Файл: Курсовая работа по дисциплине Инструменты финансового управления органов государственной и муниципальной власти.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 4676
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-спортивной инфраструктурой, спортивными сооружениями и спортивным оборудованием; управление бизнес-проектами в индустрии спорта;
-спортивными организациями;
-финансами в области спорта и/или для целей спорта;
-публичными услугами в области спорта;
-образованием в области спорта (управление подготовкой спортсменов, спортивных тренеров, спортивных судей, спортивных менеджеров);
-взаимодействием различных субъектов управления спортом;
-пропагандой массового и досугового спорта, детского и юношеского спорта и здорового образа жизни, пропагандой ценностей fair play;
-безопасностью в области спорта.
В Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области спорта является Министерство спорта РФ, вместе с тем отдельные полномочия в этой области общественных отношений возложены также на Министерство просвещения РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, на Министерство здравоохранения РФ, ряд других федеральных органов исполнительной власти.
На региональном уровне действуют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.
На уровне местного самоуправления осуществляют свои полномочия соответствующие органы муниципального управления.
Действуют также Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, а также аналогичные советы в субъектах РФ, кроме того, Олимпийский комитет России, Параолимпийский комитет России и иные органы государственного управления.
В зарубежных странах также сформированы государственные органы и организации, осуществляющие функции государственного регулирования и управления в сфере физической культуры и спорта.
Министерства выступают самым распространенным государственным органом, осуществляющим государственное управление в области спорта. Так, в Бразилии действует Министерство спорта Бразилии, во Франции — Министерство спорта, молодежи и народного образования Франции. В других государствах (Испания, Швейцария, Аргентина и др.) полномочия в области спорта переданы иным органам исполнительной власти либо специальным координирующим органам.
Например, В США на уровне штатов действуют комитеты и комиссии по спорту, которые являются органами исполнительной власти штатов (Комиссия по спорту штата Калифорния, Консультативный совет по спортивным единоборствам штата Делавэр и др.). Во многих государствах создана система региональных органов государственного управления, подотчетная национальным органам государственного управления в области спорта. Так, в Швейцарии на уровне кантонов действуют Государственные советы, которые являются органами исполнительной власти кантонов (Спортивная комиссия кантона Обвальден, Комиссия по физической культуре и спорту кантона Санкт-Галлен и др.). Кроме того, действуют различные департаменты, управления и иные органы, подотчетные региональными органами исполнительной власти Швейцарии в области спорта.
Во других государствах (Португалия, Венесуэла, Коста-Рика, Куба, Перу, Чили) полномочия, связанные с государственным управлением в области спорта, выполняют специально созданные государственные учреждения — институты. В Аргентине, Бразилии, Эквадоре и Австрии действуют негосударственные организации, на которые также возложены полномочия по государственному управлению в области спорта (например, Национальный орган по вопросам спорта высших достижений Аргентины, Национальная спортивная федерация Эквадора и др.).
Таким образом, видно, что в целом в РФ, как и в зарубежных странах, сформирована многоуровневая и комплексная система государственного регулирования и управления в сфере физической культуры и спорта, нацеленная на обеспечение устойчивого функционирования и развития общественных отношений в области физической культуры и спорта.
Сегодня эффективность государственного управления обусловливается следующими аспектами.
Это соответствие:
1) социальным требованиям улучшения качества жизни и обеспечение охраны здоровья населения;
2) экономическим требованиям развития сферы спортивной индустрии;
3) морально-нравственным требованиям с учетом нравственно-воспитательного потенциала спорта (правила fairplay) и необходимости особого регулирования азартных игр и связанных с ними видов спорта;
4) требованиям охраны и защиты прав и законных интересов всех участников в различных областях физкультурно-спортивных отношений.
В России традиционно существует мощная государственная система управления, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. Государство активно осуществляет свои административно-властные полномочия, оказывая целенаправленное воздействие на эту сферу общественных отношений, что обусловлено наличием определенных публичных интересов: экономических, социальных, имиджевых и др.
Такой порядок регулирования характерен для интервенционистской модели, предусматривающей активное вмешательство государства в дела спорта, в деятельность спортивных организаций. Помимо данной модели, в мире существует и другая модель государственного регулирования и управления - либеральная (или модель невмешательства), предусматривающая предоставление государством максимальной свободы саморегулирования и самоуправления спортивным организациям и минимизацию вмешательства в дела спорта.
Можно выделить ряд признаков, характерных для государственного регулирования и управления в сфере физической культуры и спорта:
-учет прежде всего публичных интересов;
-планирование, стимулирование и развитие физической культуры и спорта в государственном масштабе;
-предоставление равных возможностей для развития всех видов и направлений спорта и физической культуры;
-формирование необходимого правового обеспечения физкультурно-спортивных отношений с учетом международного права;
-реализация контрольно-надзорных полномочий;
-установление гарантий защиты прав и законных интересов всех участников спортивных отношений;
ограничение пределов государственного вмешательства системой негосударственного регулирования в области спорта;
взаимодействие и сотрудничество с различными субъектами спортивного права на международном, региональном и национальном уровнях.
Вместе с тем в РФ, как и в других странах, несмотря на преобладание публичных механизмов, используемых для управления в сфере физической культуры и спорта, применяются и другие механизмы, к числу которых относятся следующие виды негосударственного (частного) самоуправления:
-социальное управление;
корпоративное управление;
-договорное управление.
Сегодня наибольший интерес представляет соотношение государственного (публичного) управления и негосударственного (честного) самоуправления в спорте.
В силу самобытности и своеобразия многочисленных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта, участниками этих отношений сформирована целая система негосударственного управления, направленная на адекватное и целенаправленное регулирование возникших отношений, с учетом прежде всего специфики вида спорта и частных интересов участников. В этой связи формирование и функционирование комплексов внеправовой нормативной регламентации (lex sportiva) является неотъемлемой частью любой спортивной деятельности.
Автономность спорта можно определить как организационно-нормативную характеристику области спорта (и одновременно - принцип организации и функционирования субъектов спортивных отношений), отражающую децентрализованность организации общественных отношений в этой области, относительную (т. е. в определенных пределах) нормотворческую и нормоприменительную, институционально-структурную и организационно-деятельностную, финансово-экономическую, по- литическую и идеологическую самостоятельность и независимость сферы спорта от системы публичной власти, а также от политических организаций, религиозных объединений и организаций сферы бизнеса, независимость от санкционирования, вмешательства и давления с их стороны.
Термин «автономность» применительно к спорту впервые был закреплен в 1949 г. в Олимпийской Хартии и касался национальных олимпийских комитетов. Согласно Рекомендациям Комитета министров Совета Европы № CM/Rec (2011) 3 от 2 февраля 2011 г. «О принципе автономности спорта в Европе» можно назвать следующие признаки автономности спорта, которые представляют определенные возможности для неправительственных и некоммерческих спортивных организаций:
-свободно создавать, изменять и интерпретировать правила своего вида спорта без излишнего политического или экономического влияния;
-демократически избирать своих лидеров без вмешательства со стороны государства или других лиц;
-получать адекватное финансирование из государственных или других источников без возникновения в связи с этим несоразмерных обязательств;
-реализовывать за счет собственных средств свои цели и избранную деятельность без сильных внешних ограничений;
сотрудничать с публичными властями в целях совершенствования законодательной базы во избежание правовой неопределенности, для внесения своего вклада в консультациях с правительством в развитие нормативного обеспечения в области спорта (нормы о конкуренции или нормы, применимые к неправительственным некоммерческим организациям) для законного и соразмерного достижения этих целей» (п. 1) [3].
В Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» отсутствует термин «автономность». Вместе с тем в данном Законе закреплены отдельные гарантии режима автономности спорта:
1) сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта (п. 3 ст. 3);
2) закрепление права для физкультурно-спортивных организаций самостоятельно распоряжаться полученными от иностранных государств, международных организаций, иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежными средствами и иным имуществом (ч. 3 ст. 40);
3) установление обязанности органов государственной власти в процессе организации на территории РФ различного рода спортивных соревнований и мероприятий учитывать требования, установленные соответствующими международными спортивными организациями (п. 5 ст. 6).
Таким образом, несмотря на преобладание государственных механизмов регулирования и управления в спорте, сегодня в РФ наблюдается определенное развитие самоуправления в спорте под влиянием рекомендаций и правил международных спортивных организаций. В России, как и в
других государствах, автономность спорта признается и гарантируется государством. При этом главная проблема - это поиск оптимального баланса публичных и частных интересов в процессе реализации в государстве той или иной модели (интервенционистской или либеральной) государственного регулирования и управления в сфере физической культуры и спорта.
В настоящее время считается, что в процессе организации и осуществления государственного управления следует принимать во внимание существенно возросшую роль негосударственных немуниципальных субъектов и их все более возрастающее участие в процессах государственного и социального управления, в формировании публичной политики. В соответствии с таким подходом роль государства меняется от основного поставщика государственной политики к субъекту, который обеспечивает взаимодействие между различными интересами в обществе, значение которого может сводиться к координации и управлению подобными процессами. Это ведет к тому, что изменяются наборы инструментов государственного управления.
В литературе довольно широко исследованы вопросы государственно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта, вопросы соотношения государственного управления и автономности спорта и другие. Авторы отмечают, что власть спортивных корпораций в отдельных видах спорта укрепляется, а в некоторых и вовсе вытесняет государственное регулирование, оставляя за государством только контрольные функции. Специалисты такую ситуацию оценивают по-разному в зависимости от того, какой подход в вопросах построения взаимоотношений межу государством и сферой физической культуры и спорта они занимают. При таком подходе наблюдается переход от государственного управления к самоуправлению в спорте. Принцип автономности спорта позволяет упорядочить, в том числе разграничить, отношения личности, общества и государства в рассматриваемой сфере, осуществить здесь превенцию или редуцировать дисбалансы. Соответственно, ключевой особенностью взаимодействия государственного управления и самоуправления в области спорта является связанность (ограниченность) государственного управления принципом автономности (автономии) спорта, объективированным в автономном внеправовом нормативном порядке в области спорта, в базовой своей части подлежащем признанию и гарантированию государством, а в остальной части - допускаемом государством исходя из выбранной модели управления спортом.