Файл: Курсовая работа по дисциплине Инструменты финансового управления органов государственной и муниципальной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 4679

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Спорт является одним из важнейших факторов укрепления здоровья граждан. Формирование привычки к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни продляет двигательную и социальную активность населения, что положительно сказывается на длительности экономической активности людей, что особенно актуально в условиях старения населения. Спорт является важнейшим аспектом гармоничного формирования личности, проведения досуга и общения, способом поддержания двигательной активности населения в городах, где большую часть времени люди проводят на сидячей работе, за рулем автомобиля или за общением с гаджетами, что проявляется в гиподинамии.

Деятельность спортивных организаций, их финансирование в начале 21 века в России имеет яркую зависимость от отношения государства к спорту, причем как к спорту высших достижений, так и к массовому спорту, и от демографических особенностей развития общества. Услуги по физической культуре и спорту, оказываемые на платной основе, от государства имеют низкую зависимость, но косвенно их развитие зависит от государственной политики в области физической культуры и спорта, в рамках которой проводится пропаганда массового спорта, стимулируются направления бизнеса, связанные с физической культурой и спортом, создается спортивная инфраструктура.

Недостаточность прямого финансирования отрасли физической культуры и спорта со стороны государства, а в последние годы, несмотря на номинальное увеличение объемов выделяемых средств в национальной валюте, изменений в долларовом эквиваленте практически не произошло, поскольку курс американской валюты вырос вдвое, что в условиях высокой зависимости российской бюджетной системы от американской национальной валюты может свидетельствовать об отсутствии положительной динамики в финансировании отрасли . Стоит также отметить тот факт, что доля расходов на физическую культуру и спорт в государственных расходах крайне мала и уступает по объемам даже расходам на культуру и кинематографию. Но в период реализации Стратегии по развитию спорта в России, заключительный этап которой заканчивается в 2030 г., в развитии спортивной инфраструктуры, в работе по вовлечению населения в массовый спорт, в обеспечении доступности спортивных занятий для населения и возрождению интереса российских граждан к спорту удалось положительных результатов в виде увеличения доли населения, систематически занимающегося спортом, повышения доступности спортивных объектов для населения в городах и сельской местности,
ежегодного увеличения количества граждан, сдающих нормативы всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО).

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В работе были использованы статистические материалы Министерства спорта РФ. Данные для анализа отражают период с 2015 года, когда структурный кризис внутри государства вошел в фазу рецессии. При анализе процессов развития финансирования физической культуры и спорта используется широкий перечень методов и подходов к исследованию, среди которых общенаучные инструменты анализа, обобщение и интеллектуальный анализ данных, различные методы статистики. Основным инструментом исследования стала оценка динамики объемов и структуры источников финансирования физической культуры и спорта и направлений, по которым осуществляется расходование средств.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Объем финансирования организаций, осуществляющих деятельность по физической культуре и спорту, из всех видов источников в 2022 г. составил почти 748 млрд. руб., что на 77,4% больше объема 2018 г. Минимальный объем финансирования физической культуры и спорта отмечается в 20119 г. в пик экономического кризиса в России, который контрастирует с объемом финансирования в 2022 г., под конец реализации Стратегии по развитию физической культуры и спорта, а, как известно, в России выделяемые средства всегда стараются освоить в полном объеме к сроку окончания того или иного проекта (рисунок 1).


Рисунок 1 – Динамика финансирования физической культуры и спорта в 2018-2022 гг., млрд. руб.

Финансирование физической культуры и спорта в период 2018-2022 гг., развивалось скачкообразно, не формируя какой-либо устойчивой тенденции. Из бюджетных источников в 2022 г. было выделено в 2,3 раза средств, чем в 2018 г. и в 1,9 раза чем в 2021 г. При этом стабильности и устойчивых тенденций нет и в объемах финансирования из внебюджетных источников, однако прослеживается связь между объемами внебюджетного и бюджетного финансирования – если финансирование из бюджетных уменьшились в отдельном году, отмечается и уменьшение из внебюджетных. В структуре источников финансирования физической культуры и спорта явное преобладание бюджетных источников, доля внебюджетных источников не поднималась выше 19,0% в исследуемом периоде ни разу, а в 2022 г. оказалась размыта до 9,6% за счет резкого прироста объемов финансирования из бюджета, внебюджетные источники приросли по отношению к 2018 г. и к 2022 г. всего на 0,3%. Это в очередной раз свидетельствует о низкой эффективности политики по привлечению частных инвесторов в финансирование спорта.



В динамике финансирования по статьям расходов на развитие физической культуры и спорта роль внебюджетных источников финансирования снизилась в проведении спортивных мероприятий, инвестициях в реконструкцию и строительство спортивных сооружений и по статье «другие» (почти на 50%) (таблица 1).

Очевидно, что огромные средства в 2022 г. пошли на капитальный ремонт спортсооружений, на который в 2018 г. было выделено менее 10 млрд. руб., вдвое увеличился объем средств, направленных на приобретение спортивного инвентаря, то есть на те статьи, которые быстро позволяют освоить крупные объемы средств, поскольку, например, нельзя провести в один год в десятки раз больше спортивных мероприятий, чем обычно.

И тем не менее, прирост инвестиций на строительство и реконструкцию спротивных сооружений минимален на фоне остальных статей расходов, что может отражать неготовность освоения средств, которые экономились в острый период кризиса и должны быть быстро освоены до окончания сроков реализации Федеральной целевой экономические науки программы по развитию спорта в рамках Стратегии по развитию физической культуры и спорта до 2030 г., поскольку в рамках новой стратегии будут предусмотрены новые средства из бюджета.

Таблица 1 – Динамика расходов на развитие физической культуры и спорта по статьям в 2018-2022 гг. в разрезе источников финансирования, млрд. руб.

Статьи расходов

2018

2022

Прирост %

Бюджетные источники

Внебюджетные источники

Бюджетные источники

Внебюджетные источники

Бюджетные источники

Внебюджетные источники

Проведение спортивных мероприятий

28,3

9,5

46,9

6,9

65,7

-27,8

Приобретение спортивного оборудования и инвентаря

15,8

4,1

31,6

5,2

100

26,8

Капитальный ремонт спортивных сооружений

9,8

0,5

64,7

1,1

Больше в 6,6 раз

120

Инвестиции на реконструкцию и строительство спорт. сооружений

55,2

6,8

58,8

6,2

6,5

-8,8

З/п работникам физической культуры и спорта

166,3

22,3

342,8

28,1

106,1

26

Содержание спортивных сооружений

37

6,3

61,2

12,9

65,4

104,8

Другие

37,6

22,2

70,1

11,2

86,4

49,5



В России развитие физической культуры и спорта имеет высокую зависимость от бюджетной системы и с этим нельзя не согласиться. Как показало исследование, это оказывает влияние на устойчивость финансирования отрасли в динамике и не позволяет в условиях кризиса в полную силу реализовывать намеченные проекты, в период обострения кризиса наблюдается экономия и небольшие скачки, а под конец реализации Стратегии по развитию физической культуры и спорта до 2030 г. в 2022 г. был выделен огромный объем средств для освоения, но зачастую такой подход приводит к некачественному выполнению работ из-за спешки.

Посредством рекламы и PR можно стимулировать рост посещаемости и самоокупаемость физкультурно-спортивных организаций, которые относятся к муниципальному бюджетному сектору.

Необходимо стимулировать развитие государственно-частного партнерства и применять более гибкие механизмы фискальной политики к инвесторам в спортивную отрасль. Необходимо, помимо всего прочего, развивать рентабельную спортивную инфраструктуру и ориентироваться на потребности населения и уровень развития видов спорта на тех или иных территориях.

Таким образом, объемы финансирования физической культуры и спорта в 2022 г., превышающие в разы объемы финансирования предыдущих лет, по всей видимости, стали возможны в результате снятия режима экономии для данной отрасли, так как к концу подходит определенный этап в развитии всех сфер экономики России – 2022 год, и необходимо осваивать средства, предусмотренные на развития физической культуры и спорта в стране, но не использованные ранее из-за кризиса. Спешка в освоении крупных объемов бюджетных средств проявилась в статьях расходования – резком увеличении затрат на капитальный ремонт спортивных сооружений и приобретение спортивного инвентаря, что свидетельствует о необходимости найти применение крупным объемам финансирования. При этом концентрация на инвестициях в реконструкцию и строительство спортивных сооружений минимальна. Также отмечается низкая эффективность работы по вовлечению частных инвесторов в финансирование спорта, так как в динамике их доля держится на стабильно невысоком уровне ниже 20% при любых объемах финансирования, кроме 2022 г., когда доля оказалась размыта до 9,6%.


1.2 Особенности государственного регулирования и управления в сфере физической культуры и спорта

Сферы физической культуры и спорта выступают важными составляющими социально-культурной деятельности человека и обусловливают необходимое качество здоровой и полноценной личности.

В силу обширного и комплексного характера данных сфер жизнедеятельности индивидов весьма актуальным является создание в государстве эффективной системы государственного управления, включающей в себя стратегическое планирование, нормативное правовое регулирование, создание управленческой инфраструктуры, финансирование, информационное обеспечение и надлежащую защиту прав и законных интересов всех участников физкультурно-спортивных отношений.

Как указывается в литературе, государственное управление в области спорта - это системно интегрированная и функционально-иерархически организованная деятельность по планированию, реализации, обеспечению и самоконтролю государственно-властного регулирующего (в том числе изменяющего и стимулирующего/редуцирующего) воздействия на общественные отношения в области спорта и непосредственно связанные с ними отношения, осуществляемая органами государственной власти путем нормативного правового (прежде всего - административно-правового) регулирования, организационно-координационного, финансового (бюджетного, налогового и др.), инфраструктурного и иного ресурсного администрирования и осуществления контрольно-надзорных полномочий .

В Федеральном законе от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусмотрены полномочия Российской Федерации (ст. 6), полномочия ее субъектов (ст. 8), полномочия органов местного самоуправления (ст. 9), права органов местного самоуправления (ст. 9.1) в области физической культуры и спорта.

Что касается регионального законодательства, то, например, в Оренбургской области действует Закон Оренбургской области от 14.06.2022 № 360/137-VII-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О физической культуре и спорте в Оренбургской области».

Основными направлениями реализации государственного управления в области спорта являются следующие виды управления:

-организацией и реализацией спортивной деятельности, проектированием и реализацией спортивных программ и мероприятий;