Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Учебно-практическое пособие……………………...............42
ТЕМА 1. Механизмы и методы государственного регулирования экономики
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Индивидуальные задания по дисциплине
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
2. Учебно-практическое пособие
Рис. 1 Методы и средства государственного регулирования экономики
Тема. Бюджетно-налоговая политика государства
Налоговая система как инструмент государственной политики
Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике
Цели и эффективность денежно-кредитной политики
Тема. Содержание и меры антимонопольной политики
Тема. Cистема поддержки малого бизнеса
Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды
Цель, задачи и эффективность государственного регулирования
Финансирование природоохранных мероприятий
Инвестиции как объект государственного регулирования
Государственное финансирование инвестиций
Основные направления государственного регулирования инвестиций
б) защита отечественного производителя от зарубежной конкуренции;
в) формирование бюджета;
г) стабилизация национальной валюты.
-
Таможенное регулирование решает задачи:
а) обеспечение экологической чистоты;
б) обеспечение минимальной заработной платы;
в) защита внутреннего рынка от импорта товаров;
г) обновление основных производственных фондов.
-
К функциям государства не относятся:
а) поддержка малого бизнеса;
б) поддержка конкуренции;
в) денежно-кредитная политика;
г) развитие и поддержка монополизма.
Тема. Бюджетно-налоговая политика государства
Основой финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.
Бюджет, его функциональная роль в регулировании экономики.
Государственный бюджет. Это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в.
-
Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и доходов государства. В государстве должны существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации. -
Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления. -
Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства. -
Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Функции бюджета. Бюджетная система выполняет три функции:
-
фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет, например, в США 6-7% доходов государственного бюджета); -
функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения экономической политики; -
социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Таблица 1
Структура государственного бюджета
-
Доходы
Расходы
Налоговые доходы-
налог на прибыль организаций -
НДС -
акцизы -
налоги и сборы за пользование природными ресурсами -
местные налоги -
государственная пошлина
Нефтегазовые доходы
Доходы от внешнеэкономической
деятельности
Неналоговые доходы-
дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ -
целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей
-
Общегосударственные вопросы -
Национальная оборона -
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность -
Национальная экономика -
Жилищно-коммунальное хозяйство -
Охрана окружающей среды -
Образование -
Культура, кинематография и СМИ -
Здравоохранение и спорт -
Социальная политика и пенсионное обеспечение -
Межбюджетные трансферты, финансовая помощь бюджетам других уровней
-
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Построение бюджетной системы также зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованьями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.
В федеративных государствах бюджетная система состоит их трех звеньев:
правительства;
– в ФРГ,
провинций – в Канаде, кантонов – в Швейцарии, субъектов федерации – в России);
Можно выделить три уровня бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации.
-
Федеральный бюджет РФ (республиканский бюджет РФ), бюджеты государственных внебюджетных фондов. -
Бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области. -
Местные бюджеты административно-территориальных образований РФ – это около 29 тысяч местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты.
Каждый уровень включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования. Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Консолидированные бюджеты не утверждаются законодательными органами. Это статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют доходы и расходы (источники поступлений средств и направления их использования по территориям в целом и по отдельным субъектам РФ).
Все субъекты Федерации и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, исходя из государственного и административнотерриториального устройства своей территории.
Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации определят бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды – это целевые фонды финансовых ресурсов, предназначенные для решения централизованных задач на уровне государства, муниципалитетов и отраслей экономики, обеспечивающие дополнительными источниками финансирования приоритетные направления социально-экономического развития общества.
Государственные внебюджетные фонды представляют собой целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности.
Существуют также внебюджетные фонды отраслевого и межотраслевого назначения, целью деятельности которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развития и стимулирования производства. К ним относятся, например, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и Фонд содействия научно-техническому прогрессу.
Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных слоев населения.
При помощи внебюджетных фондов государство и муниципальные образования решают важнейшие социальные задачи:
-
социальной защиты населения; -
повышения жизненного уровня населения; -
сохранения и улучшения здоровья населения; -
социальной ориентации безработного населения; 5) оказания социальных услуг населению.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти – центральных, республиканских и местных.
Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения выполняемых задач и функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и предоставляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных органов власти. Они предоставляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджеты федеральных внебюджетных фондов вносятся на рассмотрение и утверждение Государственной Думы и Совета Федерации. Они принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов вносятся на рассмотрение законодательных органов власти субъектов РФ и принимаются в форме законов субъектов РФ одновременно с законами о бюджете на очередной финансовый год.
Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются: 1) обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами; 2) добровольные взносы юридических и физических лиц; 3) прочие доходы.
Поступления доходов в государственные внебюджетные фонды обеспечивают органы исполнительной власти, на которые возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.