Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Учебно-практическое пособие……………………...............42

1 вариант

1 вариант

1 вариант

2 вариант

1 вариант

2 вариант

3 вариант

самостоятельной работы

ТЕМА 1. Механизмы и методы государственного регулирования экономики

Вопросы для подготовки к занятию

Задания для подготовки к занятию

Вопросы для подготовки к занятию

Задания для подготовки к занятию

Задания для подготовки к занятию

Индивидуальные задания по дисциплине

1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА

(ОТПК)

3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)

1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА

Темы контрольных работ Темы контрольных работ выбираются строго в соответствии с последними цифрами шифра студента. Антимонопольное регулирование экономики. Антиинфляционная политика в системе государственного регулирования экономики. Бюджетная система: элементы, структура, формы взаимодействия в условиях федеративного государства. Бюджетный федерализм: проблемы реализации и взаимоотношений органов власти. Взгляды современных экономистов (Пол Самуэльсон, Милтон Фридмен и др.) на роль, которую должно играть государство в экономике. Взаимодействие кредитно-денежного регулирования и механизмов бюджетной и налоговой политики государства. Государственное регулирование экономики: сущность, основные формы и инструменты. Государственное регулирование и государственный сектор в рыночной экономике. Государственное регулирование экономики в условиях различных моделей и типов рынка. Государственное регулирование экономики и государственное планирование. Государственные заказы и контракты в системе государственного регулирования экономики. Государственное планирование и программирование: основные принципы, методы и технология разработки и реализации. Государственные заказы как инструмент реализации общегосударственных потребностей. Государственные контракты: классификация, область применения, основные формы и типы. Государственное регулирование экономического роста. Государственная поддержка малого бизнеса. Государственное регулирование инфраструктуры рынка. Государственное регулирование в экономически развитых странах. Государственное регулирование экономики в развивающихся странах. Государственное регулирование движения капиталов и иностранных инвестиций. Государственное регулирование экономики в период становления и развития рыночных отношений. Государственное управление экономикой в переходный период. Государственная программа формирования и развития рыночных отношений в переходный период. Дерегулирование экономики: основные методы и эффективность реализации. Инструменты денежно-кредитной политики государства. Классическая (монетаристская) экономическая теория и государственное невмешательство в экономику. Кейнсианская экономическая теория и усиление государственного вмешательства в экономику. Министерства и ведомства в структуре органов исполнительной власти в странах со сложившейся цивилизованной рыночной экономикой. Налогообложение как важнейший метод государственного регулирования экономики. Национальное счетоводство в системе государственного регулирования экономики. Налогообложение в период становления и развития рыночных отношений. Органы государственного регулирования экономики. Особенности налогообложения частного сектора в условиях цивилизованной рыночной экономики. Организационно-экономический механизм формирования и размещения государственных заказов и закупок. Основные цели кредитно-денежной политики государства и их взаимосвязь с экономической политикой. Основные формы и методы регулирования в социальной сфере. Особенности государственной поддержки инноваций в экономике. Основные черты и особенности государственного регулирования внешнеэкономических связей. Особенности государственного регулирования экономики в странах с социально ориентированной рыночной экономикой. Особая роль государства (правительства) в становлении и развитии рыночных отношений в переходный период. Опыт зарубежных стран по приватизации предприятий в период становления и развития рыночных отношений. Опыт государственного регулирования в странах с разным уровнем развития рыночной экономики. Правительственное регулирование предпринимательской деятельности. Планирование (директивное, стратегическое, индикативное) как метод государственного регулирования экономики. Прогнозирование как метод государственного регулирования экономики. Программирование как метод государственного регулирования экономики. Приватизация в системе государственного регулирования экономики. Приватизация государственных предприятий в переходный период. Роль и место государства в регулировании экономики. Роль и методы регулирования Центральным банком государства кредитноденежной сферы экономики. Регулирование внешнеэкономических отношений в системе государственного регулирования экономики. Социальная рыночная экономика как наиболее развития форма государственного регулирования экономики. Сущность государственного вмешательства в экономику и его роль на различных этапах становления и развития рыночных отношений. Социальная защищенность и социальная справедливость в системе государственного регулирования экономики. Структурная и инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики. Формы и методы государственного регулирования экономики. Формы государственного регулирования внешней торговли. Экономические функции государства (правительства) в условиях рыночной экономики. Ресурсноеобеспечение:а) основная литература:1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник для вузов/ А.М. Бабашкина. - М.: Финансы и статистика, 2005, 2007. - 477 с. – 7 экз.2. Государственное регулирование экономики : учебное пособие / под редакцией И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. — Москва : МГУ имени М.В.Ломоносова, 2011. — 440 с. — ISBN 978–5–211–06158–3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/10223 (дата обращения: 22.10.2019).3. Мельников В.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие/ В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2012. - 335 с. – 7 экз. 4. Мысляева, И. Н. Государственное регулирование экономики : учебное пособие / И. Н. Мысляева, Н. П. Кононкова, Е. А. Алимарина ; под редакцией И. Н. Мысляева, Н. П. Кононкова. — М. : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010. — 440 c. — ISBN 978-5-211-06158-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/13080.html (дата обращения: 22.10.2019).б) дополнительная литература:1. Буров, М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов : монография / М. П. Буров. — 3-е изд. — М. : Дашков и К, 2019. — 344 c. — ISBN 978-5-394-03328-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85356.html (дата обращения: 22.10.2019).2. Вилкина, М.И. Проблемы регулирования инфляции в экономике Российской Федерации / М.И. Вилкина // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. — 2016. — № 4. — С. 1-7. — ISSN 2906-0029. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/311361 (дата обращения: 22.10.2019).3. Кульков В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум для академического бакалавриата/ В.М. Кульков; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - М.: Юрайт, 2016, 2017. - 375 с.. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-6373-1 (в пер.). - ISBN 978-5-534-02853-9. – 20 экз.4. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для академического бакалавриата/ Ред. С.Ф. Серегина; Высшая школа экономики. - 2-е изд., 3-е издиспр. и доп.. - М.: Юрайт, 2015, 2016, 2017. - , 184 с.. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-4320-7 (в пер.). - ISBN 978-5-9916-6123-2. - ISBN 978-5-534-0020702: 276.87, 388.10, 396.78. – 15 экз. 5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторя. По состоянию на 1 ноября 2017 г.+ сравнительная таблица изменений . - М.: Проспект, 2017. - 1072 с.. - ISBN 978-5-392-26894-8. – 15 экз.6. Подпорина, И.В. Современная финансовая политика Российской Федерации : учебное пособие / И.В. Подпорина. — Москва : МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014. — 320 с. — ISBN 978-5-19-010949-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/99345 (дата обращения: 22.10.2019).7. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: Учеб. пособие/ А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская; Ред. А.В. Сидорович; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 624 с.. - (Учебники МГУ им М.В. Ломоносова). - ISBN 978-5-8018-0351-7. – 27 экз8. Шишкин М.В. Антимонопольное регулирование: Учебник и практикум длбакалавриата и магистратуры/ М.В. Шишкин. - М.: Юрайт, 2017. - 143 с.. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-02892-8 (в пер.). – 8 экз.в) профессиональные базы данных и информационных справочных систем http: //www, cbr. ru. Официальный сайт ЦБ РФ. Информационно-аналитические материалы http://www.cfin.ru/finanalysis/- Финансовый анализ, оценка бизнеса http://www.economicus.ru/— Образовательно-справочный сайт по экономике. http://www.economy, gov.ru/minec/main- Министерство экономического развития Российской Федерации. http://www. gks.ru/- Федеральная служба государственной статистики. http://www, government.ru/

2. Учебно-практическое пособие

Рис. 1 Методы и средства государственного регулирования экономики

Тема. Бюджетно-налоговая политика государства

Налоговая система как инструмент государственной политики

Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике

Цели и эффективность денежно-кредитной политики

Тема. Содержание и меры антимонопольной политики

Тема. Cистема поддержки малого бизнеса

Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса

Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда

Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды

Цель, задачи и эффективность государственного регулирования

Финансирование природоохранных мероприятий

Инвестиции как объект государственного регулирования

Государственное финансирование инвестиций

Основные направления государственного регулирования инвестиций

Система поддержки благоприятного инвестиционного климата

Цели и задачи ВЭД

Инструменты регулирования ВЭД

Итоговые вопросы по курсу



полномочий;



законодательства.

Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования экономики в каждой стране – само понятие монополиста как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение» - центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях по установлению антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строго и однозначного решения.

Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых странах проявилось в последнее время при определении монополиста и его экономической власти в учете так называемых аффилированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 28 декабря 1995 г. обязывает акционерные общества вести учет своих аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и категорий принадлежащих им акций (ст. 92, 93).

Аффилированные (взаимозависимые) лица – это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. К ним относятся следующие категории лиц:


лицо, участвующее в имуществе другого, если доля такого участия

составляет более 20%; физическое лицо, подчиняющееся другому физическому лицу по

должностному положению; лица, состоящие в родственных отношениях (супруги; родители – дети;

братья – сестры).

Отношения аффилированных лиц могут быть имущественными; договорными; организационно-управленческими; родственными; смешанными.

Аффилированными считаются как контролируемые тем или иным лицом субъекты, так и контролирующие его деятельность.

Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования – определение видов монополистической деятельности, представляющих злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции:

изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;

навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора; принуждение к заключению «связанных контрактов»;

нарушение установленного порядка ценообразования;

создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим

субъектам;

установление монопольно высоких (низких) цен;

необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства соответствующего товара и др.

Как один из видов монополистической деятельности, подлежащей запрещению в России, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции в виде установления согласованных цен, разделов рынков, ограничения доступа на рынок других продавцов.

Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирования – перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются. В России к ним относят:

распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому

хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации;

ложную информацию о потребительских свойствах и месте изготовления

товара;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с

товарами других хозяйствующих субъектов;

продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных знаков; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия ее владельца.



Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования – совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный антимонопольный орган – это Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая создает в регионах территориальные отделения. К основным его задачам относятся:

содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и

предпринимательства;

предупреждение, ограничение и пресечение монополистической

деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Этот орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий, об их принудительном, разделении или выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства.

ФАС осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Кроме того, этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций.

Система антимонопольного регулирования включает также и меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях предусматриваются и более строгие меры.

В экономике современных государств всегда существуют такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразны по причине ее экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых – обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение на конкурентные рынки и в принципе неконкурентные, т.е. такие, где сохранение монополии экономически оправдано.
Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, - это так называемые естественные и государственные монополии.

Естественная монополия – такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т.д. Согласно Федеральному закону РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., к ним отнесены:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

В России применяются следующие методы регулирования естественных монополий:

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен

(тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребности в товаре, производимом субъектом естественной монополии.

Государственное регулирование естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Тема. Cистема поддержки малого бизнеса


Малое предпринимательство как объект государственного регулирования

Государственное регулирование малого предпринимательства призвано создать наиболее благоприятные условия для функционирования и повышения социально-экономической эффективности данного сектора экономики. Малое предпринимательство – достаточно многогранное и сложное экономическое явление.

Это особая инновационная форма производства, которая в соответствующих исторических и социально-экономических условиях становится преобладающей, что и обеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику. Это особый вид бизнеса. Его цель – получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, т.е. предпринимательского дохода.

В экономической статистике России размер предприятия принято определять тремя основными признаками: численностью производственного персонала, объемом валовой продукции и величиной основных производственных фондов. Согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства РФ» от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ, установлено, что предельная численность персонала по отраслям составляет: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 чел.; в науке и научном обслуживании – 60; в сельском хозяйстве – 60; в оптовой торговле – 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел. Эти границы малых предприятий адекватны реальной экономической ситуации в стране.

Согласно этому Закону, количественный показатель дополняется качественными характеристиками, например ограничением в отношении вида собственности предприятия. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства. Малое предпринимательство – наиболее гибкая форма деловой жизни. Именно в этом секторе экономики создается основная масса идей, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса; тем самым крупное производство дополняется возможностями малого предпринимательства. Являясь производителями и потребителями товаров, малые предприятия (МП) имеют возможность чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.