Файл: Протокол 1 от Рассмотрено на методическом совете Протокол 1 от Согласовано.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Уж небо осенью дышало...»
Стихи и рассказы об осени. Е. А. Баратынский «Осень». Отрывок; «Утренник». По М.М.Пришвину; Н. М. Рубцов «У сгнившей лесной избушки». Отрывок; «Недосмотренные грибы». М.М.Пришвину; М.М. Пришвин «Грибы тоже ходят»; В. А.Жуковский «Птичка»; В. А. Солоухин «Деревья». Отрывок; А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...». Из романа «Евгений Онегин»; пословицы, загадки, приметы, народные названия месяцев.
Про хитрую лису, глупого волка и других зверей
«За лапоток— курочку, за курочку— гусочку», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей», «У страха глаза велики». Русские народные сказки о животных; М.М. Пришвин «Журка». Рассказ; пословицы, загадки, скороговорки.
Делу время— потехе час
«Долгоногий журавель», «Совушка-сова». Русские народные потешки; «Мышку по воду послали». Литовская потешка; «Косари». Молдавская потешка; «Сенокос», «Веселье». Чешские потешки; К. Д. Ушинский «Ученый медведь»; «Воробей пиво варил». Русская народная песня; «Андрей-воробей». «Я посею, я посею». Русская народная песня; загадки, народные приметы, скороговорки.
Сказки русских писателей
В. В. Бианки «Лис и Мышонок»; Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»; К. И. Чуковский «Федорино горе»; А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...». Из поэмы «Руслан и Людмила»; Сказка о рыбаке и рыбке»; пословицы.
Родина любимая
П. Н. Воронько «Лучше нет родного края»; К. Д. Ушинский «Наше Отечество». В сокращении; С. А. Васильев «Россия»; «Русь». По С. Т. Романовскому; «Вижу чудное приволье...». Песня. Из стихотворения Ф. Савинова; пословицы.
«Ой ты, зимушка-зима»
Стихи и рассказы о зиме. П. А. Вяземский «...Здравствуй, русская молодка...». Из стихотворения «Масленица на чужой стороне»; А. А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»; И. З. Суриков «Детство». Отрывок; А. А. Фет «Чудная картина...»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки». Отрывок; И. С. Никитин «Елка». Отрывок. В. В. Бианки «Синичкин календарь».
«Ой ты, зимушка— зима
Стихи и рассказы о зиме. В. В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль»; «Ой ты, зимушка-зима». Русская народная песня; Д. Б. Кедрин «Мороз на стеклах»; М.М. Пришвин «Морозный день»; Ч. Янчарский «Мороз». Глава из повести «Мишка Ушастик». Перевод и пересказ В.Приходько; загадки о зиме, народные приметы.
Словесные забавы
Скороговорки; Н. П. Колпакова «Ненецкая скороговорка»; колыбельные песни, присловья; «Женитьба комара». Русская народная песня; пословицы, загадки, небылицы; К. И. Чуковский «Путаница»; молчанки, докучные сказки.
Сказки разных народов
Сказки о животных. «Хвост». Чукотская сказка; «Олешек и солнце». Эвенкийская сказка. Пересказ Н. П. Колпаковой; «Кто сильнее?». Африканская сказка. Перевод М. А. Смирновой.
О братьях наших меньших
Н. М. Рубцов «Воробей», «Коза», «Ласточка»; К. Г. Паустовский «Барсучий нос»; Б. П. Корнилов «Как от меда у медведя зубы начали болеть»; О. Туманян «Кот-скорняк». Перевод С. Я.Маршака; М.М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой», «Собака-идеалист», «Жулька и бабочка»; Н.М. Рубцов «Про зайца».
Прилетел кулик из заморья— принес весну из неволья
Стихи и рассказы о весне. Ф. И. Тютчев «Весна»; В. В. Бианки «Синичкин календарь. Март»; М.М. Пришвин «Грачи прилетели»; В. А. Солоухин «О скворцах»; А. С. Пушкин «Птичка»; Ф. А. Туманский «Птичка»; А. Н. Майков «Весна! выставляется первая рама...»; С. Я.Маршак «Апрель»; А. Н. Майков «Весна»; В. И. Белов «Весна». Отрывок из книги «Лад»; К. Д. Ушинский «Утренние лучи»; скороговорки, заклички, загадки, приметы, народные названия весенних месяцев.
Сказки зарубежных писателей
Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Смоляное чучелко», «Как Братец Кролик перехитрил Братца Лиса». Из «Сказок дядюшки Римуса». Перевод М. Гершензона; Р. Киплинг «Слоненок». Перевод К. И. Чуковского.
Лето красное
Стихи и рассказы о лете. С. Я.Маршак «Июнь»; В. Д. Берестов «Легкий вздох иль ветерок...». Отрывок из стихотворения «Одуванчики»; А. А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Жди ясного на завтра дня...». Отрывок; «Березонька». Русская народная песня; А. А. Прокофьев «Люблю березу русскую...».
Фантазеры
Е. И. Чарушин «Томкины сны»; К. И. Чуковский «Радость», «Обжора»; В.Ю. Драгунский «Друг детства»; М. М. Пришвин «Золотой луг»; Н. Н. Носов «Фантазеры».
3 класс
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
«Славная осень» (10 ч.)
Произведения разнообразных жанров (стихи и проза) об осени. Тема осени получает развитие за счёт аспектов наблюдения, а также благодаря развитию и усложнению понятий, введённых во 2 классе. Вычленения в общей теме её конкретных разновидностей углубляет представления детей о временах года и связанных с ними изменениях в природе.
Про хитроумного дрозда, глупого медведя и других зверей (6 ч.)
В разделе представлены сказки о животных. Цель раздела: закрепить и развить представления о жанре сказок о животных, продолжая формирование умений характеризовать персонажи по поступкам, работать над составлением плана, расширять представления о родном языке, получать представление о старинном русском быте.
Делу - время, потехе – час (6 ч.)
Раздел содержит небольшие по объёму шуточные произведения фольклора разных жанров: скороговорки, небылицы, загадки-шутки, докучные сказки, байки, присловья. Работа по этому разделу научит различать литературные жанры по конкретным признакам, послужит благодатным материалом для творческой работы.
Сказки – несказки (4 ч.)
Основную часть раздела составляют литературные сказки особого вида: в них в форме сказки авторы дают некоторые естественнонаучные сведения о природе. Работая над произведениями раздела, организуется разнонаправленное сравнение.
Что такое хорошо и что такое плохо (5 ч.)
Произведения о детях, их взаимоотношениях между собой и со взрослыми поучительного характера разнообразных жанров: стихи, проза, басни. Они акцентированы на обсуждении нравственных вопросов, с которыми встречаются дети в своей жизни. Разнообразие материала позволяет организовать все виды работ, связанные с изучением литературы и развитием речи.
В мире волшебной сказки (6 ч.)
Раздел посвящён работе с волшебной сказкой. В него включены три известные русские народные сказки. Волшебная сказка – самый интересный вид сказки и по содержанию, и по форме. Среди жанровых особенностей выделяются: наличие волшебных персонажей, волшебных предметов. В сюжете для главного героя возникает проблема, которую помогают решить персонажи – помощники.
«Поёт зима, аукает…» (10 ч.)
В разделе содержатся разные по жанрам стихотворные и прозаические произведения о приметах и красотах русской зимы, о «взаимоотношениях» человека и зимы; о действиях и событиях, характерных для зимнего времени. Главная воспитательная цель раздела – формирование эстетического отношения к действительности и к речи.
«Сказки русских писателей» (5 ч.)
Раздел представлен двумя авторскими волшебными сказками, которые написаны в народном духе и имеют персонажные и сюжетные аналогии с фольклорными. Сказки сравниваются между собой. Это помогает закреплять общие понятия о жанре сказки и понятия о народной и литературной сказках как разновидностях сказки.
«О братьях наших меньших» (7 ч.)
Произведения раздела разнообразны по содержанию и жанру, по эмоциональному тону, по проблематике. Их персонажи животные домашние и дикие, большие и маленькие. Они описаны и в своей естественной среде, и в среде необычной для них. Основным объектом внимания в этом разделе является положительное отношение человека к животным.
«Фантазёры» (6 ч.)
В разделе развиваются и углубляются представления о видах фантазии, её роли в жизни детей и взрослых, о людях – фантазёрах. Попутно продолжается работа над жанром небылиц.
«Весна идёт к нам молодая» (5 ч.)
В разделе анализируются шедевры русской лирики. Его целевые установки: расширение представления о природе, развитие эстетического отношения к природе, анализ прозаической и стихотворной речи, развитие языкового чутья, обогащение речи, обучение умению видеть речевые средства выразительности. Тематически произведения связаны с приметами ранней весны.
«Так нельзя, а так можно и нужно» (6 ч.)
В разделе помещены только реалистические произведения: рассказы из книг С. В. Образцова и М. М. Зощенко. Персонажи их- дети, и проблемы, поднятые в рассказах, близки современным школьникам. При работе с этими произведениями основной акцент делается на обсуждение нравственных проблем.
«Красна птица перьем, а человек ученьем» (8 ч.)
В разделе представлены произведения писателей XIX и XX веков о школе и школьной жизни. Данный раздел реализует два основных тематических направления: дети и школа, и история школы. Школьники получат новую информацию о проблемах школьной жизни.
«И в шутку, и всерьёз» (7 ч.)
В разделе представлен богатый и разнообразный фольклорный и литературный материал: русские и английские шуточные песни, пословицы и шутки, прибаутки, весёлые авторские стихи. Тематически близкие произведения разных жанров дают возможность закреплять и развивать представления о жанровых признаках произведений.
Сказки зарубежных писателей (6 ч.)
Раздел содержит произведения всемирно известных сказочников – классиков. Работа с произведениями этого раздела ориентирована на развитие представлений о жанре сказки, о разных видах сказок, о сходстве и различии сказок народов мира.
«Лето красное» (6 ч.)
В разделе представлен разнообразный фольклорный и литературный материал
, объединённый темой лета. Близость тематики позволит при сравнении произведений выявлять не только сходство, но и различие в раскрытии темы, настроения, средствах выразительности.
«Русские матрёшки» (1ч.)
В разделе идёт приобщение к основным истокам народной культуры, развитие их интереса к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти и культурных традиции.
4 класс
Унылая пора! Очей очарованье!..
Стихи и рассказы об осени. Народные приметы, пословицы, загадки об осени. А. С. Пушкин «Осень». Отрывок; «Дни поздней осени бранят обыкновенно...». Отрывок из стихотворения «Осень»; П. А. Вяземский «Уж падают желтые листья...», «Кокетничает осень с нами!..». Отрывок; «Осенняя пора». Отрывок из повести «Золотая роза». По К. Г.Паустовскому; В. В. Бианки «Учебные площадки»; И. А. Бунин «Вчера в степи я слышал отдаленный...». Отрывок; В.М. Песков «Земляки в Африке»; Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...». Отрывок; В. И. Белов «Осенние заботы крестьянина». Отрывок из очерков «Повседневная жизнь Русского Севера»; А. А.Фет «Ласточки пропали...»; А. С. Пушкин «Встает заряво мгле холодной...». Отрывок из романа «Евгений Онегин»; Г. А. Снегирев «Кто сажает лес»; И. А. Бунин «Листопад». Отрывок; С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...». Отрывок; Н.М. Рубцов «Осень! Летит по дорогам...». Отрывок; народные приметы, пословицы, загадки об осени.
Что хорошо, что плохо
К. Д. Ушинский «Слепая лошадь»; М.Ю. Лермонтов «Нищий». Отрывок; Л. Н. Толстой «Ивины». Глава из повести «Детство»; Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Главы из повести; Ю. В. Сотник «Учитель плавания».
В мире сказки
Волшебные сказки: «Медное серебряное и золотое царства». Русская народная сказка. В обработке И. В. Карнауховой; «Петушок— золотой гребешок и жерновцы». Русская народная сказка. Из сборника А. Н. Афанасьева. Бытовые сказки: «Дочь-семилетка». Русская народная сказка. Из сборника А.Н. Афанасьева; «Петр I и находчивый солдат». Русская народная сказка.
Делу время— потехе час Русский и зарубежный шуточный фольклор. Шуточные стихи.«Ходила чечетка». Шуточная русская народная песня; К. И. Чуковский. «Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка...», «Всюду, всюдумы вдвоем...», «Если бы сосны да ели...»; Т. А.Маврина «Птицы на море». По русским народным песням; английские народные шуточные песни в переводах К. И. Чуковского и С. Я. Маршака.
О братьях наших меньших
К. Г. Паустовский «Заячьи лапы», «Кот-ворюга»; Г. А. Скребицкий «Кот Иваныч»; И. С. Соколов-Микитов «В берлоге»; Н. И. Сладков «Медвежья горка», «Плясунья», «Почему я пишу о природе»; В. К. Арсеньев «Лесной лакомка»; Ю. И. Коваль«Веер»; В. П. Астафьев «Гуси в полынье».