Файл: кубанский государственный университет (фгбоу во КубГУ) Факультет физикотехнический Кафедра физики и информационных систем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из выше сказанного становиться понятно, что сосредоточенность и направленность очень тесно связаны друг с другом. Одно без другого не способно существовать. Например, когда человек обращает свое внимание на какой- либо предмет или на что-то живое, в это же время он пытается сосредоточиться на этом. И конечно же наоборот, когда человек пытается сосредоточится на каком-либо предмете или человеке, он направляет на это все свое внимание, всю свою психическую деятельность. Но, несмотря на это, данные понятия нельзя назвать одинаковыми. Направленность связана, с переходом от одного вида деятельности к другому, а сосредоточие предполагает собой более внимательное изучение материала.

Чтобы лучше понять роль внимания в психической деятельности человека, лучше всего будет представить свое сознание при помощи графического рисунка (рисунок 4): необходимо изобразить два круга, один в другом. Неясное сознание будем считать большим кругом. Отчетливое, ясное сознание, или зоной внимания будем считать маленьким кругом.


Рисунок 4 – Графическое представление человеческого сознания
Таким образом, можно сделать вывод о том, что внимание напрямую связано с сознанием, оно обеспечивает четкость и ясность, понимание смысла психической деятельности в тот или иной период времени. Но когда говорится о двух зонах или большом и малом круге, нужно иметь в виду, что в большом круге (неясной зоне) присутствуют определенные неотчетливости. Соответственно можно сделать вывод, что чем ближе к центру, тем более отчетливо мы осознаем те или иные явления [22].

Говоря о внимании или любом другом психологическом процессе, нужно помнить, что все тесно связанно с определенными физиологическими явлениями. Так физиологическая основа может являться торможением для одних и возбуждением совсем для иных нервных центров. Это связанно с выделением конкретных источников раздражителя и, конечно же, с определенной направленностью. Раздражитель, воздействуя на организм человека способен порождать активацию мозга. А она, в свою очередь, осуществляется ретикулярной формацией. В коре головного мозга возможно быстрое возникновение электрических колебаний, снижение чувствительности, повышение активности нервных процессов. Все это связанно с раздражением восходящей части ретикулярной формации.


Внимание содержит ряд свойств, которые охарактеризуют его как самостоятельный психологический процесс. К главным свойствам внимания относятся:

  1. Концентрация внимания. Под концентрацией внимания имеется ввиду уровень или же интенсивность сосредоточенности внимания.

  2. Устойчивость. Под устойчивостью понимается умение определенное время сосредотачиваться на каком-либо объекте. Это свойство внимания имеет возможность определяться периферическими и центральными факторами.

  3. Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

  4. Распределение внимания. Под этим понятием имею ввиду способность человека выполнять одновременно несколько видов деятельности.

  5. Переключение. Оно означает намеренное и осознанное перемещение внимания с одного объекта на другой. Под объектом внимания имеется ввиду численность объектов, которые возможно ухватить одновременно, причем не теряя ясность.

Л. С. Выготский пробовал проследить систематику и схожести во внимании, относительно возрастного развития, в рамках собственной культурно-исторической концепции. Он писал: «С первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей, так именуемый, двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это предметы, окружающие малыша, которые своими яркими, необыкновенными качествами приковывают внимание малыша. С иной стороны – это речь зрелого человека, произносимые им выражения, которые изначально выступают в виде стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание малыша. Произвольное внимание появляется из того, что окружающие малыша люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, управлять его вниманием, подчинять его собственной воле и тем самым дают в руки малыша те средства, с помощью которых он в дальнейшем и сам овладеет собственным вниманием». Все это начинается в тот период, когда ребенок вступает в процесс овладения речи.

В этом важном для развития процессе, перед ребенком открывается мир новых возможностей. Он начинает в совершенстве управлять первичными процессами своего внимания. Все начинается по отношению к другим людям. Ребенок, жестикулируя или издавая некие звуки, ориентирует их внимание в нужную сторону. А уже после, все начинается и в отношении себя.

Подводя итоги, можно сделать вывод, а точнее выделить два основных этапа. Первый – период дошкольного развития. Рассматривая этот этап, с

уверенностью можно говорить о ключевой особенности, вызванной факторами окружающей среды. В этот период доминирует внешне опосредованное внимание ребенка. Второй – период школьного развития. Такой этап отличается явно быстрым развитием внутреннего внимания. В этот период доминирует внутреннее опосредованное внимание ребенка [23].

Если говорить, как о человеке, так и о всем человечестве, то на ум приходят такие понятия как воспоминания или память. Сколько бы тысяч лет не прошло, люди всегда будут искать двигатель прогресса, они не устанут стремиться к новым знаниям. Но все это невозможно без памяти. Она считается одним из главных условий для приобретения и умения сохранить новые познания. Обычное и всеми привычное функционирование в обществе будет невозможно, точно также, как и сохранение накопленных знаний. Именно по этой причине для человека и его существования необходимо изучение механизмов памяти.

Безусловно, память есть у всех живых существ, но у каждого она имеет свою степень развития. Можно догадаться, что данный механизм более лучше развит у человека. Люди научились разговаривать на разных языках мира, благодаря памяти. Человек также владеет произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Если говорить кратко, то человек способен как запоминать, так и хранить информацию, опираясь на собственную логику, волю и разные средства запоминания (такие как слова, записи и тексты и так далее).

Некоторые ученые постоянно дискуссируют на тему памяти. Один говорит: «Память – это психическое свойство человека, способность к хранению (запоминанию), к накоплению и воспроизведению опыта и информации». Другой утверждает: «Память – это умение вспоминать отдельные периоды жизни из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве». Кажется, невозможным свести память к какому-то одному понятию, то точно ясно, что это своего рода совокупность различный процессов и функция, которые могут расширить познавательные способности человека.

Самые значимые черты:

  1. Быстрота запоминания – отличается у разных людей. Благодаря специальным тренировкам, человек может увеличить скорость своего запоминания.

  2. Объем – способность в одно и тоже время сохранять важное количество информации. Средний объем памяти – 7 элементов (единиц) информации.

  3. Готовность к воспроизведению – способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.

  4. Длительность – это способность в течении длительного времени сохранять пережитые моменты жизни. Это качество носит индивидуальный характер: одни люди в состоянии припомнить фамилии своих одноклассников или лица учителей, даже через много лет после впуска, другие напротив, не могут ничего вспомнить. Длительность памяти имеет выборочный характер.

  5. Точность. Суть этого процесса состоит в том, что человеку необходимо вспомнить факты, события и нужную информацию, с которой он встречался ранее. Данная черта крайне важна в обучении.


Как раз благодаря данной способности возможно эффективно использовать когда-то приобретенный опыт.

Рассматривая память в целом и все, что с ней связанно, невозможно не сочетать ее с особенностью личности отдельного индивида. Каждый должен понимать, что все функции памяти развиты по-разному, ведь все люди различны. Разница может быть количественной:

  • легкость воспроизведения, точность и объем запоминания;

  • прочность сохранения;

  • различная скорость запоминания.

Многое будет зависеть от того, какой же вид памяти преобладает у человека, ведь разница может быть качественной, а может отличаться по своей модальности. От той или иной зависимости так или иначе что-то может преобладать в большей степени, а что-то в меньшей. Так, например, эмоциональная или двигательная память, слуховая или зрительная память.

Доказано, что в человеке как минимум должны сочетаться несколько видов памяти. В жизни, все виды перемешиваются между собой. Так, например, существует: зрительно-слуховая, зрительно-двигательная и двигательно-слуховая память. Они считаются наиболее распространенными.

Существуют различные классификации типов памяти:

  1. Непосредственная и произвольная. Их разделение происходит за счет характера участия воли. Под произвольной памятью понимают такие случаи, когда силой воли нужно запомнить определенную задачу. Под непроизвольной памятью понимают такие случаи, когда все запоминается и может быть воспроизведено автоматически, без усилий. Подтверждено, та информация, которая интересна человеку, запоминается гораздо лучше, плюс ко-всему, такой материал часто что запоминается автоматически.

  2. По длительности сохранения информации.

  3. По характеру психической деятельности, которая очень важна человеку для запоминания.

Память можно разделить на:

  1. Двигательную (кинетическая) память. При помощи такой память человек способен запомнить и сохранить сложные движения. В некоторых случаях даже можно воспроизвести эти движения. Благодаря такой памяти, человек может совершать все движения руками, развивать свои навыки как в трудовой, так и в спортивной деятельности, приобретать новые умения. Двигательная память – самая первая память, которая формируется в организме человека, она крайне важна для развития ребенка.

  2. Эмоциональная память. Эта память связана со всеми нашими переживаниями. Можно утверждать, что эта память запоминается на самый долгий период времени, так как связана со взаимоотношениями между людьми. Человек без лишних усилий запоминает эмоциональные переживания. Интересный, но понятный факт, хорошие воспоминания запоминаются намного прочнее, нежели плохие.

  3. Словесно-логическаяпамять. Данный вид памяти характеризуется таким видом запоминания, когда основным уклоном, для усвоения информации, являются мысли и слова, идеи и логика. Из-за такого вида памяти, процесс запоминания растягивается на несколько этапов. Сначала человек вникает в информацию, потом пытается найти все смысловые связи в тексте или сравнить с чем-то, понять всю терминологию, а уже потом запомнить нужный ему материал.


Людям с развитой словесно-логической памятью проще запоминать абстрактный, словестный материал, формулы, понятия. Многие опытные лекторы, преподаватели и ученые обладают сочетанием слуховым и словесно-логическим типом памяти. Если тренировать логическую память изо дня в день, то можно добиться ошеломительных результатов. Такая память более эффективна, нежели механическое запоминание, которое в большинстве случаях опирается на инстинкты [24].

  1. Образная память. Данная память проявляется еще в детском возрасте (к 2-м годам), но максимальное развитие достигается в подростковый период. Образная память напрямую связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов, явлений и предметов, их качеств, отношений между ними. Образы, которые всплывают в памяти человека, могут быть самыми разними. К примеру, человек может запомнить конкретно какой-то предмет, а может запомнить лишь общее представление о нем, с абстрактным содержанием. Благодаря разным анализаторам, человек и способен запоминать образы. У всех людей развит свой, более активным анализатор. Но чаще всего, это именно зрительная память. На самом деле, образную память можно поделить на слуховую, вкусовую, зрительную, обонятельную и осязательную. Все зависит от того, какой из анализаторов работает больше всего, при запоминании информации.

  2. Слуховая память. Данная память представляет собой неплохое запоминание и четкое воспроизведение разнообразных звуков: музыки, речи.

  3. Зрительная память. Эта память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Если у человека хорошо развита фантазия или он просто творческая личность, знайте, у него хорошо развита зрительная память. Такие люди могут находить информацию, даже года этого не требуется.

  4. Обонятельная, вкусовая и осязательная память. Такая память, которые играют незначительную, но важную роль в жизни человека. Главной задачей данной памяти является удовлетворение биологических потребностей человека. Да, вид этой памяти довольно ограничен, но при желании и такую память можно развить, особенно если это нужно в профессии.

  5. Мгновенная или иконическая память. Крайне интересный вид памяти, так как запоминание, чаще всего, происходит против своей воли, без каких-либо осмысленных усилий. Эта память способна удерживать необходимый материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо обработки информации. Продолжительность памяти – от 0,1 до 0,5 с.

  6. Кратковременная память. Данный вид памяти способствует сохранению материалов в течении небольшого промежутка времени: в среднем в пределах 20 с. Эта память, как и мгновенная может происходить после однократного или кратковременного восприятия. Она так же принимает и запоминает материал без осмысленных усилий, но в отличие от иконический памяти, кратковременная дает установку на будущее воспроизведение.