Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Учебно-практическое пособие……………………...............42
ТЕМА 1. Механизмы и методы государственного регулирования экономики
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Индивидуальные задания по дисциплине
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
2. Учебно-практическое пособие
Рис. 1 Методы и средства государственного регулирования экономики
Тема. Бюджетно-налоговая политика государства
Налоговая система как инструмент государственной политики
Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике
Цели и эффективность денежно-кредитной политики
Тема. Содержание и меры антимонопольной политики
Тема. Cистема поддержки малого бизнеса
Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды
Цель, задачи и эффективность государственного регулирования
Финансирование природоохранных мероприятий
Инвестиции как объект государственного регулирования
Государственное финансирование инвестиций
Основные направления государственного регулирования инвестиций
Экологические программы. Для реализации важнейших экологических целей, имеющих стратегическое значение, большую роль играют разработка и реализация экологических программ. Программа представляет собой согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленный на эффективное решение экологических проблем. В зависимости от цели их реализации возможна на международном уровне, внутри отдельной страны, на региональном уровне. Во многих странах приняты комплексные программы природопользования по всей природно-продуктовой цепочке и по всем средам, подкрепленные соответствующими диверсифицированными законодательствами.
В реализации программ обычно ведущую роль играет государство, так как необходимость быстрой концентрации значительных ресурсов, сложность проблемы и неопределенность экономической эффективности делают целесообразным прямое регулирование при поддерживающей роли рыночных инструментов. В России федеральные целевые программы необходимы для реабилитации зон экологического бедствия (чернобыльская зона), охраны особо ценных природных объектов (озеро Байкал, речные системы, бассейны морей), выполнения международных обязательств (охрана озонового слоя, парниковые газы, сохранение биоразнообразия) и т.п.
Всемирный характер экологических проблем, обостряющихся в современных условиях, предполагает совместные усилия разных стран для их решения. Участие государства в международном сотрудничестве по охране окружающей среды (подписание и реализация двух- и многосторонних соглашений и программ, участие в работе международных организаций и т.п.) позволяет выработать общие принципы, механизмы и инструменты, регулирующие и регламентирующие природопользование в международном масштабе.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1). В чем заключается проблема экологической безопасности?
2). Назовите цель и задачи государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
3). Какие критерии используются для оценки природоохранных мероприятий?
4). В чем состоит нормативное регулирование экологической безопасности?
5). Перечислите макроэкономические и специальные меры и инструменты экологической политики государства.
6). Какое значение играет ускоренная амортизация в области природоохранных мероприятий?
7). Каким образом осуществляется финансирование природоохранных мероприятий? 8). В чем заключаются экологические программы?
Тесты по теме:
-
Критерий социальной эффективности при оценке природоохранных мероприятий означает, что:
а) объемы выбросов не должны превышать установленную допустимую величину;
б) достижение экологических целей должно осуществляться с минимальными издержками;
в) меры экологической безопасности не должны противоречить обеспечению занятости населения.
-
Недостатком нормативного регулирования состояния окружающей среды является:
а) оперативность внедрения;
б) высокие затраты;
в) высокая эффективность с экологической точки зрения.
-
К мерам административно-правового регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
а) установка очистных сооружений;
б) формирование и реализация экологических программ;
в) приостановление или прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы.
-
К макроэкономическим мерам создания экологической безопасности не относятся:
а) формирование и реализация экологических программ;
б) создание благоприятного инвестиционного климата;
в) сокращение дефицита государственного бюджета;
г) денежно-кредитная политика.
-
Базовая ставка за загрязнение окружающей среды устанавливается предприятию:
а) за загрязнения сверх установленного лимита;
б) за загрязнения в пределах установленных нормативов;
в) независимо от размеров выбросов в окружающую среду.
Тема. Инвестиции как объект государственного регулирования
Инвестиции как объект государственного регулирования
В развитии экономики любой страны важную роль играют инвестиции. От их объема, состояния инвестиционного процесса зависит решение многих социально-экономических задач, связанных с обеспечением экономического роста, соответствия структуры капитала и производства изменяющейся конъюнктуре рынка, роста жизненного уровня населения, конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и страны в целом, макроэкономической стабильности.
Обычно под инвестициями понимается авансирование денежных средств для получения дохода. В самом широком смысле слова инвестиции обеспечивают финансирование роста и развитие экономики страны.
Инвестиции это долгосрочные вложения средств как внутри страны, так и за рубежом в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новейших технологий и техники, увеличения производства и получения прибыли. Особое значение инвестиции имеют для формирования перспективной структуры общественного производства, ориентированной на реализацию социальных целей и насыщение потребительского рынка.
Инвестор – государство, организация, частный предприниматель, осуществляющие долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело, предприятие с целью получения прибыли. Государственные инвестиции финансируются за счет налогов, займов, государственных доходов. Источником частных инвестиций являются собственные средства инвестора или привлеченные им путем получения долгосрочных кредитов и выпуска ценных бумаг.
Виды инвестиций. Различают следующие виды инвестиций. Банковские – вложения банковских ресурсов, как правило, на длительный срок. Инвестиции в основной капитал – приобретение предприятиями вновь произведенных капитальных благ, к числу которых относятся, например, производственное оборудование, компьютеры, новые производственные здания. Реальные – долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства. Иностранные – долгосрочные вложения капитала зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли, реализация вывоза предпринимательского капитала в странереципиенте. Портфельные – вложения средств в акции, облигации и другие ценные бумаги долгосрочного характера с целью получения прибыли. Они составляют часть экспорта производственного капитала в том случае, когда приобретаются акции заграничного предприятия. При приобретении облигаций иностранных банков и других финансовых учреждений портфельные инвестиции относятся к экспорту ссудного капитала. В отличие от частных прямых заграничных капиталовложений при осуществлении портфельных инвестиций не ставится задача приобретения контроля над заграничным предпринимателем.
Прямые – это инвестиции в производство какого-либо продукта в своей стране, а также в другой стране, в решение конкретной производственной задачи, в строительство или развитие определенного объекта и обеспечение участия в управлении этим производством. Финансовые – это международная финансовая деятельность, включающая операции с ценными бумагами. Косвенные – вложения средств с преследованием цели получения для себя определенных выгод вне зависимости от того, на решение каких конкретных задач будут использованы эти инвестиции.
Инвестиционная деятельность может осуществляться: гражданами, предприятиями всех форм собственности, различными объединениями предприятий (концернами, консорциумами, хозяйственными ассоциациями), органами власти и управления республиканского и территориального уровня, иностранными гражданами, иностранными предприятиями, иностранными государствами, совместно российскими и иностранными гражданами, предприятиями и государствами.
Государственное финансирование инвестиций
До реформ управления инвестиционным процессом в России осуществлялось путем директивного централизованного планирования. Реформы привели к децентрализации управления инвестициями, демонтажу системы планирования, переходу к управлению на базе рыночных отношений. Но наряду с косвенным регулированием с помощью налоговых ставок, инвестиционных кредитов, бюджетных дотаций и ссуд государство обязано применять прямые методы управления государственными инвестициями.
Государство проводит инвестиционную политику, непосредственно управляя государственными инвестициями через министерства и ведомства, специально определяет порядок инвестирования за счет средств бюджета на основании президентских и правительственных программ. Перечень федеральных целевых программ и объем их финансирования из бюджета предусматриваются Законом РФ о федеральном бюджете на очередной год.
Крупные инвестиционные проекты подвергаются независимой экспертизе.
В настоящее время инвестиционной деятельностью в России управляет ряд министерств, ведомств, государственных организаций:
Минэкономразвития, отраслевые министерства и ведомства, Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация и др. Эти структуры участвуют в реализации инвестиционных проектов и подготавливают документацию для получения необходимых объемов инвестиций.