Файл: Методические рекомендации для изучения особенностей ребенка воспитателем дошкольного учреждения Заключение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Выявление возможностей применения методов исследования в процессе изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста
2.1 Использование различных методик для изучения дошкольников
Теоретический аспект изучения проблемы использования методов психолого-педагогического исследования, позволяет выделить существенные характеристики методов и их педагогические возможности применения в работе воспитателя ДОУ.

Нами поставлена следующая цель исследования – выявление возможностей применения методов исследования в процессе изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Исходя из поставленной гипотезы исследования, что систематическое использование педагогами ДОУ методов психолого-педагогического исследования способствует формированию системы знаний об индивидуальных особенностях воспитанников и тем самым повышению эффективности процесса учебно-воспитательной работы образовательной организации, нами были выбраны методы и задачи проведения исследования.

Методы исследования:

  • организация исследования;

  • психодиагностика;

  • беседа с детьми;

  • наблюдение.

Задачи:

  • проведение исследования;

  • выявление уровня притязаний детей;

  • анализ результатов исследования.

Экспериментальной базой нашего исследования явилось детский сад «Аленушка». В исследовании приняли участие 6 детей, воспитанников средней группы.

Условия исследования: Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Надо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком. Работу с ребенком следует начать с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и мотивации к заданию может свести все усилия психолога на нет. В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку походить или сделать физические упражнения. Необходимо учитывать требуемое для проведения исследования время. Мы учли все выше перечисленное в нашем эксперименте и создали соответствующие условия его проведения.


Методика, направленная на выявление самооценки ребенка: Методика «Нарисуй себя» (И.В. Дубровина) [6].

Цель – изучение уровня самооценки.

Задачи:

- выявление уровня отношения ребенка к себе

- определение сформированости понятия «хороший» - «плохой»

Методы: наблюдение, анализ рисунков.

Материалы исследования: листы бумаги, 4 цветных карандаша – черный, коричневый, красный, синий.

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем рисовать. Сначала мы нарисуем плохого мальчика или плохую девочку. Будем рисовать двумя карандашами, коричневым и черным. Чем хуже будет мальчик или девочка, которых вы нарисуете, тем меньше должен быть рисунок. Совсем плохой мальчик (девочка) займет совсем мало места. Но все равно должно быть ясно, что это рисунок человека». После того, как дети закончили рисовать, дается следующее задание: «А теперь мы рисуем хорошего мальчика или хорошую девочку. Рисовать будем красным, и синим карандашами. И чем лучше будет мальчик или девочка, тем больше должен быть рисунок. Очень хороший займет весь листок».

Перед выполнением третьего рисунка дается такое пояснение: «На этом листочке пусть каждый из вас нарисует себя. Себя вы можете рисовать всеми четырьмя карандашами».

Результаты полученных данных приведены в таблице (Приложение 3). По результатам проведенных исследований можно отметить:

- у 60% детей – высокая адекватная самооценка: она более характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. У дошкольников же нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

- у 30% - заниженная самооценка: эти дети находятся в ситуации дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с воспитателями, детьми – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность воспитателей и психологов (в случае неблагоприятной обстановки в семье). Суть психологической поддержки воспитателя состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в возможности ребенка, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку дошкольника.



- у 10% - адекватная самооценка: у этих детей сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Большинство детей сразу поняли инструкцию к заданиям и приступили к выполнению. У некоторых детей отмечались трудности в изображении «хорошего» и «плохого» мальчика/девочки. У некоторых детей отмечалась тревожность при выполнении рисунков, они боялись сделать не так и переспрашивали, правильно ли они делают.

Таким образом, самооценка детей оказалась в высокой степени связанной с оценками родителей и педагогов в детском саду. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. По результатам исследования можно сказать, что у большинства детей уровень их самооценки не соответствовал их поведению во время эксперимента, а также в группе. Некоторые дети с заниженной самооценкой среди сверстников выступали в роли лидера во время игры, а дети с завышенной самооценкой были ведомыми.

Методика, направленная на выявление эмоциональных проявлений ребенка.

«Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка» (Й. Шванцара) [12].

Для диагностики эмоциональной сферы ребенка мы использовали метод наблюдения, на примере оценочной шкалы эмоциональных проявлений ребенка (Й. Шванцара). В ходе исследования, мы проанализировали по этой шкале эмоциональное состояние двух детей.

Данные наблюдения за ребенком записываются в протокол.

(Приложение 4).

При протоколировании результатов обследования мы использовали следующую шкалу оценки:

0 баллов – нет;

1 балл – немного;

2 – средне;

3 – очень много;

4 – крайне много.

Балловая оценка необходима для того, чтобы выявить общее состояние эмоциональной сферы ребенка (подсчитать сумму баллов по каждому проявлению эмоций):

0 - 20 баллов — сниженное эмоциональное состояние

21 — 40 баллов — эмоциональное состояние в норме

41 — 60 баллов - повышенное эмоциональное состояние

После обследования мы получили следующие результаты:


Антон В. — 37 баллов, что соответствует эмоциональному состоянию в норме.

Даня Х. — 24 балла, что соответствует эмоциональному состоянию в норме.

Данные диагностики по каждому ребенку позволяют проанализировать особенности эмоциональной сферы ребенка, но и выявить его уровень развития, что даст воспитателю понимание того, нуждается ли ребенок в специально-организованной работе по развитию устойчивости эмоционального состояния. В данном случае, обследуемые нами дети в особой педагогической помощи по коррекции эмоциональной сферы не нуждаются.

Методика, направленная на выявление развития представлений:

Мы использовали метод «Беседа» для изучения представлений детей о нравственных качествах, предложенную Фридманом Г.М., Пушкиной Т.А., Каплунович И.Я. Исследование проводилось индивидуально. (Протокол беседы приведен в Приложении 5).

Антон во время беседы в своих ответах ссылался на обобщенные представления о качестве (например, по поводу жадности), на конкретных людей (например: Сашу и Витю), на литературных и сказочных персонажей (Супермена, Деда Мороза, Бармалея), на самого себя, причем при этом дает неправильную нравственную оценку качества (Щедрый потому что щажу). Следовательно, у него продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, щедрости, дружбе. Складываются отрицательные отношения к таким аморальным качествам, как: злость, трусость, жадность.

Для того, чтобы выявить общий уровень сформированости представлений Антона С. о нравственных качествах, мы произвели обработку результатов его ответов в баллах:

1 балл – сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – сформировано полное и четкое представление.

Далее, мы выявили уровень представлений Антона С. о нравственных качествах исходя из данной шкалы:

1-8 — низкий уровень сформированости представлений о нравственных качествах;

9-16 — средний уровень сформированости представлений Антона С. о нравственных качествах;

17- 24 балла - высокий уровень сформированости представлений Антона С. о нравственных качествах;

У Антона С. по данной методике уровень развития сформированости представлений о нравственных качествах соответствует среднему уровню (14 баллов). Это должно говорить воспитателю о том, что с Антоном необходимо специально проводить игры и упражнения, направленные на представления о нравственных качествах. Воспитатель должен учесть, что в первую очередь с Антоном необходимо проработать представления о щедрости, дружбе, доброте, что воспитатель может увидеть их запротоколированных в ходе обследования ответов ребенка.


Методика диагностики тревожности:

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [17].

Задачи метода: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций, общения с другими людьми.

Экспериментальный материал — 14 рисунков размером 8,5х11 см. Каждый рисунок представляет некоторую понятную для ребенка дошкольного возраста ситуацию (Приложение 6).

Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию следующего содержания:

  • Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

  • Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

  • Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

  • Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) одевается».

  • Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо, будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

  • Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

  • Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

  • Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

  • Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

  • Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

  • Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

  • Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

  • Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

  • Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».