Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Учебно-практическое пособие……………………...............42
ТЕМА 1. Механизмы и методы государственного регулирования экономики
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Индивидуальные задания по дисциплине
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
2. Учебно-практическое пособие
Рис. 1 Методы и средства государственного регулирования экономики
Тема. Бюджетно-налоговая политика государства
Налоговая система как инструмент государственной политики
Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике
Цели и эффективность денежно-кредитной политики
Тема. Содержание и меры антимонопольной политики
Тема. Cистема поддержки малого бизнеса
Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды
Цель, задачи и эффективность государственного регулирования
Финансирование природоохранных мероприятий
Инвестиции как объект государственного регулирования
Государственное финансирование инвестиций
Основные направления государственного регулирования инвестиций
Наконец, налоговой льготой являются отсрочка уплаты налога и полное освобождение от него. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия.
Также широко применяются специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложениядля малых предприятий), используются необлагаемй минимум и вычеты из налоговой базы.
Разновидностью налоговых льгот можно считать ускоренную амортизацию, т.е. ускоренное возмещение затрат на основной капитал. Норма амортизации устанавливается в законодательном порядке. Как правило, налоговое законодательство разрешается проводить амортизационные списания в размерах, значительно превышающих фактический износ основного капитала. Это достигается либо путем ускоренного списания стоимости основного капитала в первые годы его службы, либо путем установления заниженных сроков его работы.
Вопросы для самоконтроля по теме.
1). Что такое государственный бюджет?
2). Какие функции выполняет бюджетная система?
3). Перечислите основные принципы построения государственного бюджета.
4). Что собой представляет государственный долг и в каких формах он выступает?
5). Дайте определение налога.
6). Какие бывают виды налогов?
7). Назовите основные функции налогов. 8). В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику?
Тесты
1.Фискальная функция налогов заключается:
а) в формировании государственного бюджета;
б) в распределении ресурсов;
в) в стимулировании слаборазвитых отраслей экономики;
г) в поддержании малоимущих групп населения.
-
К прямым налогам относятся:
а) НДС, акциз, налог на прибыль;
б) подоходный налог, налог на имущество, НДС;
в) налог на прибыль, налог на имущество, подоходный налог;
г) подоходный налог, НДС, акциз.
-
Принцип единства при построении государственного бюджета заключается:
а) по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;
б) сосредоточение в бюджете всех расходов и доходов государства;
в) правдивое отражение доходов и расходов государства;
г) обязательное информирование населения о структуре государственного бюджета.
-
Метод установления налоговой ставки, при которой ставка остается постоянной независимо от величины дохода, называется:
а) регрессивный;
б) пропорциональный;
в) прогрессивный.
5. Налоговая база – это:
а) доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет, выраженная в процентах;
б) доля дохода, необлагаемая налогом;
в) совокупность всех сборов, пошлин и налогов, подлежащих взносу в бюджет;
г) общая сумма дохода, подлежащая налогообложению.
Тема. Денежно-кредитное регулирование экономики
Денежно-кредитная политика заключается в воздействии на денежное обращение с помощью Центрального Банка (ЦБ) через такие рычаги, как:
Это направлено на изменение спроса и предложения на финансовом рынке, т.е. на изменение денежных потоков и накоплений; на поддержание национальной денежной единицы; и самое важное – не дать упасть стоимости обязательств Правительства как внутри страны, так и на внешних рынках.
Под инструментами денежно-кредитной политики понимают механизмы, позволяющие Правительству и Центральному Банку влиять на денежную массу.
В России денежно-кредитная политика отражается в совместном документе Правительства и Банка России – «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики».
Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике
Исходный момент денежно-кредитной политики – изменение величины реального предложения денег в результате проведения Центральным банком соответствующей политики. Механизм воздействия Центрального банка на объем денежной массы в экономике обусловлен природой функционирования современной кредитно-банковской системы, способностью коммерческих банков увеличивать или уменьшать денежную массу путем кредитной эмиссии.
Формы и инструменты регулирования предложения денег.
Прямое регулирование предложения денег в экономике предполагает установление лимитов кредитования, процентных ставок, объема выдаваемых кредитов, эмиссию денег и пр.
В современных условиях в странах с развитой рыночной экономикой преимущественно используются 4 основных инструмента, с помощью которых Центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы: операции на открытом рынке, учетная ставка, норма обязательных резервов, валютное регулирование.
Проводя операции на открытом рынке и изменяя учетную ставку, Центральный банк влияет непосредственно на денежную базу. Изменение нормы обязательных резервов, как уже отмечалось, воздействует на процесс мультипликации.
Операции на открытом рынке – купля или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, как правило, на вторичном рынке, так как подобная деятельность Центрального банка на первичном рынке носит инфляционный характер и ограничена или запрещена законом во многих страна.
Покупая ценные бумаги у частного лица или коммерческого банка, Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков, находящиеся на их корреспондентских счетах, соответственно растет денежная база. Получив дополнительные ресурсы, коммерческие банки увеличивают объемы выдаваемых кредитов, включается механизм кредитной эмиссии и сопровождающего ее мультипликативного расширения денежной массы.
Если Центральный банк продает ценные бумаги, то процесс протекает в обратном направлении и происходит уменьшение денежной массы.
Изменение учетной ставки. Увеличение ресурсов коммерческих банков может также происходить, если Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Процесс кредитования коммерческих банков Центральным банком называется рефинансированием. Ставка, по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредит в основном предоставляется в форме учет векселей) или ставкой рефинансирования (при других методах кредитования).
Ссуды Центрально банка попадают на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мульпликативного изменения предложения денег.
Повышение учетной ставки (ставки рефинансирования) означает удорожание ресурсов, которые банки могут получить путем заимствования у Центрального банка, что приводит к сокращению их объемов, а следовательно, к уменьшению ссудных операций коммерческих банков. В то же время, приобретая более дорогие ресурсы, банки повышают свои ставки по кредитам. Условия кредитования ухудшаются, кредиты становятся менее доступными, происходят кредитное сжатие и удорожание денег. Предложение денег в экономике снижается.
Снижение учетной ставки косвенно способствует росту денежной массы в обращении.
Изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить на специальных счетах в Центральном банке и не могут использовать для осуществления активных операций, и прежде всего кредитования.
Впервые практика обязательных резервов была официально введена в 1913 г. в США.
После второй мировой войны принцип изменяющихся обязательных резервов был введен центральными банками многих развитых стран.
Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки, и выполняют две функции. Вопервых, они должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности коммерческих банков для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возвращению депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими банками. Во вторых, они являются инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы. Изменение формы обязательных резервов непосредственно влияет на величину кредитно-финансового потенциала коммерческих банков. Чем
выше норма обязательных резервов, тем меньше сумма ресурсов для выдачи кредитов, тем меньше кредитная эмиссия. Валютное регулирование.
Основным инструментом являются валютные интервенции – это купляпродажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке. Цель – воздействие на курс (стоимость) национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам, т.е. на суммарный спрос и предложение денег.
Центральный Банк как денежный агент через поддержание валютного курса должен поддерживать престиж своего правительства.