Файл: Протокол 1 от Рассмотрено на методическом совете Протокол 1 от Согласовано.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Типы уроков: ОНЗ- открытие нового знания, ОУиР- отработки умений и рефлексия, РК –развивающего контроля

СПЗ – систематизация полученных знаний.

Планируемые предметные результаты освоения литературного чтения

Решение основных задач реализации содержания всех предметных об­ластей учебного плана начального общего образования и достижение предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС пред­ставлено:

— в рабочих программах системы «РИТМ»;

— в предметном содержании, дидактическом и методическом обеспе­чении системы учебников «РИТМ».

Планируемые предметные результаты:

  • воспринимать  на слух чтение учителя и товарищей по классу;

  • читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);

  • читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;

  • самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

  • вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);

  • участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать текст подробно с опорой на картинный  план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);

  • представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).

получат возможность научиться:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

  • самостоятельно определять главную мысль произведения;

  • задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;

  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Результатом формирования  предметных действий  будут являться  следующие  умения:

  • называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;

  • находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).

получат возможность научиться:

  • участвовать в организации выставки книг в классе;

  • находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.


  • ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;

  • различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;

  • различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;

  • находить слова в тексте, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).

получат возможность научиться:

  • определять особенности сказочного текста;

  • характеризовать героя произведения;

  • самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.

  • создавать небольшое  высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;

  • придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;

  • создавать свои собственные творческие  объекты: фотогазета, плакат и др.;

  • иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;

  • разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя.

получат возможность научиться:

  • придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;

  • читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

  • инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.

• овладение техникой чтения, умение понимать прочитанное и прослушанное, пользоваться различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое);

• различение на практическом уровне видов текстов (художественные, научно-популярные, учебные);

• ориентирование в содержании текстов разного вида; понимание смысла, определение темы, главной мысли, подбор к тексту заголовка, умение отвечать на вопросы по тексту и задавать вопросы, находить в тексте нужную информацию;

• использование простейших приемов анализа (составлять план, устанавливать связи разного рода, характеризовать героев, находить средства выразительности, определять отношение автора к герою);

• использование различных форм интерпретации содержания текстов;

• ориентирование в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами;

• передача содержания прочитанного с учетом вида текста (пересказ полный, краткий, выборочный);

• участие в обсуждении;



• сопоставление произведений разных жанров; умение отличать прозаический текст от стихотворного, распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы);

• умение читать по ролям;

• создание своего текста на основе интерпретации художественного произведения, репродукции картин, иллюстрации к произведению и личного опыта;

• реконструирование текста.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.

Предметные результаты

1 класс

Положительное отношение к книге и чтению. Самостоятельное целенаправленное рассматривание книг. Слушание произведений в чтении учителя.

Самостоятельное чтение отдельных произведений и книг под наблюдением учителя. Фактическое понимание текста.

2 класс

Систематическое самостоятельное учебное чтение вне класса со второго полугодия, понимание содержания текста. Выбор книги для чтения по заданной теме и произведения, доступного по объему.

3 класс

Систематическое самостоятельное учебное чтение вне класса, понимание содержания текста с элементами углубленного понимания.

Выбор книги с учетом личностных предпочтений. Понимание содержания текста. Эпизодическое самостоятельное чтение книг в связи с ситуативными интересами.

4 класс

Систематическое самостоятельное учебное чтение вне класса, понимание содержания текста с переходом на углубленное понимание.

Самостоятельное чтение книг по интересам и с учебными целями. Выбор книги с учетом личностных предпочтений, с учебными целями.
Содержание учебного предмета

1 класс

Предмет литературное чтение включает в себя модуль «Обучение грамоте» – 92 часа и обеспечивается учебниками «Азбука» 1,2части, авторы Г.М.Грехнева, К.Е.Корепова и модуль «Литературное чтение» 40 часов.

Обучение грамоте делится на три периода: добукварный, букварный и послебукварный. Длительность каждого периода обучения грамоте корректируется учителем с учетом дошкольной подготовки учащихся конкретного класса. Каждый из трех периодов имеет свою специфику В добукварный (добуквенный, подготовительный) период-происходит развитие устной речи первоклассников, формирование элементарных аналитико-синтетических умений в работе над текстом, предложением, словом, звуками речи. Первоклассники учатся слушать и понимать звучащую речь, принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы, строить небольшие устные высказывания. Формированию действий чтения и письма предшествует важный аспект обучения добукварного периода, который составляет звуковой анализ слов. Слово, центральная единица языка, становится предметом анализа со стороны его звукового состава и лексического значения.


Учащиеся овладевают способами звукового анализа слов, учатся различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие. Это предусматривает вычленение слов из речевого потока, определение их последовательности и количества в предложении. В составе предложения прослеживается разница между самостоятельными и служебными словами. Большое внимание уделяется моделированию и конструированию слов и предложений.

В следующем, букварном (буквенном) периоде - учащиеся овладевают способами обозначения разных по своим характеристикам звуков буквами в соответствии с нормами русской графики. Они прослеживают соответствие каждой буквы определенному звуку.

Послебукварный (после буквенный) период предназначен для совершенствования умения читать , для развития устной речи учащихся, умения производить элементарные аналитико-синтетические операции с языковыми единицами разных уровней. Занятия в этот период готовят учащихся к изучению отдельных курсу — литературного чтения. Немаловажной задачей периода обучения грамоте являются развитие у учащихся интереса к книге, формирование умения самостоятельно работать с ней. Такая работа предполагает листание, рассматривание книги, выяснение того, одно или несколько произведений в книге, где (на какой странице) их начало и конец и т. п. Школьники учатся высказывать предположения (на основе иллюстраций, заглавия, которое читает учитель) о возможном содержании текста, а после слушания делать вывод о правильности своих предположений. Со временем дети привлекаются к чтению заглавия книги, фамилии и имени автора, а к концу года — к самостоятельному чтению детской книги или ее фрагментов. Работая с учебной книгой — «Азбукой», дети учатся листать ее и находить нужную страницу, обнаруживать условные обозначения на форзаце и страницах учебника и др.

Литературное чтение

Ребятам о зверятах

Стихи, рассказы, загадки и потешки о животных. К. Д. Ушинский «Бишка», «Находка»; Ю.Могутин «Убежал»; Б. В. Заходер «Ежик»; Е. И. Чарушин «Томка»; Л. Н. Толстой «Котенок». Быль; М.М. Пришвин «Ребята и утята»; В. Д. Берестов «Выводок»

Что хорошо, что плохо

К. Д. Ушинский «Два козлика», «Две козы»; Л. Н. Толстой «Веник»; В. А. Осеева «Кто наказал его?»; А. Л. Барто «Катя»; Н. Н. Носов «Заплатка»; М. М. Зощенко «Ёлка». В сокращении; В. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; потешки, пословицы, загадки, скороговорки.


Расскажу вам сказку старинную, не шибко короткую, не шибко длинную

«Петушок— золотой гребешок». Русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого; К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка; В. Д. Берестов «Присказка»; А. С. Пушкин. Отрывки из сказок; загадки, пословицы.

«В окно повеяло весною...»

Стихи и рассказы о весне. А. Н. Майков «Весна». Отрывок; А. Н. Плещеев «Весна». Отрывок; И. С. Соколов-Микитов «Весна в лесу»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...». Отрывок; Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». Отрывок; К. Г. Паустовский «Весна». Отрывок из сказки «Стальное колечко».

Учиться всегда пригодится.

Стихи и рассказы о школе и школьной жизни. Н. Н. Носов «Ступеньки»; Л. Н. Толстой «Филипок». Быль; Е. Л.Шварц «Как Маруся первый раз пришла в школу». Из повести «Первоклассница»; В.Ю. Драгунский «Англичанин Павля».

Смех да потеха в жизни не помеха

Шуточные фольклорные и литературные произведения. Небылица. Г. Остер «Очень страшная история»; Б. В. Заходер «Бочонок собачонок»; В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква»; Б. В. Заходер «Где поставить запятую»; И. П. Токмакова «Невпопад».

Лето красное

Стихи и рассказы о лете. А. Н. Майков «Под дождём». Отрывок; С. Я. Маршак «Загадка»; В. Д. Берестов «Тучка»; Л. Н. Толстой «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза». Быль; Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко...». Отрывок; Е. А. Благинина «По малину»; колыбельная песня; В. Д. Берестов «Июль», «Август»; загадки, народные приметы, присловья о лете.

Сказки зарубежных писателей

Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»; братья Гримм «Семеро храбрецов».

Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть

Игровой фольклор и литературные произведения об игре. Считалки. «Лиса». Игра; Л. Пантелеев «Карусели»; Е. А. Благинина «Осень спросим»; В. Д. Берестов «За игрой». Игровой фольклор может быть использован во внеклассной работе, литературные произведения прочитаны на уроке в качестве подготовки к разыгрыванию.

2 класс

Первое сентября— первый день календаря

Стихи и рассказы о школе. С. Я.Маршак «Сентябрь», «Первый день календаря». Отрывок; Я. Л. Аким «Где ты ходишь, осень?»; Е. Л.Шварц «Как Маруся начала учиться». Из повести «Первоклассница»; В. В. Голявкин «Как я под партой сидел».

«Что такое хорошо и что такое плохо»

В. А. Осеева «Навестила»; О. Е. Григорьев «Яма»; С. Я.Маршак «Песенка о вежливости». Отрывок; Н. Н. Носов «Огурцы»; К. Д. Ушинский «Играющие собаки»; Л. Н. Толстой «Муравей и голубка», «Лев и мышь». Басни; И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Басни; Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывки из повести; скороговорки, пословицы.