшее образование). -
Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1, 2. – М.: Гардарика, 2021. – 226 с. -
Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 2020. – 256 с. -
Карабанова О.А. Возрастная психология. – М.: Айрис-пресс, 2019. – 238 с. -
Карпенко А.В. Структура компетентности учителя в построении сотруднических отношений с семьями обучающихся // Мир науки, культуры, образования. – 2021. № 6 (73). С. 287–289. -
Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учеб. пос. – 2-е изд. – М.: Дашков и К0, 2022. – 224 с. -
Касимова Т.Н. Организационно-педагогические условия построения взаимодействия семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2020. – № 2. – С. 60–64. -
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 711 с. – (Высшее образование). -
Кокоева А.Т Формирование педагогической культуры родителей. – Владикавказ, 2020. – 122 с. - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10